Цели:
1. Формирование у школьников навыков самостоятельной работы с книгой по поиску необходимой информации.
2. Формирование умений и навыков по грамотной компоновке материала реферата, его оформлению в соответствии с общепринятыми правилами.
3. Подготовка ученика к защите реферата на выпускном экзамене (доклад по работе на 10 – 15 минут и ответы на вопросы экзаменующей комиссии).
Задачи:
1. Привлечение внимания детей к математическим проблемам.
2. Реализация межпредметных связей математики с литературой, историей и другими дисциплинами.
3. Развитие коммуникативных способностей ребят.
4. Развитие навыков сотрудничества.
5. Развитие навыков самостоятельного получения информации из различных источников.
Структуру исследовательской деятельности школьников определяют следующие компоненты: исследовательская задача; исследовательские действия и операции; действия оценки и контроля.
Содержанием исследовательской деятельности являются как теоретические знания, так и приемы, способы деятельности: наблюдение, анализ, сравнение, аналогия, обобщение, классификация.
Предназначение исследовательской деятельности учащихся состоит в том, что, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития. Психическое же развитие обеспечивает школьнику усвоение теоретических знаний и способствует формированию у него специфических способностей и качеств личности: любознательности, целеустремленности, научной фантазии.
Введение.
В настоящее время одной из распространённых форм познавательной деятельности учащихся можно считать написание и защиту ими (на уроках, экзаменах, олимпиадах, конкурсах) реферативных работ, выполненных самостоятельно или с помощью учителя. Эти работы должны носить творческий характер, быть итогом длительного и серьёзного интеллектуального труда школьника, а по своему оформлению – приближаться к требованиям, предъявляемым к любой научной работе.
Важнейшая педагогическая задача, на решение которой нацелен сам процесс написания реферата, - развитие мыслительных способностей учащегося на основе практического освоения им навыков работы с литературой, а также общих требований к оформлению итогов научного труда. Для учащихся, интересующихся геометрией, имеющих высокий уровень усвоения программного материала и соответствующие оценки, по их желанию, может быть предложена альтернативная форма проведения итогового экзамена по геометрии в виде защиты реферата.
Данный вид деятельности, как выполнение и оформление результатов исследовательской работы, не прост. Но те учащиеся, кто использует этот приём, уже в первых своих “исследованиях” приучаются к той самостоятельности, которая поможет им в дальнейшей учёбе.
В нашей школе вот уже более десяти лет ведётся целенаправленная и систематическая работа по формированию у учащихся навыков написания и оформления реферата.
Учащиеся, входящие в научное общество “Естествоиспытатель”, работают над рефератами в содружестве с профессорами – научными руководителями из ВятГГУ; участвуют в конкурсах “Подрост”, “Шаг в будущее”, “Созвездие”, как областного, так и Всероссийского уровня. С 1996 года ученики школы сдают выпускные экзамены в форме защиты реферата по географии, истории, краеведению и геометрии, исследовательского проекта по биологии, экологии. Накопленный опыт работы и лёг в основу данной авторской разработки.
В настоящее время для предпрофильной подготовки в 9 классах можно предложить курсы по выбору, знакомящие ученика со спецификой вида деятельности – написание реферата.
Рекомендации по работе учащихся с рефератом.
- Тема реферата должна быть определена учителем и учеником совместно. Важно, чтобы цель и задачи реферативной работы были осознаны и приняты школьником.
- Также совместно намечается план деятельности школьника, определяется порядок работы с научной литературой. Учитель знакомит ребят с правилами пользования каталогами разных типов для поиска нужной книги в библиотеке; рекомендует печатные работы, с которыми необходимо ознакомиться.
- Желательно показать ребятам эффективные приёмы конспектирования литературных источников. В частности, может быть рекомендовано выписывание необходимых фрагментов текста на небольшие карточки, с указанием фамилии и инициалов автора печатной работы, её названия и других необходимых данных.
- После окончания работы с литературными источниками полученный материал обсуждается учеником и учителем. На этой основе составляются оглавление реферата и список литературы.
- На литературном листе работы указываются: наименование учебного заведения, в котором выполнена реферативная работа; Ф. И. О. исполнителя; тема реферата; Ф. И. О. руководителя работы, его должность и учёная степень; год написания реферата.
- В оглавлении должны быть: главы; в каждой главе – параграф; заключение; список литературы. Главам и параграфам даются названия. Справа, напротив каждого параграфа или главы, указываются номера страниц.
- Весь наработанный учащимися теоретический материал перед написанием реферата должен быть логично распределён по главам и параграфам.
