Цели:
1. Продолжить наблюдение и закрепление знания учащихся над однокоренными словами.
2. Познакомить с понятием корень.
3. Упражнять в подборе родственных слов и определении корня в родственных словах.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания (беглый осмотр).
3. Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем путешествовать по грамматическому царству, орфографическому государству.
Сегодня нам придется много удивляться. Удивление – это чувство, но его можно озвучить.
- Что же это за слова, которые выражают чувства, но не называют его? (Междометия).
- Как можно озвучить чувство удивления? (О-о-о!).
- Сегодня на минутке чистописания вспомним, как пишется буква О (тетрадь по чистописанию, с.29, урок 67).
- Как вы думаете, почему написаны 4 буквы? (Для анализа и выбора).
- Выберем каллиграфически верную букву.
4. На доске – рисунок с обозначением корня, суффикса, приставки и окончания.
- Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы конечно, посетим все эти острова. Но сегодня побываем на самом главном из островов под названием “Корень”. Как вы думаете, на каком? (Корень).
- Давайте вспомним, что означает слово корень?
1. То, без чего не может жить растение.
2. Подземная часть растения.
3. Корень зуба.
4. Корень волоса.
5. Корень ногтя.
- Что общего в этих словах? (Они все обозначают важную часть чего-либо).
- Значит, что можно сказать о слове корень? (Оно многозначно).
- А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?
- Давайте узнаем об этом на нашем уроке.
Учитель:
Как-то много лет назад,
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
(На стенде – дерево с родственными словами САД).
- Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?
(Достаточно ли у вас знаний, чтобы ответить на этот вопрос?)
- Вы хотите сами стать садовниками?
- Давайте посадим слово – корень ЛЕС.
(Дети пишут на табличках и прикрепляют к дереву. Учитель прикрепляет слово ЛИСА).
- С чем не согласны? Почему?
5. Итак, слово ЛЕС разрослось и стало много слов. Каких?
- Прочитаем только корень.
- Нам понятно, что означает это слово?
- А теперь закроем корень и прочитаем оставшуюся часть слова.
- Ясен ли смысл?
Вывод:
- Что же заключается в корне? (Главный смысл).
- Какая же это часть слова? (Главная)
- Что же образуется от этой части? (Новые слова).
Учитель: такие словесные “ деревья” называются словообразовательными гнездами.
6. Работа с учебником:
- Давайте откроем учебник и посмотрим, какой корень “посадили” здесь?(С. 74, № 116).
- Проверка:
Назовите корень - докажи.
Дополнительное задание:
Устно (со схемами) подобрать к словам - предметам слова – признаки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыкальная).
7. Ребята, а вы хотели бы побыть в роли учителя сейчас? Тогда достаньте листочек синего цвета. Представьте, что это моё домашние задание. Вам необходимо проверить, и если есть ошибки, исправить их. Потом поставите оценку.
Ученикам предложен текст:
Пришла сима. На дворе холот, стуха. Снек покрыл землю. Ударил сильный морос. Реки и озёра покрылись лдом .
На доске:
морос
холот
стуха
снек
сима
лдом
(Один ученик работает у доски, закрытой от учеников класса.)
- Что можно сказать об этих словах?
1. Объеленены одной темой – “зима”.
2. Какие группы можно образовать?
Орфографическая тетрадь, с.20
мороз лед холод синонимы состояние воды стужа снег
- А теперь посмотрите в учебник, с.75, упр.117.
- Можно ли эти слова назвать родственными словами к слову МОРОЗ?
- Читаем. Запишем по памяти в орфографическую тетрадь.
- III вариант делает в виде зрительно-слухового самодиктанта.
Проверка: - Кто больше слов запомнил? (Награждение - эмблема.)
8. Работа в группах (по 4 человека). Предлагаются карточки.
Найди лишнее слово:
моряки, морской, моржи
корень, корневой, коржи
холод, холмик, холодок
носик, носит, носок
семя, семечко, семья
вдруг, подруга и друзья
9. Сценка: “Родственники”.
Учитель: Кто вы такие?
- Я - гусь. Я - гусыня. А это наши гусята.
- А я их тетя гусеница.
Учитель: Ребята, вы согласны?
Вывод: Важно вдуматься в смысл слова.
10. А теперь сделаем вывод по алгоритму.
На доске написано:
- Что такое корень?
- Роль корня в слове?
- Как выделить корень?
Давайте теперь сравним наш вывод с тем определением, которое дано в учебнике. (стр.75).
11.А теперь вам нужно доказать, что корень – главная часть слова.
В этом вам помогут слова:
- 1 вариант – ЦВЕТ
- 2 вариант – ДОМ
- Какой можно сделать вывод? (В корне заключается смысл слова. От одного слова могут образоваться другие слова с тем же корнем ).
ИТОГ: (на доске). Найди правильное определение:
Белоснежка: Корень – это общая часть всех слов.
Буратино: Корень – это главная часть предложения.
Золушка: Корень – это главная часть родственных слов.
Оценки.
Домашнее задание – сказка о корне.
12. И, в заключении, я прочту стих Острового “Первородство”. Пусть оно станет напутствием для вас.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны,
И когда я слышу:
- Извини меня,
Это значит, исключи меня из вины.
У слова цвет своего огня,
Свое первородство, свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня,
Это значит, берегами меня окружи.
У слова есть корни и есть родня
Они – не подкидыш под серым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня,
Это значит- укрой меня щитом.
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов! Свое нутро!
И если ты в эту проникнешься суть,
Слово тебе сотворит добро!