Тип уроков: урок изложения новых знаний.
Методика проведения занятия: постановка проблемы, индивидуальная и групповая форма работы.
Основная цель учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока:
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- способствовать созданию положительной мотивации обучения.
Для учащихся:
Обучающие
- ознакомиться с понятием вес тела;
- изучить явления изменения веса тела;
- уметь объяснять различную физическую природу веса тела и силы тяжести;
- уметь решать задачи на определение веса тела.
Развивающие
- осознание мотивации познавательной деятельности;
- формулирование версий, их анализ.
Воспитательные
- развитие коммуникативных умений при обсуждении заданий.
Для учителя
Обучающие:
- способствовать формированию умению самостоятельно приобретать знания;
- формирование практической значимости веса тела;
- формирование умений решать задачи на нахождение веса тела.
Развивающее:
- включение в работу всех учащихся;
- формирование способа наблюдения веса тела при ускоренном движении.
Воспитательные:
- развитие стремления к познанию;
- развитие познавательного интереса учащихся.
Содержание учебно-познавательной деятельности.
Опорные знания и умения:
- явление притяжения, сила тяжести, деформации, сила упругости
- умение работать с измерительными приборами.
Новые знания и умения:
- Вес тела, отличие веса тела от силы тяжести, точка приложения веса тела, явление невесомости.
Оборудование:
Для учащихся:
- Динамометр, груз.
Для учителя:
- Бруски, линейка, груз, динамометр
Главная проблема урока - всегда ли вес тела равен силе тяжести?
Фундаментальный образовательный объект, в направлении которого планируется деятельность учеников – вес тела – сила, возникающая при деформации опоры или подвеса
Как именно на уроке предполагается достичь индивидуальной самореализации учеников – индивидуальная работа по изучению явления , выдвижение версий и их корректировка.
Ход занятия
1. Образовательная напряженность
В быту часто говорят: “Взвесьте 0,5 кг колбасы, спортсмен поднял штангу весом 100 кг, борец полусреднего веса”.
Учитель: Что имеют в виду при этом? Что такое вес тела? Чем отличается вес тела от его массы?
2. Уточнение образовательного объекта
Учитель: “Мы изучили явление притяжения. Вспомним, что это такое? Какой физической величиной характеризуется явление притяжения?
Мы изучили явление деформации. Что это такое? Какой физической величиной характеризуется явление деформации? Я подвешу на пружине груз массой 100 г. Что показывает мне динамометр?
3. Конкретизация задания
Перед вами груз массой 100 г и динамометр.
- Каким способом можно продемонстрировать явление притяжения?
Ответ: подвесить груз на пружину
- Что произойдет с пружиной?
Ответ: она растянется.
Чему будет равна сила тяжести груза массой 100 г?
Ответ: 1 Н.
Чему будет равна сила упругости?
Ответ: 1 Н.
Вопрос: на основании Вашего опыта можно утверждать, что сила тяжести всегда равна силе упругости?
4. Решение ситуации
Раскачайте динамометр. Пронаблюдайте, как изменяются показания динамометра?
Перед вами таблица, попробуйте ее заполнить, опираясь на свои собственные опыты, записи можно делать кратко.
5. Демонстрация образовательной продукции
Учитель: “Ребята, вы закончили выполнять задания, заполнили таблицу. Возможно, не на все вопросы вы сумели ответить. Я прошу желающих учеников зачитать ответы, а остальные ребята, внимательно выслушав ответы, сравните их со своими и, при необходимости, задать вопросы, выразив согласие или несогласие с выступающими.
6. Систематизация полученной продукции, обсуждение вопроса, заданного в начале урока (обсуждение версий учащихся)
После обсуждения заполненной таблицы, обобщается изученный материал, указывается о равенстве силы упругости и веса тела, о точке приложения веса тела, о его изменении при движении тела.
8. Рефлексия
Что главное вы узнали на этом уроке? (Индивидуальные ответы)
Каковы ваши основные результаты? (оцените выдвинутую вами версию, посмотрите на свою таблицу).
Что вам особенно понравилось на этом уроке? Что вам удалось?
9. Домашнее задание: Базовое - § 26, Упр. 9 (1,2,3).Творческие задания по выбору: сообщения по теме “Сила трения, сила упругости в природе в технике”, “Сила тяжести на других планетах”, “Силы в природе”, сказка о силах тяжести, трения, упругости.
Этап ситуации | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
0 этап -1 мин | Настройка учащихся на учебную деятельность | Организационный момент |
1. Образовательная напряженность -2 мин | Создание образовательной напряжённости. (Формулировка проблемы, связанной с весом тела, которая не имеет известного решения). | Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к решению проблемы (чем отличается вес тела от его массы?). |
2. Уточнение образовательного объекта
– 3 мин |
Обозначение образовательного объекта в виде явления. Расширение необходимой образовательной среды (что показывает динамометр, если к его пружине подвесить груз?). | Выявление личного опыта по отношению к данному явлению (ответы на вопросы: что такое явление притяжения, деформации, что показывает динамометр?) |
3. Конкретизация задания- 2 мин | Формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником (всегда ли сила тяжести равны силе упругости?) | Демонстрация явления притяжения, явления деформации, личное решение сформулированного задания. |
4. Решение ситуации- 1 мин | Сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими учениками вида. | Личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью экспериментальных методов. Индивидуальная, парная деятельности учеников, заполнение предложенной таблицы по результатам экспериментов. |
5. Демонстрация образовательной
продукции – 14 мин |
Организация обсуждения. Сопоставление и переопределение начальных позиций, мнений учеников. | Демонстрация своих образовательных продуктов: идей и выполненных заданий. |
6. Систематизация полученной продукции -15 мин | Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. | Переопределение образовательной продукции на качественно ином уровне (обсуждение версий, обобщение в виде коллективного образовательного продукта). |
7. Рефлексия- 4 мин | Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. | Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. "Снятие" и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Что главное узнал на уроке) |
8. Домашнее задание – 4 мин | Конкретизация домашнего задания | Обсуждение домашнего задания |
Таблица
1. Подвесьте груз на пружине, отметьте показания динамометра -
2. Пружина растянулась, потому что …
3. Сила тяжести груза равна –
4. Сила упругости пружины равна –
5. Эти силы по величине: равны или сила тяжести больше силы упругости или сила упругости больше силы тяжести
6. Укажите на рисунке точки приложения силы тяжести, силы упругости
7. Поднимайте динамометр с грузом равномерно вверх, равномерно вниз, отметьте, как изменяться его показания:
- при движении вверх – не изменятся, или увеличатся или уменьшатся;
- при движении вниз – не изменятся или, увеличатся или уменьшатся;
8. Раскачайте немного динамометр с грузом, отметьте, как изменятся его показания:
- при движении вверх – не изменятся, увеличатся или уменьшатся
- при движении вниз – не изменятся, увеличатся или уменьшатся
9. Что изменилось при движении груза: масса, сила тяжести или сила упругости?
10. Попробуйте сделать вывод: почему изменяются показания динамометра?