- При изложении материала необходимо правильно делать ссылки на литературные источники.
- В процессе изложения материала следует избегать “уходов в сторону” от темы реферата, нарушения логической, последовательности в анализе фактов и идей, искажения мыслей автора научного труда.
- Не рекомендуется наклеивание на страницы реферата вырезанных из различных книг и журналов картинок, схем, иллюстраций. Это считается признаком “дурного тона”, и не допускается в научных работах любого уровня.
- Желательно, чтобы все схемы и рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, в тексте работы или под каждым рисунком должно быть указано, кто именно является его исполнителем.
- Если фрагмент текста переписывается в реферативную работу без изменений, т. е. цитируется, он заключается в кавычки, а в конце цитаты обязательно указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована.
- В конце каждой главы желательно сформулировать краткие выводы, выделив основные идеи. А в “Заключении” подвести общие итоги, сформулировать основные выводы, проанализировать степень успешности решения поставленных автором реферата целей и задач, определить перспективы дальнейшей разработки данной темы.
- При составлении списка литературы печатные работы располагаются либо в алфавитном порядке (по фамилии автора), либо в соответствии со сроком выхода работы в печати.
- Тема реферата может быть связана непосредственно с изучаемым по программе учебным материалом, а может выходить за его пределы и касаться истории геометрии, её интересных приложений, связи с современностью и т. п.
- Реферат должен быть заранее представлен на рецензию учителю, например за неделю до защиты.
- В процессе защиты ученик делает небольшой доклад. В нём он, по возможности, отражает основные вопросы, затронутые в работе, её результаты и показывает наиболее красивые примеры, задачи, теоремы, удачные иллюстрации.
- Затем зачитывается рецензия. Вслед за этим все желающие обмениваются мнениями. На этом защита реферата заканчивается, и экзаменационная комиссия выставляет выпускнику соответствующую оценку.
Результаты защиты реферата пополнят портфолио ученика.
Примерные темы рефератов для проведения устного экзамена по геометрии для итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений.
- Замечательные точки треугольника.
- Задачи на построение.
- Геометрические места точек.
- Удивительный квадрат.
- Некоторые теоремы об окружности.
- Решение задач с помощью дополнительных построений.
- Задачи, решаемые с помощью геометрических преобразований.
- Правильные и неправильные многоугольники.
- Вписанные и описанные многоугольники.
- Задачи на векторный метод.
- Задачи на координатный метод.
- Применение пособия к доказательству теорем и решению задач.
- Равновеликость и равносоставленность многоугольников.
- Геометрические задачи на максимум и минимум.
- Симметрия на плоскости.
- Задачи Л. Эйлера.
- Замечательные кривые: парабола, эллипс, гипербола.
- Золотое сечение.
- Аналитическое задание фигур на плоскости (прямой, окружности, параболы, эллипса, гиперболы).
- Различные доказательства теоремы Пифагора.
Примерные планы и списки литературы тем рефератов.
Тема: “Замечательные точки треугольника”.
План
- Четыре замечательные точки треугольника: центр описанной окружности, центр вписанной окружности, центр тяжести (центроид) и ортоцентр.
- Теорема Чевы.
- Теорема Менелая.
- Теоремы о пересечении в одной точке: а) медиан треугольника; б) биссектрис треугольника; в) высот треугольника. Различные доказательства.
- Прямая Эйлера.
Литература:
Александров А. Д. и др. Геометрия для 8 – 9 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики. – М. : Просвещение, 1996г – с. 407.
Атанасян Л. С. и др. геометрия: Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса. – М. : Просвещение, 1996г – с. 92.
Готман Э. Г. Прямая Эйлера // Математический кружок: геометрия. Вып. 1. – М. : Бюро Квантум, 1998г – с. 23 (Приложение к журналу “Квант” - 1987г - №1).
Шарыгин И. Ф. Узнайте точку // Математический кружок. – М. : Бюро Квантум, 1999г. – с. 46 (Приложение к журналу “Квант” - 1999г. - №3).
Тема: “Задачи на построение”.
План.
- Построение задачи на построение.
- Основные этапы решения задач на построение.
- Различные методы решения задач на построение.
- Примеры решения задач на построение.
Литература:
Погорелов А. В. Геометрия: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000г. – с. 55.
Прасолов В. В. Три классические задачи на построение. – М. : Наука, 1992г.
Савин А. П. Геометрические построения // Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7 – 9 классов средней школы: Сост. И. Л. Никольская. – М. : Просвещение, 1991г. – с. 66.
