Цели:
- Продолжить изучение именованных чисел, обобщив знания полученные на более ранних этапах обучения; анализ различных способов выполнения действий с именованными числами и использование этих способов в практической деятельности; выбор рациональных способов выполнения действий и обоснования такого выбора. Различные способы их записи.
- Познакомить учеников со старинными измерительными приборами.
- Воспитание положительного отношения к учебе. Осознание своих действий и их применения в реальной жизни.
Ход урока
I. Организация класса
– Здравствуйте ребята! Какое у вас настроение?
– (Ответы детей)
– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?
– (Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями)
– А вы поможете мне провести такой урок?
– (Да, поможем)
– Что самое главное мы должны делать на уроке?
– (Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться)
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души.
II. Устный счет
1. Мультипликационно-математическая минутка
а) Винни-Пух был приглашен в гости к Ослику к 4 часам дня. Он вышел из дома в 3 часа, прихватив с собой горшочек меда. 15 минут он добирался до домика Пятачка, 1/6 часа уплетал за обе щеки вкуснейший мед, 10 минут рассматривал пустой горшочек, еще 12 минут советовался с мудрой Совой, и, неся необычный шнурок, 10 минут брел с друзьями к жилищу Иа. Не опоздали ли герои на праздничный обед?
б) Золушка должна была покинуть дворец в полночь, но все дворцовые часы были переведены на час назад. Во сколько часов карета станет тыквой, а наряд Золушки превратится в простое платье?
в) Бонифаций отправился на каникулы к своей бабушке 13 июня, его каникулы продлились 4 недели. Какого числа он вернулся в цирк?
г) Кот Леопольд терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счету день его терпение лопнуло?
д) Девочка Элли, храбрый Лев, мудрый Дровосек и песик Тотошка летели на воздушном шаре 1 сутки и еще 15 часов. Сколько времени они затратили на полет?
е) Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут он занимался этой "трудной" работой?
- (Ответы детей)
2. Учитель – Назовите в порядке возрастания знакомые вам единицы измерения времени
- (Ответы детей)
Учитель – Как можно ваши знания объединить в единую таблицу?
(Дети в тетрадь записывают свои варианты).
Затем на доске появляется таблица
1 мин = 60с 1 час = 60 мин 1 сут = 24ч 1 неделя = 7 сут 1 месяц = 30 сут или 31 сут (II - 28 или 29 сут) 1 год = 12 мес = 365 или 366 сут 1 век = 100 лет |
Физминутка
III. Работа над новой темой
Учитель: - Посмотрите на эти предметы. Что можете сказать? (На столе градусник, линейка метровая, часы, гиря, безмен, транспортир)
– (Ответы детей)
Учитель: - Да, это измерительные приборы. А как вы думаете, эти измерительные приборы были всегда?
Дети: - (Ответы)
Учитель: А кто из вас знает старинные измерительные приборы?
Дети: (Ответы)
Учитель. Сообщение.
Шаг – в России.
Миля – в России, Англии, США.
В рассказе Джека Лондона индеец на вопрос о том, сколько еще осталось проехать, отвечал 10 снов, 20 снов (то есть суток).
Эстонские моряки мерили расстояние – трубками (набивали табаком трубку – путь пока курится трубка).
В Японии к ногам лошади привязывали соломенный башмак – мерили лошадиными башмаками.
У многих народов мира расстояние – была стрела – дальность полета стрелы. Однако шаги, мили, стрелы, трубки – все это было для измерения расстояний на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измерялись. Возникла потребность в применении других единиц измерения. Это локоть – ткань отмеряли, сажень, дюйм и фут.
Прошло много лет, пока появились те единицы измерения, которые мы сейчас знаем.
1. Учитель: - Рассмотрите числа
375; 36м; 8ц; 3дм 7см; 12ч 15мин; 4м2 386см2, 12; 8кг; 1238; 14ч
- Какое задание можно выполнить? Предлагайте.
