Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Слог. Ударные и безударные гласные"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Закрепить понятие “ударный” и “безударный” слог, “ударный” и “безударный” гласный. Дать понятие о подвижности и разноместности ударения, о значимости гласных в русском языке.
  2. Развивать навыки и умения в определении места ударения в слове, в правописании безударных гласных в корне слова. Прививать интерес к работе со словарями.
  3. Воспитывать любовь к окружающему миру, к природе.

ХОД УРОКА

СЛОВАРНАЯ РАБОТА (минутки по развитию речи)

Слова: почерк, подчеркнуть

  • лексическое значение,
  • правописание,
  • морфемный состав,
  • грамматические признаки,
  • словосочетания.

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1. На доске предложения с пропущенными гласными:

Л..б..п..тн..й сл..н..н..к спр..с..л. чт..ст.. кр..к..д..л з.. ..б..д..м. Кр..к..д..л схв..т..л сл..н..нк.. з.. н..с.

  • Прочитать два предложения, в которых пропущены все гласные.
  • Вспомнили из какой сказки?
  • Трудно было прочитать? Почему?
  • Какова роль гласных в нашей речи?

Вывод: Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь.

а) Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Р.Рождественского “Упражнение по фонетике”. Какая особенность гласных звуков подчеркнута в нем?

Мы гласные,
Мы – гласные,
Стоглазые и властные.
Мы – в вашем первом крике.
На фронте.
И на рынке.
В “ура!”
И в “помогите!”
На сцене,
На могиле.
В страдании
И в злобе…
Мы – как фундамент в слове.
Кричите, если страшно,
Кричите, если больно…
Мы – в лихости футбольной,
Когда – удар и – мимо.
Когда орут:
“На мы-ы-ы-ло-о!”
Мы рвемся из гортани,
И вы нас не глотайте.
Мы не хотим обратно.
Мы – гласные.
Мы - правда

2. Наблюдение:

Зажигаем свечу, подносим ко рту и произносим слово по слогам: апельсин. Пламя трижды колеблется и при произношении последнего слога гаснет.

Вопрос:

  • Почему свеча погасла? (Потому что последний слог ударный, он произносится с большей силой. Сделать ударение на том или другом слоге – значит произнести его с большей силой.)

а) Гласные – добрые “волшебники” для согласных, но сами они очень опасны. Из-за гласных в слабой позиции часто делаем ошибки. Почему? Потому что в слове у гласных есть только одна сильная позиция – под ударением.

Задание: записать слово современный

- деление на слоги;

- ударение.

Вывод: Об ударном и безударном слоге и звуке.

Вопрос:

  • Сколько трудностей встречается в этом слове и когда? (Столько, сколько гласных в слабой позиции)

б) Разделить на слоги и поставить ударение в следующих словах: сад, река, барабан, разговорчивость.

- Сколько трудностей (ошибок) может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? Два? В слове из трех слогов? Из четырех? Из пяти? Из шести?

в) Задание: на доске слова:

зимний
зима
зимовка
(л.знач)
озимь
(л.знач)

- что это за слова (однокоренные).

- разбор по составу,

- расставить ударения.

Куда, на какие части слова падает ударение в однокоренных словах? (На корень, окончание, приставку, суффикс)

Вывод: Ударение подвижное. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные. (Повторяется правило о правописании безударных гласных №1)

г) Словарный диктант с самопроверкой:

Синтаксис, суффикс, приставка, диалог, предлог.

Задание:

- Расставить ударение.

- Разделить на слоги.

- На какие по счету слоги может падать ударение?

Вывод: Ударение разноместное, что характерно для слов в русском языке. Во многих других языках оно постоянное, например, во французском языке ударение на последнем слоге (жюри, парашют, Виктор Гюго и др).

3. Словарный диктант с последующей самопроверкой по учебнику (стр.130):

Досуг, предмет, километр, магазин.

Вопрос:

  • Что общего в звучании этих слов? (ударение - на последнем слоге).
  • Назовите как можно больше таких слов, в составе которых есть элемент метр-.

4. Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? А гласных звуков? Почему?

  • Упражнение №296, стр. 127 (выборочно у доски)

дело – дела.

э и
  • Правило о правописании безударной гласной в корне слова.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

На солнце темный лес зардел,
в долине пар белеет тонкий,
и песню раннюю запел
в лазури жаворонок звонкий

Вопросы:

  • Кто автор этих замечательных строк? (В.Жуковский)
  • Каким чувством проникнуто это стихотворение?
  • Какую картину вы представили?

Задание:

Подчеркнуть грамматические основы в частях предложений, начертить схему предложения, объяснить правописание безударных гласных в корне слов и в окончаниях существительных.

ЗАДАНИЕ

Найди и исправь речевые и орфоэпические ошибки, допущенные Неучем. Выпиши исправленные слова в конце стихотворения В.Масса.

“Между прочим”

Говорил он, между прочим,
“Красивее”, “Мы так хочим”,
“Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билитень”,
“Поверх плана выполняем”,
Агент звонит цельный день”.

ОБОБЩЕНИЕ

  1. Что повторили?
  2. Что узнали нового?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на индивидуальных карточках:

Пользуясь словарем, выпишите, расставив ударения, сначала слова с ударением на последнем слоге, затем – на первом слоге, а после – остальные.

Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, компас, крапива, магазин, молодежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свекла, сирота, статуя, столяр.

Литература

  1. Т.А.Ладыженская “Русский язык” 5 класс М. “Просвещение” 1992 г.
  2. Е.И.Никитина “Уроки русского языка” 5 класс М. “Просвещение” 1985 г. стр. 94.
  3. Т.Ю.Угроватова “Подсказки на каждый день”. Второе полугодие. На уроке в пятом классе. Калининград, 1994 г. стр. 14-15
  4. Л.А.Шкатова “Подумай и ответь” М. “Просвещение” 1989 г. стр. 7
  5. Граник, Бондаренко “Секреты орфографии” М. “Просвещение” 1991 г. стр. 70
  6. Словари: С.И.Ожегов “Словарь русского языка” М. “Русский язык” 1988
  7. З.А.Потиха “Школьный словарь строение слов русского языка” М. “Просвещение” 1987 г.