Тема урока: "Музыкальная терапия как метод регуляции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В свою очередь, я, как музыкальный руководитель и педагог-психолог, решила также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия. Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.[8] Идея музыкотерапии очень стара. Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет. Еще древнегреческий мыслитель, математик и спортсмен Пифагор применял музыку в лечебных целях. Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. В эпоху средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения широко распространившейся эпидемии хореомании (пляски Святого Витта). Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма – тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула. [6] Русская музыкотерапия ведет свое начало с конца XIX в., с исследований И.М. Догеля и И.Н. Тарханова. И.М. Догелю удалось обнаружить изменение дыхания и артериального давления у людей от разной музыки. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Г.П. Шипулин еще в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью. В 70-80-е годы было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой из которых имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей.[12]

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Изучив данные материалы, я решила направить созидательную энергию музыки на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников и разработала свою психолого-педагогическую концепцию “Музыкальная терапия, как метод регуляции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста”. Я поставила перед собой цель: исследовать процесс воздействия музыкотерапии на детей с повышенным уровнем агрессивности и другими нарушениями в поведении. Объектом моего исследования стало: общее эмоциональное состояние агрессивных детей. Предметом же – изучение особенностей влияния музыкальной терапии на изменение общего эмоционального состояния у таких детей. Перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Изучить опыт работы специалистов по данной проблеме.
  2. Провести диагностическое исследование с целью определения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Исследовать процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и подтвердить гипотезу о его положительном влиянии.
  4. Дать практические рекомендации педагогам и родителям по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми (см. Приложение 2).

Гипотеза. Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и значительно снизит ее проявления, если:

  • будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
  • будет разработан и внедрен перспективный план занятий;
  • будут продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
  • будут подобраны специальные музыкальные произведения;
  • будут задействованы все органы чувств у детей;
  • будет установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Я использовала следующие методы исследования: эксперимент, наблюдение, тестирование, беседа, метод музыкотерапии, а также элементы следующих нетрадиционных методов коррекционной педагогики: сказкотерапия, вокалотерапия, цветотерапия, ароматерапия, арттерапия, игротерапия, психогимнастика и др. Свою работу я построила в 4 этапа:

На I этапе: я изучила педагогическую, психологическую и методическую литературу, что позволило определить методическую и теоретическую базу исследования.

На II этапе: была проведена предварительная диагностика уровня агрессивности у детей экспериментальной группы.

На III этапе: последовало непосредственное проведение практических коррекционных занятий и промежуточная диагностика.

На IV этапе: была проведена итоговая констатирующая диагностика детей.

Методологической основой моей концепции послужили теоретические разработки по музыкальной педагогике и психологии таких ученых, как Б.М.Теплов, Л.С. Брусиловский, А.Л.Готсдинер, С.В.Шушарджан. Но, в большинстве, в своем исследовании, я опираюсь на уникальную программу врача-психотерапевта В.И.Петрушина, разработавшего теорию музыкально-рациональной психотерапии, которая представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на формирование у ребенка богатой эмоциональной сферы за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний. По мнению Петрушина, при помощи музыки можно моделировать эмоции, а это, в свою очередь, ложится в основу моей работы, т.к. мне важно у агрессивных, неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции. Анализ данной теории Петрушина и других музыкальнотерапевтических программ показал, что их авторы предлагают использовать для коррекции нарушений в поведении у детей только сугубо музыкальные приемы, такие как, пассивное слушание музыки, музицирование, музыкально-ритмические движения, пение, и не предусматривают использование в синтезе с музыкальной терапией других психолого-педагогических методов. У меня возникла потребность создать условия, найти свои оригинальные пути для более эффективного коррекционного воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем агрессивности.

Свое исследование я начала с определения экспериментальной выборки детей старшего дошкольного возраста – 10 человек - с повышенным проявлением агрессивности и другими нарушениями в поведении (гиперактивность, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, конфликтность, демонстративность, тревожность и др.) Для того, чтобы определить уровни агрессивности у данных детей и наметить пути ее регуляции и коррекции, в сентябре 2004 г. я провела предварительную диагностику, включающую в себя несколько методик: “Агрессивность (опросник глазами взрослого)”, “Какую агрессию проявляешь ТЫ, ОН, ОНА, динозавр?”, “Кактус”. Полученные диагностические данные показали, что из числа экспериментальной выборки у 80 % детей – высокий уровень агрессивности, т.е. агрессия проявляется непрерывно; у 20 % - средний, т.е. агрессивность проявляется часто, но не всегда; и низкий уровень – 0 %, т.е. дети, которые вообще не проявляют агрессии – отсутствуют.

