Цель:
- продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
- развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
- развивать дальнейшую творческую деятельность;
- формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное
отношение к окружающей действительности.
Задачи:
- формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
- повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
- знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
- развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память, способность составлять рассказ по опорным словам;
- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Учащиеся должны:
Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.
Уметь
- читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
- проявлять готовность к литературному творчеству,
- рассуждать о прочитанном,
- свободно делиться своими мыслями,
- при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
- создавать тексты собственного сочинения,
- отстаивать личную позицию.
Знать
- произведения русских писателей,
- позицию автора при характеристике героев.
Оборудование: выставка книг Д.Н.Мамина – Сибиряка для детей, “Толковый словарь”, бочонок с заданиями, компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point.
Ход урока:
Организационно-мобилизующее начало.
У. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.
Давайте прочитаем эпиграф нашего урока (Слайд 1).
Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая лучшая работа та, которую ты любишь.
Самая большая потребность – общение.
Самоё большое богатство – здоровье.
Самый большой дар - любовь.
У. Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.
Проверка домашнего задания
У. С произведениями каких писателей вы уже знакомы?
Д. Мы знакомы с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова,
Чехова, Куприна, Короленко.
У. А теперь – “Мозговой штурм”. “Заморочки из бочки”.
Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.
Даётся одно задание на группу. Дети читают его и обсуждают.
1.
Этот герой разболтался в сарае:
“В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили.”
(“Дед Мазай и зайцы” Н.Некрасова - Дедушка Мазай )
2. “ Но вот что удивительно:
Этот герой, когда вырос, начал стрелять, но настоящим охотником не сделался.”
( “ Перепёлка” И. Тургенев - Тургенев)
3. Этот мальчик пришёл в себя только у источника. Припав вместе ртами к холодному водоёму, собака и он долго и жадно пили свежую, вкусную воду.
(“ Белый пудель” И. Куприн - Сергей )
4. Этот персонаж скромно заявил о себе, что он молодой, рыжий, помесь таксы с дворняжкой, очень похож мордой на лисицу.
(“ Каштанка” А.Чехов – Каштанка )
5. Кто он? Сидел на том же месте озадаченный, с низко опущенной головой, чувство досады и унижения наполнило болью его сердце. Ему пришлось испытать унижение калеки.
(“ Слепой музыкант” Короленко - Слепой музыкант)
Заслушиваются ответы одного представителя от группы.
Подготовка к восприятию нового материала (Слайд 2)
У. Ребята, а что это?
Какой смысл вы вкладываете в это слово?
Какие ассоциации, ощущения возникают у вас, когда вы слышите это слово?
Составление кластера
Дети говорят, на доске записываю слова
У. Ребята, а “Приёмыш” это художественное произведение?
О чём теперь захотелось вам узнать?
Д. Кто написал это произведение? О чём оно? Когда написано? Жанр произведения.
Кто главный герой или герои?
У. На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответ самим.
Этап осмысления (Слайд 3)
( на слайде слова: рыбак, озеро, собака)
1 У. Составьте мини-рассказ по опорным словам, в котором шла бы речь о милосердии человека.
Обсудите написанные вами рассказы сразу в парах, затем в группах, выберите лучший и прочитайте.
Заслушиваются по 1 рассказу от группы
У. Мы прослушали ваши рассказы.
Отвечают ли они заданной теме?
2 Находим произведение по оглавлению в учебнике
У. Кто автор его? ( Д.Н. Мамин - Сибиряк)
3 Сведения об авторе (Слайд 4)
Об авторе рассказывает подготовленный ученик
О Д.Н. Мамине-Сибиряке
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка.
Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.
Особая страница его творчества – рассказы для детей. За рассказы “Зимовье на Студеной” и “Емеля и охотник” Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию.
“ Это счастье писать для детей”,- говорил он.
Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал “ Алёнушкины сказки”. Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших “братьев меньших”.
