Цели:
- Закрепить понятие “ударный” и “безударный” слог, “ударный” и “безударный” гласный. Дать понятие о подвижности и разноместности ударения, о значимости гласных в русском языке.
- Развивать навыки и умения в определении места ударения в слове, в правописании безударных гласных в корне слова. Прививать интерес к работе со словарями.
- Воспитывать любовь к окружающему миру, к природе.
ХОД УРОКА
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (минутки по развитию речи)
Слова: почерк, подчеркнуть
- лексическое значение,
- правописание,
- морфемный состав,
- грамматические признаки,
- словосочетания.
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1. На доске предложения с пропущенными гласными:
Л..б..п..тн..й сл..н..н..к спр..с..л. чт..ст.. кр..к..д..л з.. ..б..д..м. Кр..к..д..л схв..т..л сл..н..нк.. з.. н..с.
- Прочитать два предложения, в которых пропущены все гласные.
- Вспомнили из какой сказки?
- Трудно было прочитать? Почему?
- Какова роль гласных в нашей речи?
Вывод: Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь.
а) Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Р.Рождественского “Упражнение по фонетике”. Какая особенность гласных звуков подчеркнута в нем?
Мы гласные, Мы – гласные, Стоглазые и властные. Мы – в вашем первом крике. На фронте. И на рынке. В “ура!” И в “помогите!” На сцене, На могиле. В страдании И в злобе… |
Мы – как фундамент в слове. Кричите, если страшно, Кричите, если больно… Мы – в лихости футбольной, Когда – удар и – мимо. Когда орут: “На мы-ы-ы-ло-о!” Мы рвемся из гортани, И вы нас не глотайте. Мы не хотим обратно. Мы – гласные. Мы - правда |
2. Наблюдение:
Зажигаем свечу, подносим ко рту и произносим слово по слогам: апельсин. Пламя трижды колеблется и при произношении последнего слога гаснет.
Вопрос:
- Почему свеча погасла? (Потому что последний слог ударный, он произносится с большей силой. Сделать ударение на том или другом слоге – значит произнести его с большей силой.)
а) Гласные – добрые “волшебники” для согласных, но сами они очень опасны. Из-за гласных в слабой позиции часто делаем ошибки. Почему? Потому что в слове у гласных есть только одна сильная позиция – под ударением.
Задание: записать слово современный
- деление на слоги;
- ударение.
Вывод: Об ударном и безударном слоге и звуке.
Вопрос:
- Сколько трудностей встречается в этом слове и когда? (Столько, сколько гласных в слабой позиции)
б) Разделить на слоги и поставить ударение в следующих словах: сад, река, барабан, разговорчивость.
- Сколько трудностей (ошибок) может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? Два? В слове из трех слогов? Из четырех? Из пяти? Из шести?
в) Задание: на доске слова:
зимний
зима
зимовка (л.знач)
озимь (л.знач)
- что это за слова (однокоренные).
- разбор по составу,
- расставить ударения.
Куда, на какие части слова падает ударение в однокоренных словах? (На корень, окончание, приставку, суффикс)
Вывод: Ударение подвижное. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные. (Повторяется правило о правописании безударных гласных №1)
г) Словарный диктант с самопроверкой:
Синтаксис, суффикс, приставка, диалог, предлог.
Задание:
- Расставить ударение.
- Разделить на слоги.
- На какие по счету слоги может падать ударение?
Вывод: Ударение разноместное, что характерно для слов в русском языке. Во многих других языках оно постоянное, например, во французском языке ударение на последнем слоге (жюри, парашют, Виктор Гюго и др).
3. Словарный диктант с последующей самопроверкой по учебнику (стр.130):
Досуг, предмет, километр, магазин.
Вопрос:
- Что общего в звучании этих слов? (ударение - на последнем слоге).
- Назовите как можно больше таких слов, в составе которых есть элемент метр-.
4. Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? А гласных звуков? Почему?
- Упражнение №296, стр. 127 (выборочно у доски)
дело – дела.
э и
- Правило о правописании безударной гласной в корне слова.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
На солнце темный лес зардел,
в долине пар белеет тонкий,
и песню раннюю запел
в лазури жаворонок звонкий
Вопросы:
- Кто автор этих замечательных строк? (В.Жуковский)
- Каким чувством проникнуто это стихотворение?
- Какую картину вы представили?
Задание:
Подчеркнуть грамматические основы в частях предложений, начертить схему предложения, объяснить правописание безударных гласных в корне слов и в окончаниях существительных.
ЗАДАНИЕ
Найди и исправь речевые и орфоэпические ошибки, допущенные Неучем. Выпиши исправленные слова в конце стихотворения В.Масса.
“Между прочим”
Говорил он, между прочим,
“Красивее”, “Мы так хочим”,
“Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билитень”,
“Поверх плана выполняем”,
“Агент звонит цельный день”.
ОБОБЩЕНИЕ
- Что повторили?
- Что узнали нового?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на индивидуальных карточках:
Пользуясь словарем, выпишите, расставив ударения, сначала слова с ударением на последнем слоге, затем – на первом слоге, а после – остальные.
Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, компас, крапива, магазин, молодежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свекла, сирота, статуя, столяр.
Литература
- Т.А.Ладыженская “Русский язык” 5 класс М. “Просвещение” 1992 г.
- Е.И.Никитина “Уроки русского языка” 5 класс М. “Просвещение” 1985 г. стр. 94.
- Т.Ю.Угроватова “Подсказки на каждый день”. Второе полугодие. На уроке в пятом классе. Калининград, 1994 г. стр. 14-15
- Л.А.Шкатова “Подумай и ответь” М. “Просвещение” 1989 г. стр. 7
- Граник, Бондаренко “Секреты орфографии” М. “Просвещение” 1991 г. стр. 70
- Словари: С.И.Ожегов “Словарь русского языка” М. “Русский язык” 1988
- З.А.Потиха “Школьный словарь строение слов русского языка” М. “Просвещение” 1987 г.