Исходя из предварительной диагностики, учитывая психологические и возрастные особенности данных детей, основываясь на принцип моделирования эмоций и рецептуру музыкально-рациональной психотерапии В.И. Петрушина, я составила перспективный план коррекционных занятий с детьми, который в ходе работы корректировался. Цель данных занятий: создание положительного фона реабилитации (снятие фактора агрессивности и других поведенческих нарушений); стимуляция двигательных функций; развитие сенсорных процессов и основных психических функций; развитие познавательной сферы при помощи музыкальных приемов. Занятия музыкотерапией проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие занимает по времени от 25 до 35 минут. Также, специфическая музыка звучит на утренней гимнастике 3 раза в неделю, перед каждым обедом, во время подготовки ко сну и за час до ужина. С воспитателями группы и узкими специалистами (логопед, инструктор физического воспитания, преподаватель изобразительной деятельности) регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты. Каждое музыкальнотерапевтическое занятие состоит из 3-х фаз: 1.Установление контакта. 2.Снятие напряжения. 3.Расслабление и заряд положительными эмоциями.[3] Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения я стараюсь подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию (“изопринцип” - подобная эмоция лечится подобной музыкой).[9]То есть, если мы имеем дело с агрессивными детьми, то и акцент следует делать на агрессивную возбуждающую музыку. Подбор музыкального материала на каждое отдельное занятие, я строю на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки: - первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу для всего занятия, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, “Аве Мария”, Баха-Гуно, “Голубой Дунай”, Штрауса-мл. Второе произведение - по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, “Лето. Престо” из цикла “Времена года”, Вивальди, “Маленькая ночная серенада”, Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии. Третье же произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, “Менуэт”, Баккерини, “Ода к радости”, Бетховена, “Испанское каприччио”, Римского-Корсакова. Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В.И. Петрушиным:[7]

Схема 1.

Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку

Исходя из этой матрицы, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:

  • медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, унылые, скорбные, трагичные;
  • медленный темп + мажорная окраска = характер произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный;
  • быстрый темп + минорная окраска = характер напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой;
  • быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

Таким образом, мы можем определить комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию детей (см. Табл.1). Это позволяет мне моделировать и изменять эмоции у агрессивных детей.

Таблица 1.

Музыкальные произведения, отражающие сходное эмоциональное состояние

основные параметры музыки основное настроение литературные определения названия произведений
Медленная

Мажорная

Спокойствие Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная А. Бородин – ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен – ноктюрны фа-мажор, ре-бемоль мажор, крайние части; Ф. Шуберт – “Аве Мария”; К. Сен-Санс – “Лебедь”; С. Рахманинов – концерт № 2, начало II ч.
Медленная

Минорная

Печаль Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная П. Чайковский – начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ – “Смерть Озе”, “Жалоба Ингрид из сюиты “Пергюнт”; Ф. Шопен – Прелюдия до-минор; Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк – “Мелодия”.
Быстрая

Минорная

Гнев Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная Ф. Шопен – Этюды № 12, 23, 24; Скерцо № 1; прелюдии № 16, 24; А. Скрябин – Этюд № 6, соч. 8; П. Чайковский – Увертюра “Буря”; Р. Шуман – “Порыв”; Л. Бетховен – финалы сонат: 14, 23.
Быстрая

Мажорная

Радость Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Д. Шостакович – “Праздничная увертюра”; Ф. Лист – финалы венгерских рапсодий № 6, 10, 11, 12; В. Моцарт – “Маленькая ночная серенада”(I и IVч.); Л. Бетховен – финалы симфоний № 5. 6, 9.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях обычно я использую и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Каждый прием я подбираю, исходя из фазы занятия и в соответствии с музыкальным произведением. Например, на занятиях я широко использую метод ароматерапии, т.е. каждой фазе занятия подбирается соответствующий характеру и эмоциям аромат, который соотносится с музыкальным сопровождением, характером игр и упражнений, и применяется в совокупности с ними. Так, например, для снятия напряжения, я использую аромат зеленого яблока, который тонизирует и освежает организм, восстанавливает силы и улучшает настроение. Аромат полевых цветов расслабляет детей, снимает напряжение и раздражительность. Аромат лимона поднимает настроение, заряжает положительными эмоциями.[4] Часто на своих занятиях для успокоения и уменьшения злобности и раздражительности я использую метод фитотерапии, т.е. ароматы отваров лечебных трав, таких как эвкалипт, мята, боярышник.[8] Хочу отметить, что детям очень нравятся данные приемы, и они в последствии сами заказывают тот или иной аромат. Дети очень заинтересовались методом арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. Также, детям очень нравится прием драматической психоэлевации.[5] Этот метод подразумевает участие детей в психокоррекционных театральных этюдах и постановке лечебно-педагогических спектаклей-игр, не только успокаивающих, но и обучающих и развивающих. В прошедшем учебном году с детьми мы поставили две мини-пьесы: “История мальчика с опущенной головой” и “Пока не увяла роза”. Данные пьесы помогли детям почувствовать себя настоящими актерами и, как бы, посмотреть на свое агрессивное поведение со стороны, сделав соответствующие выводы. А также дети с удовольствием инсценируют стихотворения и маленькие поучительные рассказы. Очень часто на своих занятиях я использую методы хромотерапии и цветотерапии. Данные методы включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета.[8] Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях я предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки мы также используем эти цвета. Также, я часто применяю метод литотерапии, который подразумевает использование минералов необычной формы и цвета. Дети с большим удовольствием и интересом рассматривают разноцветные камушки и сравнивают их с музыкой и своим настроением, играют с ними. Но наибольший отклик у детей вызвали элементы сказкотерапии, психогимнастики и игротерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. Мною был разработан комплекс картин с изображением сказочных персонажей тюркской и славянской мифологии, поэтому часто во время занятий я использую их как наглядный материал и как основу занятия. На занятиях музыкотерапией я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).[12] Например, детям очень нравится упражнение “Танец пяти движений”, которое сопровождается разными по характеру мелодиями (см. Приложение 1). Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы. Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии. Я использую как контактные, объединяющие игры, так и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтические игры. Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как “Воробьиные драки”, “Минута шалости”, “Злые - добрые кошки”, или, например, игра “Высвобождение гнева”, где дети отдают всю свою отрицательную энергию подушке и становятся спокойными и умиротворенными. [13] Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы. Практически на каждом занятии, я использую метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни “Верьте в чудеса”, “Будьте добры!”, “С нами, друг!”, “Если добрый ты…”, которые выполняют все эти задачи. Не редко на занятиях музыкотерапией я использую прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанируют тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизируют свои мини-пьесы, в которых отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. В процессе работы на наших музыкальнотерапевтических занятиях появились свои ритуалы. Например, начинать и заканчивать занятие песней, оценивать по пятибалльной шкале каждое занятие и анализировать свое настроение после занятий.

