Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом
МДОУ “Детский сад № 24 “Родничок” особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.В рамках реализации работы в этом направлении в ДОУ создан долгосрочный проект по теме: “Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения”.
Цель проекта: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи проекта:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Этапы реализации проекта:
I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).
Участники проекта:
- дети;
- педагоги;
- заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работы;
- музыкальный руководитель;
- специалисты ДОУ;
- заведующий ДОУ;
- отряд ЮИД (МОУ “Гимназия № 7”);
- инспектор ГИБДД;
- родители.
Основные направления работы с детьми:
- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- художественная литература;
- викторина, КВН по ПДД;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- игра;
- выступления агитбригады отряда ЮИД;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения.
Принципы реализации проекта (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
Модель реализации проекта:
В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:
- картотека подвижных игр по ПДД;
- картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
- подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
- конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
- цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
- цикл консультаций для воспитателей “Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД”.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:
- анкетирование;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
- встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок “Дородного движения” в групповом помещении.
2. Центр “Светофорик” на центральной веранде ДОУ.
3. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- видеокассеты по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
4. Методический инструментарий.
5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.
6. Сотрудничество с кинокомплексом “Родина” (тематические занятия “Светофорик” по ПДД).
Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Литература:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
3. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.