В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В свою очередь, я, как музыкальный руководитель и педагог-психолог, решила также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия. Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.[8] Идея музыкотерапии очень стара. Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет. Еще древнегреческий мыслитель, математик и спортсмен Пифагор применял музыку в лечебных целях. Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. В эпоху средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения широко распространившейся эпидемии хореомании (пляски Святого Витта). Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма – тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула. [6] Русская музыкотерапия ведет свое начало с конца XIX в., с исследований И.М. Догеля и И.Н. Тарханова. И.М. Догелю удалось обнаружить изменение дыхания и артериального давления у людей от разной музыки. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Г.П. Шипулин еще в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью. В 70-80-е годы было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой из которых имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей.[12]
Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Изучив данные материалы, я решила направить созидательную энергию музыки на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников и разработала свою психолого-педагогическую концепцию “Музыкальная терапия, как метод регуляции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста”. Я поставила перед собой цель: исследовать процесс воздействия музыкотерапии на детей с повышенным уровнем агрессивности и другими нарушениями в поведении. Объектом моего исследования стало: общее эмоциональное состояние агрессивных детей. Предметом же – изучение особенностей влияния музыкальной терапии на изменение общего эмоционального состояния у таких детей. Перед собой я поставила следующие задачи:
- Изучить опыт работы специалистов по данной проблеме.
- Провести диагностическое исследование с целью определения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
- Исследовать процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и подтвердить гипотезу о его положительном влиянии.
- Дать практические рекомендации педагогам и родителям по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми (см. Приложение 2).
Гипотеза. Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и значительно снизит ее проявления, если:
- будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
- будет разработан и внедрен перспективный план занятий;
- будут продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
- будут подобраны специальные музыкальные произведения;
- будут задействованы все органы чувств у детей;
- будет установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.
Я использовала следующие методы исследования: эксперимент, наблюдение, тестирование, беседа, метод музыкотерапии, а также элементы следующих нетрадиционных методов коррекционной педагогики: сказкотерапия, вокалотерапия, цветотерапия, ароматерапия, арттерапия, игротерапия, психогимнастика и др. Свою работу я построила в 4 этапа:
На I этапе: я изучила педагогическую, психологическую и методическую литературу, что позволило определить методическую и теоретическую базу исследования.
На II этапе: была проведена предварительная диагностика уровня агрессивности у детей экспериментальной группы.
На III этапе: последовало непосредственное проведение практических коррекционных занятий и промежуточная диагностика.
На IV этапе: была проведена итоговая констатирующая диагностика детей.
Методологической основой моей концепции послужили теоретические разработки по музыкальной педагогике и психологии таких ученых, как Б.М.Теплов, Л.С. Брусиловский, А.Л.Готсдинер, С.В.Шушарджан. Но, в большинстве, в своем исследовании, я опираюсь на уникальную программу врача-психотерапевта В.И.Петрушина, разработавшего теорию музыкально-рациональной психотерапии, которая представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на формирование у ребенка богатой эмоциональной сферы за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний. По мнению Петрушина, при помощи музыки можно моделировать эмоции, а это, в свою очередь, ложится в основу моей работы, т.к. мне важно у агрессивных, неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции. Анализ данной теории Петрушина и других музыкальнотерапевтических программ показал, что их авторы предлагают использовать для коррекции нарушений в поведении у детей только сугубо музыкальные приемы, такие как, пассивное слушание музыки, музицирование, музыкально-ритмические движения, пение, и не предусматривают использование в синтезе с музыкальной терапией других психолого-педагогических методов. У меня возникла потребность создать условия, найти свои оригинальные пути для более эффективного коррекционного воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем агрессивности.
Свое исследование я начала с определения экспериментальной выборки детей старшего дошкольного возраста – 10 человек - с повышенным проявлением агрессивности и другими нарушениями в поведении (гиперактивность, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, конфликтность, демонстративность, тревожность и др.) Для того, чтобы определить уровни агрессивности у данных детей и наметить пути ее регуляции и коррекции, в сентябре 2004 г. я провела предварительную диагностику, включающую в себя несколько методик: “Агрессивность (опросник глазами взрослого)”, “Какую агрессию проявляешь ТЫ, ОН, ОНА, динозавр?”, “Кактус”. Полученные диагностические данные показали, что из числа экспериментальной выборки у 80 % детей – высокий уровень агрессивности, т.е. агрессия проявляется непрерывно; у 20 % - средний, т.е. агрессивность проявляется часто, но не всегда; и низкий уровень – 0 %, т.е. дети, которые вообще не проявляют агрессии – отсутствуют.