В декабре 2004 года мною была проведена промежуточная диагностика, которая должна была показать, в правильном ли направлении я двигаюсь, и действительно ли музыкальная терапия способствует снижению агрессивности у детей экспериментальной группы. По данным промежуточного тестирования, высокий уровень агрессии показали теперь уже 40 % детей, средний уровень – 30 % и низкий уровень проявления агрессивности – 30 % выборки. То есть в целом уровень агрессивности у детей экспериментальной группы снизился, но не намного. Так, например, резко снизился уровень конфликтности внутри группы. Также у детей экспериментальной выборки практически исчезли застенчивость и чувство одиночества. Но, тем не менее, уровень эгоцентризма и агрессии, направленной на окружающих снизился очень мало. Я связываю это с тем, что мне необходимо было больше использовать в своей работе поучительных ролевых игр, игр на формирование позитивного отношения к окружающему миру. В связи с указанными трудностями, я внесла коррективы в свой перспективный план, а именно: включила больше игр и упражнений на развитие творческих способностей у детей, а также задания на положительное отношение к животным и окружающим людям, на формирование собственного позитивного мироощущения и мировоззрения – что, в последствии, привело к большему снижению агрессивности и других негативных проявлений поведения у детей. В мае 2005 г. я провела итоговое констатирующее тестирование, которое показало следующие результаты: высокий уровень агрессивности показали 10% детей, средний – 40%, низкий – 50% выборки. Таким образом, из результатов итогового тестирования и по моим собственным наблюдениям и наблюдениям педагогов и родителей, я с уверенностью могу сказать, что гипотеза моей работы подтвердилась. Очевидно, что музыкотерапия в синтезе с другими коррекционными методами педагогики способна значительно, и на длительный срок, снизить проявления агрессивности, уменьшить негативизм, конфликтность, застенчивость и другие нарушения у детей старшего дошкольного возраста. Уже с нынешнего года во всех группах детского сада, начиная с ясельного возраста, я использую музыкальную терапию в профилактических целях: как элемент на музыкальных занятиях, как фон на физкультурных занятиях, занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях познавательного цикла и других, а также в режимные моменты. Для создания радостного, бодрого настроения на целый день у детей и родителей, лечебная музыка звучит утром и вечером в группах и коридорах детского сада. А также, я провожу сеансы музыкальной терапии с педагогами детского сада и родителями на базе кабинета психологической разгрузки.

Я считаю, что музыкотерапия – это, пожалуй, самый действенный метод, как коррекции нарушений поведения у детей, так и лечения человеческого организма в целом. Думаю, что – это метод будущего. Со своей стороны я буду продолжать исследование и внедрение данного метода в свою педагогическую деятельность.

Список литературы:

1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии]// Клуб. – 2001. - №6. – с.39.

2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. “NB МАГИСТР”, 1993. – 190 с.

3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (2-е изд.)/ Серия “Психологический практикум”.- Ростов н /Д: Феникс, 2005.-320с.

4. Кузнецова М.Н., Шищенко В.М., Петричук С.В. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 64 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

5 Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художник Б.Л. Аким. – М.: “ЛИНКА-ПРЕСС”, 2002. – 240 с.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

7. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

8. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448 с.

9. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ташкент: Медицина, 1985. – 719 с.

10. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001ю – 128 с.

11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

12. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1995. – 160 с.: ил., нот.

13. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Серия “Психологический практикум”. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2004. – 320 с.