Цели:
- продолжить работу над читательской деятельностью учащихся (воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства); прививать любовь к слову через специально организованные приемы работы (приемы построения “Мастерской”);
- развивать социальные навыки учащихся, опираясь на ситуацию успеха.
Оборудование:
- учебник “Литературное чтение” для 2 класса, издательство Атамура,
- репродукции картин художников Левитана И.И. “Весна - большая вода”, Юон К.Ф. “Конец зимы. Полдень”, Саврасова А.К. “Грачи прилетели”,
- фонограммы Чайковского П.И., Вивальди А. “Времена года”,
- карточки индивидуальной работы, тесты.
Ход урока
Индуктор (ввод в тему) – музыкальная цветопись.
- Слушая музыкальный фрагмент, закрашиваем полоску бумаги тем цветом, который передает ваше восприятие мелодии (звучат отрывки из произведений Чайковского П.И., Вивальди А. “Времена года”).
- Один ли цвет был использован вами в работе? Почему? Что вы представляли, слушая музыкальные композиции? Какие явления природы помогла вам увидеть музыка?
Приращение.
Совпали ли ваши представления, мы увидим сейчас (показ слайдов репродукций картин Левитана, Саврасова, Юона).
- Что объединяет все музыкальные и видеосюжеты? Тема “Весна – утро нового года”.
Целеполагание.
Сегодня у нас будет необычный урок, сегодня мы проведем с вами Мастерскую “Музыки, слова, цвета”. Природа и человек – вот та извечная тема, которая волновала и волнует подлинных мастеров слова, композиторов, художников. Музыканты передают красоту природы при помощи звуков, художники – при помощи гаммы красок, а при помощи чего поэты, писатели могут передать красоту весны – символа пробуждения новой жизни?
- Что могут выражать слова? (средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения).
- Работу будем вести в группе, поэтому нужно быть внимательным друг к другу, помогать своему товарищу и переживать за общую работу.
Самоконструкция (работа с материалом).
От группы 1 учащийся берет задание, которое включает в себя вопрос: как в природе называют каждый из месяцев? После ответа выставляется название группы: “Весна воды”, “Весна света”, “Весна травы”.
- Следующий этап работы: получить конверт с индивидуальным заданием (только помните, что при помощи цвета конверта можно также передать название того месяца, который отражает название группы).
Социализация (индивидуальная работа или работа в паре, работа с учебником, взаимообучение).
Задание для 1 группы
Отгадай загадку: Белая морковка зимой растет. _________________
В каком произведении Э.Ю.Шима солнечная капля “весь мир осветила и зажгла”?
Заполни таблицу (по ответам на вопрос)
Ф.И.О. автора | |
Название рассказа | |
Эпитеты: | |
Сравнения: | |
Олицетворения: |
Задание для 2 группы
- Что с большой любовью описывает Сабит Муканов в своем рассказе?
Заполни таблицу (по ответам на вопрос)
Ф.И.О. автора | |
Название рассказа | |
Эпитеты: | |
Сравнения: | |
Олицетворения: |
Задание для 3 группы
- Что объединило стихотворения Сакена Сейфуллина и Василия Андреевича Жуковского? Напиши название этого стихотворения.
Заполни таблицу (по ответам на вопрос)
Ф.И.О. автора | |
Ф.И.О. автора | |
Название стихотворения | |
Название стихотворения | |
Эпитеты: | |
Сравнения: | |
Олицетворения: |
Афиширование (защита ответов).
- представитель 1 группы называет автора, название текста.
- зачитывает средства художественной выразительности.
Учитель (обращаясь к другим группам):
- Э.Ю. Шим рассказал нам о ранней весне. Назовите первый весенний месяц. Какие пословицы и поговорки вы знаете о марте?
- В марте день с ночью равняется.
- Март не весна, а предвесенние.
Чтение эпиграфа с доски:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.
Ф. Тютчев
- В каком еще произведении мы читали о начале весны? (Г.Я. Снегирев. “Весной”, Я. Колас “Песня о весне”.) Выразительное чтение стихотворения наизусть желающими учениками.
Следующий месяц весны – апрель.
2 группа защищает свои ответы.
Какая пословица отражает смысловое содержание этой фразы: “Весна воды”.
- Апрель с водою, май с травою.
В каком стихотворении поэт воспевает ручейки, весенние дожди? (В. Ланцетти “Весна и ручей”, В. Степанов “Чудеса”.) Выразительное чтение стихотворения наизусть желающими учениками под музыкальное сопровождение (А. Вивальди “Апрель”).
3 группа защищает свои ответы.
Как называют месяц май? (Весна травы).
- Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Выразительное чтение стихотворения В.А. Жуковского “Жаворонок” наизусть.
- Именно в середине весны можно услышать удивительно красивую звонкую песню этой птицы. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались отобразить эту радостную песню. У П.И. Чайковского в цикле “Времена года” эта птица является образом пробуждения природы.
- Какие средства художественной выразительности используют волшебники слова – поэты, писатели, чтобы передать красоту весеннего дня, звонкого ручья, щебетание птиц?
Закрепление изученного – индивидуальная работа учащихся по тестам (взаимопроверка, если возникли вопросы – учитель помогает).
Вариант 1
Ф.И. учащегося ____________________________________
1. Как называется прием, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
А) эпитет;
Б) олицетворение;
В) сравнение.
2. Отметь знаком + строчки, где записаны олицетворения:
снежные поля
жаворонок – соловей степи
отары овец плывут
солнечная лужица
осветила и зажгла солнечная капля
озера как блюдца на большой зеленой скатерти
ковыль пушистый
жаворонок песню радости поет
степь красным ковром покрыта
приход весны
жаворонок – колокольчиком звенит
ранняя весна
Вариант 2
Ф.И. учащегося ____________________________________
1. Как называют прием, когда слова и выражения, с помощью которых один предмет сравнивается с другим для более яркого описания?
А) эпитет;
Б) олицетворение;
В) сравнение.
2. Отметь знаком + строчки, где записаны сравнения:
снежные поля
жаворонок – соловей степи
отары овец плывут
солнечная лужица
осветила и зажгла солнечная капля
озера как блюдца на большой зеленой скатерти
ковыль пушистый
жаворонок песню радости поет
степь красным ковром покрыта
приход весны
жаворонок – колокольчиком звенит
ранняя весна
Творческая работа – составление каждой группой аппликации (коллажа на тему “Весна – утро нового года”) при помощи полосок бумаги, полученных в результате музыкальной цветописи.
Тур по галерее. Обсуждение творческих работ.
- Сегодня мы читали на русском языке произведения казахских писателей в переводе. Сейчас прослушаем стихотворение К. Аманжолова “Коктем” на казахском языке.
Домашнее задание.
- Подскажите мне, где можно использовать наши сегодняшние работы: коллаж, тестовые ответы?
- Составьте текст – повествование или описание на тему “Весна”.
Рефлексия:
- Как вы чувствовали себя в Мастерской?
- Кто из группы вам очень понравился, кто вам помогал, был внимателен к вам и художественному слову?
- Что нам помогло так провести Мастерскую?