Исходя из предварительной диагностики, учитывая психологические и возрастные особенности данных детей, основываясь на принцип моделирования эмоций и рецептуру музыкально-рациональной психотерапии В.И. Петрушина, я составила перспективный план коррекционных занятий с детьми, который в ходе работы корректировался. Цель данных занятий: создание положительного фона реабилитации (снятие фактора агрессивности и других поведенческих нарушений); стимуляция двигательных функций; развитие сенсорных процессов и основных психических функций; развитие познавательной сферы при помощи музыкальных приемов. Занятия музыкотерапией проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие занимает по времени от 25 до 35 минут. Также, специфическая музыка звучит на утренней гимнастике 3 раза в неделю, перед каждым обедом, во время подготовки ко сну и за час до ужина. С воспитателями группы и узкими специалистами (логопед, инструктор физического воспитания, преподаватель изобразительной деятельности) регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты. Каждое музыкальнотерапевтическое занятие состоит из 3-х фаз: 1.Установление контакта. 2.Снятие напряжения. 3.Расслабление и заряд положительными эмоциями.[3] Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения я стараюсь подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию (“изопринцип” - подобная эмоция лечится подобной музыкой).[9]То есть, если мы имеем дело с агрессивными детьми, то и акцент следует делать на агрессивную возбуждающую музыку. Подбор музыкального материала на каждое отдельное занятие, я строю на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки: - первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу для всего занятия, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, “Аве Мария”, Баха-Гуно, “Голубой Дунай”, Штрауса-мл. Второе произведение - по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, “Лето. Престо” из цикла “Времена года”, Вивальди, “Маленькая ночная серенада”, Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии. Третье же произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, “Менуэт”, Баккерини, “Ода к радости”, Бетховена, “Испанское каприччио”, Римского-Корсакова. Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В.И. Петрушиным:[7]
Схема 1.
Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку
Исходя из этой матрицы, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:
- медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, унылые, скорбные, трагичные;
- медленный темп + мажорная окраска = характер произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный;
- быстрый темп + минорная окраска = характер напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой;
- быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.
Таким образом, мы можем определить комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию детей (см. Табл.1). Это позволяет мне моделировать и изменять эмоции у агрессивных детей.
Таблица 1.
Музыкальные произведения, отражающие сходное эмоциональное состояние
основные параметры музыки | основное настроение | литературные определения | названия произведений |
Медленная Мажорная |
Спокойствие | Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная | А. Бородин – ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен – ноктюрны фа-мажор, ре-бемоль мажор, крайние части; Ф. Шуберт – “Аве Мария”; К. Сен-Санс – “Лебедь”; С. Рахманинов – концерт № 2, начало II ч. |
Медленная Минорная |
Печаль | Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная | П. Чайковский – начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ – “Смерть Озе”, “Жалоба Ингрид из сюиты “Пергюнт”; Ф. Шопен – Прелюдия до-минор; Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк – “Мелодия”. |
Быстрая Минорная |
Гнев | Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная | Ф. Шопен – Этюды № 12, 23, 24; Скерцо № 1; прелюдии № 16, 24; А. Скрябин – Этюд № 6, соч. 8; П. Чайковский – Увертюра “Буря”; Р. Шуман – “Порыв”; Л. Бетховен – финалы сонат: 14, 23. |
Быстрая Мажорная |
Радость | Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная | Д. Шостакович – “Праздничная увертюра”; Ф. Лист – финалы венгерских рапсодий № 6, 10, 11, 12; В. Моцарт – “Маленькая ночная серенада”(I и IVч.); Л. Бетховен – финалы симфоний № 5. 6, 9. |
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях обычно я использую и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Каждый прием я подбираю, исходя из фазы занятия и в соответствии с музыкальным произведением. Например, на занятиях я широко использую метод ароматерапии, т.е. каждой фазе занятия подбирается соответствующий характеру и эмоциям аромат, который соотносится с музыкальным сопровождением, характером игр и упражнений, и применяется в совокупности с ними. Так, например, для снятия напряжения, я использую аромат зеленого яблока, который тонизирует и освежает организм, восстанавливает силы и улучшает настроение. Аромат полевых цветов расслабляет детей, снимает напряжение и раздражительность. Аромат лимона поднимает настроение, заряжает положительными эмоциями.[4] Часто на своих занятиях для успокоения и уменьшения злобности и раздражительности я использую метод фитотерапии, т.е. ароматы отваров лечебных трав, таких как эвкалипт, мята, боярышник.[8] Хочу отметить, что детям очень нравятся данные приемы, и они в последствии сами заказывают тот или иной аромат. Дети очень заинтересовались методом арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. Также, детям очень нравится прием драматической психоэлевации.[5] Этот метод подразумевает участие детей в психокоррекционных театральных этюдах и постановке лечебно-педагогических спектаклей-игр, не только успокаивающих, но и обучающих и развивающих. В прошедшем учебном году с детьми мы поставили две мини-пьесы: “История мальчика с опущенной головой” и “Пока не увяла роза”. Данные пьесы помогли детям почувствовать себя настоящими актерами и, как бы, посмотреть на свое агрессивное поведение со стороны, сделав соответствующие выводы. А также дети с удовольствием инсценируют стихотворения и маленькие поучительные рассказы. Очень часто на своих занятиях я использую методы хромотерапии и цветотерапии. Данные методы включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета.[8] Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях я предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки мы также используем эти цвета. Также, я часто применяю метод литотерапии, который подразумевает использование минералов необычной формы и цвета. Дети с большим удовольствием и интересом рассматривают разноцветные камушки и сравнивают их с музыкой и своим настроением, играют с ними. Но наибольший отклик у детей вызвали элементы сказкотерапии, психогимнастики и игротерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. Мною был разработан комплекс картин с изображением сказочных персонажей тюркской и славянской мифологии, поэтому часто во время занятий я использую их как наглядный материал и как основу занятия. На занятиях музыкотерапией я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).[12] Например, детям очень нравится упражнение “Танец пяти движений”, которое сопровождается разными по характеру мелодиями (см. Приложение 1). Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы. Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии. Я использую как контактные, объединяющие игры, так и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтические игры. Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как “Воробьиные драки”, “Минута шалости”, “Злые - добрые кошки”, или, например, игра “Высвобождение гнева”, где дети отдают всю свою отрицательную энергию подушке и становятся спокойными и умиротворенными. [13] Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы. Практически на каждом занятии, я использую метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни “Верьте в чудеса”, “Будьте добры!”, “С нами, друг!”, “Если добрый ты…”, которые выполняют все эти задачи. Не редко на занятиях музыкотерапией я использую прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанируют тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизируют свои мини-пьесы, в которых отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. В процессе работы на наших музыкальнотерапевтических занятиях появились свои ритуалы. Например, начинать и заканчивать занятие песней, оценивать по пятибалльной шкале каждое занятие и анализировать свое настроение после занятий.
В декабре 2004 года мною была проведена промежуточная диагностика, которая должна была показать, в правильном ли направлении я двигаюсь, и действительно ли музыкальная терапия способствует снижению агрессивности у детей экспериментальной группы. По данным промежуточного тестирования, высокий уровень агрессии показали теперь уже 40 % детей, средний уровень – 30 % и низкий уровень проявления агрессивности – 30 % выборки. То есть в целом уровень агрессивности у детей экспериментальной группы снизился, но не намного. Так, например, резко снизился уровень конфликтности внутри группы. Также у детей экспериментальной выборки практически исчезли застенчивость и чувство одиночества. Но, тем не менее, уровень эгоцентризма и агрессии, направленной на окружающих снизился очень мало. Я связываю это с тем, что мне необходимо было больше использовать в своей работе поучительных ролевых игр, игр на формирование позитивного отношения к окружающему миру. В связи с указанными трудностями, я внесла коррективы в свой перспективный план, а именно: включила больше игр и упражнений на развитие творческих способностей у детей, а также задания на положительное отношение к животным и окружающим людям, на формирование собственного позитивного мироощущения и мировоззрения – что, в последствии, привело к большему снижению агрессивности и других негативных проявлений поведения у детей. В мае 2005 г. я провела итоговое констатирующее тестирование, которое показало следующие результаты: высокий уровень агрессивности показали 10% детей, средний – 40%, низкий – 50% выборки. Таким образом, из результатов итогового тестирования и по моим собственным наблюдениям и наблюдениям педагогов и родителей, я с уверенностью могу сказать, что гипотеза моей работы подтвердилась. Очевидно, что музыкотерапия в синтезе с другими коррекционными методами педагогики способна значительно, и на длительный срок, снизить проявления агрессивности, уменьшить негативизм, конфликтность, застенчивость и другие нарушения у детей старшего дошкольного возраста. Уже с нынешнего года во всех группах детского сада, начиная с ясельного возраста, я использую музыкальную терапию в профилактических целях: как элемент на музыкальных занятиях, как фон на физкультурных занятиях, занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях познавательного цикла и других, а также в режимные моменты. Для создания радостного, бодрого настроения на целый день у детей и родителей, лечебная музыка звучит утром и вечером в группах и коридорах детского сада. А также, я провожу сеансы музыкальной терапии с педагогами детского сада и родителями на базе кабинета психологической разгрузки.
Я считаю, что музыкотерапия – это, пожалуй, самый действенный метод, как коррекции нарушений поведения у детей, так и лечения человеческого организма в целом. Думаю, что – это метод будущего. Со своей стороны я буду продолжать исследование и внедрение данного метода в свою педагогическую деятельность.
Список литературы:
1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии]// Клуб. – 2001. - №6. – с.39.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. “NB МАГИСТР”, 1993. – 190 с.
3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (2-е изд.)/ Серия “Психологический практикум”.- Ростов н /Д: Феникс, 2005.-320с.
4. Кузнецова М.Н., Шищенко В.М., Петричук С.В. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 64 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
5 Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художник Б.Л. Аким. – М.: “ЛИНКА-ПРЕСС”, 2002. – 240 с.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
7. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
8. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448 с.
9. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ташкент: Медицина, 1985. – 719 с.
10. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001ю – 128 с.
11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.
12. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1995. – 160 с.: ил., нот.
13. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Серия “Психологический практикум”. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2004. – 320 с.