“Не знаю, кем я могу казаться миру, но
самому себе я кажусь мальчиком,
играющим у моря, которому удалось найти более
красивый камушек,
чем другим; но океан неизвестного лежит передо
мной”.
Исаак Ньютон
Цели урока:
- Образовательная: используя игровую форму, скорректировать знания учащихся по данной теме.
- Развивающие:
- развивать умения систематизировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать навыки и умения при решении задач в работе со справочной литературой.
- Воспитаельная: воспитывать коммуникабельность, доброжелательность, взаимовыручку, умение слушать и слышать друг друга.
Цели для учащихся:
- знать определения, классификацию, область применения данных законов;
- уметь записывать количественные зависимости между термодинамическими параметрами в газовых законах;
- уметь предсказывать изменения, происходящие с газом при переходе его из одного состояния в последующее;
- уметь анализировать и конкретизировать данную ситуацию.
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Время |
Управление обучением |
||
1. | Мотивационно-проблемная часть. Цель: постановка проблемы и пути ее решения. Эпиграфом нашего урока являются слова великого физика Исаака Ньютона. Как много он сделал для развития физики и как это ничтожно мало по сравнению с теми тайнами и загадками, которые еще скрывает от нас природа, и которые может быть, покорятся нам в будущем. Так не будем терять ни минуты и прямо сейчас отправимся в космическое путешествие по морям, но не земным, а лунным. Итак, мы – астронавты, а я ваш гид. А компасом в нашем космическом путешествии будет “Первое начало термодинамики”:
Итак, компас перед нами, старт! Рассекая космическое пространство со скоростью мысли, мы с вами произвели посадку на Луне. |
3 мин. | Учитель устанавливает основные цели и задачи урока. | ||
2. | Вводный контроль. Цель: проверка основных терминов, понятий и законов. (Фронтальный опрос) Прилунились мы на дне “МОРЯ ХОЛОДА”. И хотя
лунные моря лишены воды, но они не лишены
опасностей. И чтобы согреться и продолжить наше
путешествие, нам необходимо вспомнить основные
понятия, термины и законы термодинамики. А
поможет нам в этом компас.
Вот мы и согрелись и, продолжая наше космическое путешествие, направляемся, повинуясь нашему компасу, дальше. Что же нас ждет дальше? |
12 мин. | Контроль учителя | ||
3. | Проверка домашнего задания. Цель: проверка и анализ решения домашней задачи. А впереди нас ждет удивительное “МОРЕ ЯСНОСТИ”. Где нам предстоит выяснить, как вы справились с домашним заданием. Только при положительном результате мы с вами сможем продолжить наше космическое путешествие по морям Луны. Задача. Объем водорода при изотермическом расширении при температуре 270С увеличился в 3 раза. Определить работу, совершенную газом, и количество теплоты, полученное при этом. Масса водорода 200 г. Итак, мы покидаем “Море ясности”. Спокойно пролетая над “МОРЕМ СПОКОЙСТВИЯ”, и, конечно, минуя “МОРЕ КРИЗИСОВ”, совершим посадку на дне “МОРЯ ИЗОБИЛИЯ”. И хотя луна практически лишена атмосферы, именно находясь здесь, нам предстоит вспомнить основные свойства газов и законы, которым они подчиняются. И вновь нам поможет наш компас.
Замечательно! Вперед! Но что это, мы не можем сдвинуться с места. Оказывается нам необходимо проверить наши знания на практике, разгадать задачу-диаграмму. |
5мин |
Контроль учителя |
||
4. |
Задача-диаграмма Цель: проверка практического применения полученных знаний, умений и навыков при решении задач. Разгадай данную диаграмму и узнай конечный пункт нашего космического путешествия по морям Луны? |
13 мин. | Код: Мо – 354 |
||
5. | Справившись со всеми трудностями, мы
продолжаем наш полет. Наш конечный пункт – “МОРЕ
ПОЗНАННОЕ”. Но впереди нас еще ждет не менее
интересное посещение морей с многозначительными
названиями: “МОРЕ ОБЛАКОВ”, “МОРЕ ПАРОВ”,
“МОРЕ ВЛАЖНОСТИ”, “МОРЕ ДОЖДЕЙ”. Так о чем же сейчас пойдет речь? О каких тепловых процессах?
Конечно, выпадают осадки (дождь). И мы как раз с вами покидаем “МОРЕ ДОЖДЕЙ”. Скоро наш конечный пункт, откуда нам предстоит, покинув Луну, взять курс на Землю. Вот и “МОРЕ ПОЗНАННОЕ”. |
12мин | Контроль учителя
|
||
6. | Контроль на выходе Цель: коррекция умений учащихся и итоговая аттестация по данной теме. Получив итоговый тест, приступай к решению.
Получи свой КПД.
Подведи итог. Вывод. Итоговый тест
1. Газ в сосуде расширился, совершив работу 20 Дж. Внутренняя энергия при этом увеличилась на 30 Дж.
2. В тепловом двигателе за полный цикл газ получил 500 Дж тепла и отдал 300 Дж тепла. Определите работу, совершенную газом.
3. Какую работу совершает газ, при переходе из первого состояния во второе?
4. В каком состоянии объем газа больше?
5. Азот N2 массой 2,4 г находится в сосуде под невесомым поршнем при нормальных условиях (р = 105 Па, Т = 273 К). Какой объем занимает этот газ?
6. Чему равна концентрация молекул водорода Н2 при нормальных условиях (р=105Па, Т=273 К).
7. Концентрация молекул газа в сосуде 0,80х1028 м-3. Давление при постоянном объеме изменилось на 0,3 МПа. На сколько изменилась температура газа?
8. Какое количество тепла надо сообщить, чтобы расплавить 1,5 кг льда?
9. На сколько изменилась внутренняя энергия 1,5 кг железа при нагревании от 20 0С до 100 0С?
10. В идеальном газе абсолютная температура увеличилась в два раза. Во сколько раз изменилась средняя квадратичная скорость молекул?
Используя код к тесту, проведите самоанализ и
определите свой КПД. |
20 мин. 5 мин. |
Самоанализ
|
||
Домашнее задание:
творческая работа “Тепловые параметры
человека” (реферат). Цель: используя справочные данные, дайте оценку термодинамическим параметрам человека. Тепловые параметры человека: 1. нормальная температура тела 36,70С;
3. температура замерзания (плавления) крови от –
0,560 до – 0,580С; Урок окончен. До свидания. Всем большое спасибо. |
3 мин. |