Школа в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
(ИЗ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯНА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА)
Современные требования к организации профессионально – трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Социально-экономическая ситуация в России:
– социальное расслоение;
– рост безработицы;
– увеличение детей с проблемами в развитии;
– высокие требования к квалификации рабочих на рынке труда затрудняет успешную социализацию выпускников с проблемами в развитии.
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.
Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встают ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.
Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является метод проекта.
Метод проекта характеризуется как:
– личностно-ориентированный;
– обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
– построенный на принципах проблемного обучения;
– развивающий навыки самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах;
– воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.
Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.
Особенности организации проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида на занятиях по швейному делу
Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
В своей работе используем алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.
Все эти виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.
В Приложении представлены разработки проектов для занятий по швейному делу, образец группового проекта учащихся VIII класса.
Для организации внеклассной работы и занятий по производительному труду в старших классах, когда учащиеся имеют необходимые знания и умения работы над проектом, можно предложить учащимся разработку более сложного группового проекта – предприятия по профилю, например – ученического ателье. Эта работа формирует профессиональное определение школьников в новых социально-экономических условиях, дает дополнительную информацию по экономическим вопросам, приближает работу учащихся к реальным производственным условиям.
Чтобы успешно выполнить этот проект учителю необходимо учитывать:
– психофизические способности учащихся с недостатком интеллекта, их склонности и интересы;
– недостаток знаний в экономической области.
Также учителю необходимо тщательно продумать этапы работы, четко запланировать всю работу.
От учащихся эта работа требует изучение структуры предприятий разных видов собственности, работы предприятий, производства и сбыта продукции, понятия о бизнес-плане, выполнении элементарных экономических расчетов.
Если изготовление изделий и несложный экономический расчет затрат на изготовление изделий не вызывает особых затруднений, то экономические вопросы ставят в тупик, так как в коррекционных школах на уроках трудовой подготовки не предусмотрен материал по экономике. Поэтому на уроках и на занятиях по производительному труду необходимо постепенно вводить экономические понятия.
Самостоятельно учащиеся могут придумать название предприятия, рекламу, товарный знак, распределить обязанности в ателье, провести социологический опрос в школе (будут ли пользоваться спросом услуги и товары). Остальная работа над проектом по организации и планированию предприятия проходит совместно с учителем. Итогом проделанной работы является презентация предприятия, где дается отчет о проделанной работе, о перспективах развития, демонстрируются изделия, проходит аукцион-продажа изделий. В Приложении №2 представлен проект ателье и конспект презентации.
Проект ателье “Мастерица” на базе школьной мастерской был разработан совместно с учащимися в 2002 году. Наше ателье выполняет несложные заказы сотрудников школы по изготовлению и ремонту одежды, оказывает благотворительную помощь ветеранам - педагогам нашей школы, выполняет социальные заказы школы. Также мы сотрудничаем с частным предпринимателем, выполняя несложные заказы: шьем спецодежду, халаты, комплекты для кухни и др.
Конечно, наши выпускники не станут владельцами своих предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности местных рынков труда.
Думаю, что данный опыт работы будет интересен педагогам специальных (коррекционных) школ.