Проектно-исследовательский метод в работе по приобщению дошкольников к народной культуре

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – это начало познания жизни, это время начала формирования ребенка как личности. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его многообразии, играя с ним, создавая условия для самостоятельных и обучающих игр, вовлекая его в исследовательский поиск. В современной педагогической практике все чаще используется метод исследовательского обучения дошкольников, который способствует приобретению новых знаний и умений. Исследовательское обучение подобно игре, но игре способствующей проявлению у ребенка своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии. Проведенная исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста “Кружева архитектуры” позволила приобщить детей к культуре своего народа, познакомить с архитектурой не только своего молодого города Саянск, но и городов Иркутской области. Дети познакомились и с Имперской архитектурой, и с архитектурой древних городов России.

Архитектура окружает человека на каждом шагу. Мир архитектуры - это тот мир, в котором он живет и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, церкви, театры, библиотеки, промышленные предприятия, скверы – все это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и без которых не мыслим своего существования. Вот они - золотые купола церквей, особняки разных веков, современные коттеджи, скульптуры, парки, мосты. Изучая архитектуру, ребенок изучает историю своего Отечества, усваивает традиции своих предков, становится наследником богатейшей культуры. Как можно воспитать всесторонне развитую личность, опуская такой информационный пласт?

Для более успешного усвоения материала обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск детей позволил увлечь их, заинтересовать, пробудить в них жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.

Чтобы подготовить детей к проведению самостоятельного исследования, была проведена предварительная поэтапная работа, которая основывалась на методическом приеме:

“Можно ли посмотреть на мир чужими глазами, или как научиться видеть проблемы?”

Первым этапом формирования и развития этих умений стали сюжетно – ролевые игры, в которых дети учились придумывать сюжет, слушать мнения друг друга.

Вторым этапом этой работы были беседы, логические игры, проблемные ситуации. Во время бесед создавалась игровая ситуация – дети надевали колпаки волшебников, и им предлагалось превратить рисунок-схему в любой предмет. Все варианты высказываний детей записывались на диктофон и затем заслушивались. Таким образом, дети сделали вывод, что на один и тот же предмет они смотрят по-разному.

Для тренировки способности “смотреть на мир чужими глазами” также использовалась методика неоконченного рассказа (см. приложение 1).

Концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, помогали предметы заместители в сюжетных играх. Детям предлагался различный бросовый материал, который им необходимо было превратить в предметы для сюжета игры. На занятиях по рисованию детям часто предлагали придумать разные сюжеты на одну тему, тем самым у детей развивалась способность по-разному смотреть на одно и тоже явление.

На занятиях по развитию речи, слушая сказку, произведение, дети учились выделять главную идею произведения. Высказывались все, составляли схемы содержания произведения, находили главное и дополняющее. Таким образом, накапливались предпосылки к исследовательской деятельности.

На познавательных занятиях дети, знакомились с архитектурой своего молодого города Саянск, ездили на экскурсию в областной город Иркутск, в котором обратили внимание на деревянные кружева старых особняков, заочно познакомились с архитектурой древнерусских городов; Москва, Новгород и др.

Наблюдая за домиком паука на прогулке, были удивлены прозрачности его домика и задали вопрос: “Можно ли построить ажурный дом?” Ответы на этот вопрос мы стали искать вместе. Был составлен тематический план видов деятельности по реализации проекта “Кружева архитектуры” (см. приложение 2).

Для начала мы совершили экскурсию на стройку, где дети познакомились с принципом построения дома. Рассматривая иллюстрации разных сооружений, дети отмечали, где проходят перекрытия, как выполнить балкон и др. Все свои полученные знания закрепляли в строительных играх. Вспомнили про домик паука, и решили еще раз обратить внимание на то, как он построен. После наблюдения дети отметили, что домик паука похож на ажурную салфетку народных мастериц. На следующее занятие запланировали творческую встречу с народными мастерицами. Дети получили задание, пригласить в гости в детский сад своих родных (маму, бабушку) которые занимаются рукоделием, и мы устроили “Деревенские посиделки”. Дети с удовольствием наблюдали как “рождается” ажурное чудо, с удовольствием брались за крючок и учились плести кружева. Восторгу не было границ! В процессе встречи дети не только научились работать крючком, но и состоялась встреча поколений, общение, которое так важно для ребенка в дошкольном возрасте дети приобщились к народной культуре, что немаловажно в становлении ребенка, как личности. Ответ на вопрос: “Можно ли построить ажурный домик?” - решили искать у родителей. В домашней обстановке дети с родителями просматривали журналы, телепередачи, читали народные сказки и рассматривали иллюстрации к ним, смотрели видео-фильмы “Шедевры нашей планеты”.

После бесед с родителями дети пришли к выводу, что ажурный дом можно встретить только в сказках. На мой вопрос: “Можем ли мы построить сказку?” - дети - задумались… Ответ появился через несколько дней, когда я знакомила детей с куклами в костюмах разных культурных эпох.

Для детей современного времени они все были принцами и принцессами, поэтому и последовал вопрос: “А где они будут жить?”. Ответом послужило предложение Олега построить для них ажурный дом, но Степа возразил: сказав, что дом будет для них мал, так как их много и поэтому надо строить замок. Так и подошли к решению построить ажурный замок для наших гостей.

Работу начали с создания эскиза будущего замка.

Подобрали бумагу и бросовый материал для строительства.

Освоили приемы вырезания ажура, по принципу новогодних снежинок .

Узоры “подсказали” кружевные салфетки народных мастериц. Дети учились складывать бумагу в разных направлениях, получая при этом большую информацию о свойствах бумаги, картона. Наконец были готовы все детали сооружений; стены, с ажурными вырезными окнами, ажурные балконы, остроконечные купола крыш, перекрытия между этажами. Для более низких зданий – были использованы сетчатые упаковки для фруктов .

Последним этапом в этой работе было монтирование всех отдельных деталей зданий и дети с большим удовольствием и нетерпением склеивали их .

Совместно с родителями мы организовали торжественное открытие сказочного замка, а также защиту своего строительного проекта. Были приглашены дети других групп старшего возраста, воспитатели, родители, заведующая детским садом. Дети – участники проекта делились своими впечатлениями о проделанной работе, слушали высказывания других детей и взрослых, отвечали на вопросы.

Главным же итогом этой работы является то, что дети “добыли” своим трудом всю информацию, познали чудо самостоятельной, творческой работы, приобрели новые знания и умения.

Но самое главное в проделанной работе я считаю то, что, реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, приобщаем их к культуре своего народа, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем интеллектуальную и социально-нравственную сферу у детей.