- Какие произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы читали?
Работа по выставке книг
Работа с текстом.
1 У. Ребята, читать рассказ мы будем по частям.
При чтении встретятся трудные слова и выражения.
2 Словарная работа (Слайды 5-6)
Слова на слайдах: протока, сайма, бобылём, особняком, схиреет, сгрудятся, грезилось, дескать, на перелёте, божья птица, божья тварь, царская птица
(Если учащиеся не могут объяснить какое-то слово, они ищут его в “Толковом словаре” Ожегова)
3 Чтение текста.
а). Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)
б) Обсуждение прочитанного
У. Почему хозяина избушки не оказалось дома?
Как вы думаете, кто же был Приёмышем?
(Дети предполагают: “Я думаю..”, “Я считаю..”, “По-моему..” и т.д.)
в) Добавление кластера
У. Какие слова из прочитанного мы могли бы поместить в кластер?
( Добавляется кластер. Слова пишутся мелком другого цвета).
4 Чтение 2 части самостоятельно.
У. – Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем?
Физминутка
1 Упражнение для глаз - Напишите глазами слово приёмыш.
2. Упражнение для головы.- Напишите теперь тему урока головой.
Работа с текстом после чтения
1. У. – Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса?
Зачитайте отрывок, как дружили Соболько и Приёмыш?
2. Чтение 3 части.
(Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)
У. – Что вы узнали из этой части о жизни Тараса?
Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам. (Слайд 7)
Вопросы на слайде: Где жил? Когда поселился? Как выглядел?
( Заслушиваются ответы детей)
3. Прогнозирование
У.- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?
4. Чтение последней части рассказа. (Читает учитель)
У. Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом:
Совпало ли ваше мнение с текстом?
( Заслушиваются ответы учащихся)
У. Почему же расстались трое друзей?
Как это случилось?
Легко ли расставаться с другом?
Анализ художественного произведения. Рефлексия. (Слайд 8)
У. Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:
Вопросы на слайде: Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
( Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)
“ Кубизм” Устная работа. (Слайд 9)
Задания группам, написанные на гранях куба:
1 Опишите внешность и характер Приёмыша.
2 Сравните поведение лебедя летом и осенью.
3 Докажите, что Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу.
4 Проанализируйте: умышленно или случайно Приёмыш ушёл от Тараса.
5 Подумайте и скажите, где можно применить знания, полученные в рассказе?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Составления диаграммы Венн (Слайд 10)
У.- Сравните Приёмыша и Соболько.
Чем они отличаются?
Что общего в жизни собаки и лебедя?
Дети делают вывод
Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.
Обобщение по уроку
1. У. Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли текст и героев. И предлагаю вам задания творческого характера.
1,2 и 3 группы - напишут отзыв или небольшое “эссе”.
4 и 5 группы составляют коллективно пятистишье на компьютере.
( Я помогаю группе составить слайды по пятистишью).
2. Обсуждение в группах, выбирают лучшее “эссе” и пятистишье
3. Авторский стул
( Лучшие сочинения заслушиваются перед классом)
4. Дискуссия
У. Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?
Кто думает, что вернётся, становитесь с одной стороны класса, а кто думает, что не вернётся, становитесь с другой стороны.
А теперь спорьте, доказывайте, но уважайте, пожалуйста, друг друга, давайте время высказаться своим товарищам, умейте выслушать собеседника.
( Дети спорят, доказывают.)
Класс делится на 2 динамичные группы, в которых дети меняются местами в зависимости от мнения.
Вывод делают сами учащиеся..
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
Домашнее задание.
( Задание дано по 3 уровням)
1. Подробный пересказ 4 части.
2. Выразительное чтение диалога Тарас и автор.
*3. Составить рассказ на тему “ История одного лебедя”.
Итог урока.
- Что вы узнали нового на уроке?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Какой вывод по уроку можно сделать?
Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.
Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.