- Разделить на группы, сделать преобразования, сравнить
(Дети делят на группы в тетради, потом группы записывают у доски)
Учитель: Сравниваем, устанавливаем закономерности, объясняем признак
Варианты детей:
а)
375 |
36м |
14ч |
8ц |
12 |
3дм 7см |
12ч 15мин |
8кг |
1238 |
4м2 386см2 |
б)
375 |
36м |
3дм 7см |
(В записи
использовать |
12 |
14ч |
12ч 15мин |
|
1238 |
8ц |
4м2 386см2 |
|
|
8кг | ||
(В записи использовать |
Учитель: - Следующее задание предлагайте!
Дети: - Можно заменить крупные единицы более мелкими (делают в тетради)
2. 36 м = 3600 см
14 ч = 840 мин ? 60 = 50400 сек.
8 ц = 800 кг
8 кг 300 г = 8300 г
3 дм 7 см = 37 см ? 10 = 370 мм
12 ч 15 мин = 735 мин
4 м2 386см2 = 40386см2
Дети: Можно сравнить (устно)
Учитель: - Я вас правильно поняла, что вы и сравнивать именованные числа умеете?
– Давайте проверим вместе.
3. На доске:
(Дети по одному выходят и ставят знаки сравнения)
Учитель: Где все эти знания вам могут пригодиться?
Дети: При сложении и вычитании именованных чисел
4. Действия с именованными числами
На доске:
14 ч 31 мин + 5ч 37 мин = 19 ч 68 мин = 20 ч 8 мин
3 м 9 дм 3 см – 1 м 4 дм 78 см
15 р. 26 к x 13 = 1526 x 13 = 19838 коп.
7 кг 200 г : 18 = 7200 : 18 = 400 г.
Учитель: Поставьте знак + рядом с выражениями, которые умеете выполнять.
- Какие способы вычисления знаете?
(Дети предлагают 2 способа)
- Какие действия еще не умеете выполнять?
(Ответы детей)
- Хотите научиться выполнять умножение и деление именованных чисел?
(Ответы детей)
- Какой способ решения предлагаете?
(Дети предлагают способы решения и выводят алгоритм)
Алгоритм
1. Заменю крупные единицы мелкими 2. Выполню действие 3. Заменю мелкие единицы крупными |
Учитель: Какие действия вы выполняли? Где еще могут пригодиться эти знания?
Дети: При решении задач
IV. Решение задач
Задача 1 (устно). Вова пробежал дистанцию в 400 м за 1 м 25 сек. Коля за 125 сек., а Петя за 95 сек. Кто из них занял 1-е место, 2-е место, 3-е место?
Задача 2 (устно). Перемена окончилась в 10 ч 10 мин. Когда началась перемена, если она продолжалась 15 мин.
Учитель: - Ребята, а кто угадает тему урока? (Действия с именованными числами).
Учитель: - А о каких единицах измерения мы не говорили сегодня?
Дети: - Единицы скорости.
Учитель: - А какие единицы скорости вы знаете? (км/ч, м/с, км/с, км/м, м/ч).
На плакате или на доске:
Учитель: - Что можете сказать?
(Это модель задачи, можно составить задачу). Дети составляют задачу и решают ее.
Учитель: - А можно я свою вам задачу предложу?
Задача: - Кощей поспорил с бабой Ягой, что пролетит без заправки на самолете расстояние в 1000 км, если лететь будет 4 ч со скоростью 247 км/ч.
– Как вы думаете, пролетит ли без заправки?
– Ответы детей.
Итог урока: По какой теме работали? Какие трудные места встретились? Чему научились? Над чем хотели бы продолжить работу?
Учитель: - Вы сделали мне такой хороший подарок. Вы подарили мне урок! Он получился таким как вы хотели? (Ответы детей).
– Можно я вам тоже сделаю подарок? Я подарю вам очень хорошие слова, а вы запомните их.
Я показываю буквы, дети читают слова (вера, надежда, доброта, человек).