Шарыгин А. Ф. Геометрия. 7 – 9 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 1997г. – с. 79.
Тема: “Геометрические места точек”.
План.
- Определение геометрического места точек.
- Сущность метода геометрических мест.
- Основные геометрические места точек на плоскости.
- Примеры задач на геометрические места точек.
Литература:
Погорелов А. В. Геометрия. : Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000г. – с. 61.
Савин А. П. Метод геометрических мест // Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7 – 9 классов средней школы / Сост. И. Л. Никольская. – М. : Просвещение, 1991г. – с. 74.
Шарыгин И. Ф. Геометрия. 7 – 9 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 1997г. – с. 76.
Тема: “Удивительный квадрат”.
План.
- Определение квадрата.
- Замечательные свойства квадрата.
- Задачи на разрезание квадрата.
- Построение при помощи перегибания квадратного места бумаги.
- Танграм и другие головоломки, связанные с квадратом.
Литература:
Квадрат // Квант. – 1989г. - №5. – с. 40.
Кордемский Б. А. , Русалев Н. В. Удивительный квадрат: - М. : Столетие, 1994г.
Лоповок Л. М. Тысяча проблемных задач по математике: Книга для учащихся. – М. : Просвещение, 1995г. – с. 38.
Сергеев И. Н. и др. Примени математику. – М. : Наука, 1989г. – с. 172.
Тема: “Замечательные кривые: парабола, эллипс, гипербола”.
План.
- Определение параболы, эллипса, гиперболы.
- Построение касательных к данным кривым.
- Оптические свойства параболы, эллипса, гиперболы.
- Получение данных кривых из места бумаги.
Литература:
Атанасян Л. С. и др. Геометрия: Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. – М. : Просвещение, 1997г. – с. 18.
Бронштейн И. Эллипс. Гипербола. Парабола. // Такая разная геометрия. – М. : Бюро Квантум, 2001г. – с. 5, 14, 26 (Приложение к журналу “Квант”. – 2001г. – №2).
Смирнова И. М. , Смирнов В. А. Геометрия: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2001г. – с. 66, 69, 72.
Тема: “Золотое сечение”.
План.
- Определение золотого сечения.
- Деление данного отрезка в золотом отношении.
- Золотой прямоугольник. Построение вращающихся квадратов.
- Золотые треугольники. Построение вращающихся треугольников.
- Построение правильного пятиугольника.
- Свойства пентаграммы.
Литература:
Волошинов А. В. Пентаграмма // Пифагор: союз истины, добра и красоты. – М. : Просвещение, 1993г. – с. 154.
Волошинов А. В. Тайны золотого сечения // математика и искусство. – М. : Просвещение, 2000г. – с. 216.
Смирнова И. М. , Смирнов В. А. Геометрия6 учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2001г. – с. 132.
С 1996 года в школе стало традиционным написание рефератов учащимися. Это и участие в конкурсах самого высокого уровня (районного, областного, республиканского), это и сдача экзаменов за курс основной и средней школы. Выпускники 1998 года, писавшие рефераты (один из рефератов представлен в разработке), все уже закончили высшие учебные заведения. Шутова Ирина – ВятГГУ, факультет начальных классов, Сысолятина Наталья – ВятГГУ, факультет экономический, Талмач Анна, Станчевская Елена – ВТУ, факультет экономический, Ренёва Татьяна – ВятГГУ, исторический факультет. Все они по-доброму вспоминают школьные годы и то время, когда они работали над рефератами. Тогда зародилось желание, может быть у кого-то из них, выбрать свою профессию, связанную с математикой, а может и нет. А вот желание работать с научной литературой, конспектировать, логически излагать свои мысли, анализировать, пришли к ним во время работы над рефератами. Эти умения помогли им успешно учиться и закончить вузы.
Т. е. написание реферата по геометрии в 9 классе явилось формой предпрофильной подготовки учащихся уже в 1996 году. Спустя 9 лет мы об этом говорим, учимся на курсах, считаем очень актуальным и значимым.
Литература:
- Журнал “География в школе”, статья кандидата педагогических наук, зам. Директора школы 38 Санкт-Петербурга А. В. Кулева “Работа над рефератом как форма внеклассного общения с учащимися”, 1996г.
- “Творческие задания в системе повышения квалификации учителей математики”. – Методические рекомендации. , В. И. Маркова, ИУУ, 2003г.
- “Материалы для подготовки и проведения экзамена Геометрия 9 класс”. М. : Просвещение, 2002г.
- Реферат выпускницы МОУСОШ с. Синегорье Шутовой Ирины “Старинные меры”. , из школьного архива.