Открытый урок: Мастерская "Музыки, слова, цвета" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить работу над читательской деятельностью учащихся (воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства); прививать любовь к слову через специально организованные приемы работы (приемы построения “Мастерской”);
  • развивать социальные навыки учащихся, опираясь на ситуацию успеха.

Оборудование:

  • учебник “Литературное чтение” для 2 класса, издательство Атамура,
  • репродукции картин художников Левитана И.И. “Весна - большая вода”, Юон К.Ф. “Конец зимы. Полдень”, Саврасова А.К. “Грачи прилетели”,
  • фонограммы Чайковского П.И., Вивальди А. “Времена года”,
  • карточки индивидуальной работы, тесты.

Ход урока

Индуктор (ввод в тему) – музыкальная цветопись.

- Слушая музыкальный фрагмент, закрашиваем полоску бумаги тем цветом, который передает ваше восприятие мелодии (звучат отрывки из произведений Чайковского П.И., Вивальди А. “Времена года”).

- Один ли цвет был использован вами в работе? Почему? Что вы представляли, слушая музыкальные композиции? Какие явления природы помогла вам увидеть музыка?

Приращение.

Совпали ли ваши представления, мы увидим сейчас (показ слайдов репродукций картин Левитана, Саврасова, Юона).

- Что объединяет все музыкальные и видеосюжеты? Тема “Весна – утро нового года”.

Целеполагание.

Сегодня у нас будет необычный урок, сегодня мы проведем с вами Мастерскую “Музыки, слова, цвета”. Природа и человек – вот та извечная тема, которая волновала и волнует подлинных мастеров слова, композиторов, художников. Музыканты передают красоту природы при помощи звуков, художники – при помощи гаммы красок, а при помощи чего поэты, писатели могут передать красоту весны – символа пробуждения новой жизни?

- Что могут выражать слова? (средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения).

- Работу будем вести в группе, поэтому нужно быть внимательным друг к другу, помогать своему товарищу и переживать за общую работу.

Самоконструкция (работа с материалом).

От группы 1 учащийся берет задание, которое включает в себя вопрос: как в природе называют каждый из месяцев? После ответа выставляется название группы: “Весна воды”, “Весна света”, “Весна травы”.

- Следующий этап работы: получить конверт с индивидуальным заданием (только помните, что при помощи цвета конверта можно также передать название того месяца, который отражает название группы).

Социализация (индивидуальная работа или работа в паре, работа с учебником, взаимообучение).

Задание для 1 группы

Отгадай загадку: Белая морковка зимой растет. _________________

В каком произведении Э.Ю.Шима солнечная капля “весь мир осветила и зажгла”?

Заполни таблицу (по ответам на вопрос)

Ф.И.О. автора  
Название рассказа  
Эпитеты:  
Сравнения:  
Олицетворения:  

Задание для 2 группы

- Что с большой любовью описывает Сабит Муканов в своем рассказе?

Заполни таблицу (по ответам на вопрос)

Ф.И.О. автора  
Название рассказа  
Эпитеты:  
Сравнения:  
Олицетворения:  

Задание для 3 группы

- Что объединило стихотворения Сакена Сейфуллина и Василия Андреевича Жуковского? Напиши название этого стихотворения.

Заполни таблицу (по ответам на вопрос)

Ф.И.О. автора  
Ф.И.О. автора  
Название стихотворения  
Название стихотворения  
Эпитеты:  
Сравнения:  
Олицетворения:  

Афиширование (защита ответов).

- представитель 1 группы называет автора, название текста.

- зачитывает средства художественной выразительности.

Учитель (обращаясь к другим группам):

- Э.Ю. Шим рассказал нам о ранней весне. Назовите первый весенний месяц. Какие пословицы и поговорки вы знаете о марте?

- В марте день с ночью равняется.

- Март не весна, а предвесенние.

Чтение эпиграфа с доски:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.

Ф. Тютчев

- В каком еще произведении мы читали о начале весны? (Г.Я. Снегирев. “Весной”, Я. Колас “Песня о весне”.) Выразительное чтение стихотворения наизусть желающими учениками.

Следующий месяц весны – апрель.

2 группа защищает свои ответы.

Какая пословица отражает смысловое содержание этой фразы: “Весна воды”.

- Апрель с водою, май с травою.

В каком стихотворении поэт воспевает ручейки, весенние дожди? (В. Ланцетти “Весна и ручей”, В. Степанов “Чудеса”.) Выразительное чтение стихотворения наизусть желающими учениками под музыкальное сопровождение (А. Вивальди “Апрель”).

3 группа защищает свои ответы.

Как называют месяц май? (Весна травы).

- Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Выразительное чтение стихотворения В.А. Жуковского “Жаворонок” наизусть.

- Именно в середине весны можно услышать удивительно красивую звонкую песню этой птицы. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались отобразить эту радостную песню. У П.И. Чайковского в цикле “Времена года” эта птица является образом пробуждения природы.

- Какие средства художественной выразительности используют волшебники слова – поэты, писатели, чтобы передать красоту весеннего дня, звонкого ручья, щебетание птиц?

Закрепление изученного – индивидуальная работа учащихся по тестам (взаимопроверка, если возникли вопросы – учитель помогает).

Вариант 1

Ф.И. учащегося ____________________________________

1. Как называется прием, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

А) эпитет;

Б) олицетворение;

В) сравнение.

2. Отметь знаком + строчки, где записаны олицетворения:

снежные поля

жаворонок – соловей степи

отары овец плывут

солнечная лужица

осветила и зажгла солнечная капля

озера как блюдца на большой зеленой скатерти

ковыль пушистый

жаворонок песню радости поет

степь красным ковром покрыта

приход весны

жаворонок – колокольчиком звенит

ранняя весна

Вариант 2

Ф.И. учащегося ____________________________________

1. Как называют прием, когда слова и выражения, с помощью которых один предмет сравнивается с другим для более яркого описания?

А) эпитет;

Б) олицетворение;

В) сравнение.

2. Отметь знаком + строчки, где записаны сравнения:

снежные поля

жаворонок – соловей степи

отары овец плывут

солнечная лужица

осветила и зажгла солнечная капля

озера как блюдца на большой зеленой скатерти

ковыль пушистый

жаворонок песню радости поет

степь красным ковром покрыта

приход весны

жаворонок – колокольчиком звенит

ранняя весна

Творческая работа – составление каждой группой аппликации (коллажа на тему “Весна – утро нового года”) при помощи полосок бумаги, полученных в результате музыкальной цветописи.

Тур по галерее. Обсуждение творческих работ.

- Сегодня мы читали на русском языке произведения казахских писателей в переводе. Сейчас прослушаем стихотворение К. Аманжолова “Коктем” на казахском языке.

Домашнее задание.

- Подскажите мне, где можно использовать наши сегодняшние работы: коллаж, тестовые ответы?

- Составьте текст – повествование или описание на тему “Весна”.

Рефлексия:

- Как вы чувствовали себя в Мастерской?

- Кто из группы вам очень понравился, кто вам помогал, был внимателен к вам и художественному слову?

- Что нам помогло так провести Мастерскую?