План–конспект открытого урока по математике в 7-м классе на тему: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости"

Разделы: Математика


Цели:

  • Закреплять знания: о числах, полученных при измерении; таблицы соотношений мер длины, массы, стоимости; алгоритма преобразования данных чисел.
  • Формировать вычислительные навыки их сложения и вычитания.
  • Корригировать мыслительные операции на основе упражнений в классификации и обобщении, вербальную память на основе упражнений в запоминании.
  • Воспитывать мотивацию в обучении; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: разнообразные карточки, опорные таблицы, электротренажёр, приспособление для самооценки, копировальная бумага, карточки-мимички, материал учебника, доска, призы.

Обучение проходит при модульном построении урока: 30 мин + 5 мин перемена + 30 мин + 5 мин перемена + 20 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Физзарядка

II. Устный счёт

1. Инструкция учителя о работе с приспособлением для самооценки. На парте у каждого ученика лежит карточка для учёта правильных ответов: за каждый правильный ответ ученик ставит себе "галочку". А во время перемены учащиеся нанизывают соответственное количество фишек на свою проволочку.

Карточка учёта:

Приспособление для самооценки:

2. Работа с электротренажёром (если ответ правильный – загорается лампочка):

6 115 + 261 =
100 х 259 =
4 708 – 1 500 =
2 100 : 70 =
1 215 х 2 =
1 425 + 425 =
6 130 – 110 =
2 406 : 6 =

1 850
30
401
25 900
6 376
2 430
3 208
6 020

III. Сообщение темы и цели урока

1. Вступительная беседа

– С какими числами решали примеры на предыдущих уроках? (С целыми отвлечёнными)

– Почему они так называются? (Потому что они записаны без наименований)

– Какие ещё числа знаете? (Числа, полученные при измерении)

– При измерении какими мерами могут быть получены такие числа? (При измерении мерами длины, массы, стоимости)

– Приведите свои примеры. Где могут пригодиться такие числа?

2. Запись числа и темы в тетрадь.

– Прежде, чем начать работать над сложением и вычитанием, мы подготовимся к работе над этой темой.

IV. Актуализация знаний

1. Прослушайте перечень понятий, постарайтесь запомнить их в той же последовательности и записать в тетрадь:

сантиметр, километр, килограмм, миллиметр.

Самопроверка. Учитель вывешивает карточки с записями данных понятий в той же последовательности, учащиеся проверяют себя, оценивают.

2. Зачеркните "лишнее" слово

Самопроверка. Учитель убирает "лишнюю" карточку, учащиеся проверяют себя, объясняют, оценивают.

3. Найдите ошибку и исправьте её

3 кг 200 м;
50 к. 30 р.;
8 см 14 мм

4. Объясните

– Что вы сделали с последним числом? (Преобразовали)

– Какие виды преобразований вы знаете? (Раздробление: крупные меры заменяем более мелкими; превращение: мелкие меры заменяем более крупными)

Самооценка.

5. Фронтальная работа с карточками на преобразование чисел, полученных при измерении. (Самопроверка – образец учителя)

2 м 35 см
29 мм
5 р. 8 к.
1200 м
7 ц 16 кг
3 040 г

Например:

6. Вывод: что нужно знать, чтобы справиться с подобным заданием? (Таблицу соотношений мер длины, массы, стоимости)

Вывешивается таблица соотношений длины, массы, стоимости.

V. Перемена (5 минут)

Учащиеся нанизывают фишки на проволочки и выходят из класса. В классе производится сквозное проветривание, уборка.

7. Составление примеров по предложенным схемам и их фронтальное решение.

( 21 см 8 см + 2 см 4 мм =
752 р. 40 к. + 190 р. 80 к. =
2 кг – 780 г = )

За каждый правильный ответ учащиеся ставят себе "галочки" в карточки "Оцени себя".

8. После решения примеров учитель предлагает учащимся решить задачу (текст – на доске).

Задача. Для изготовления черенка для школьной лопаты требуется брусок, длиной 1 м 20 см, а для детской лопаты – на 40 см короче. Сколько всего материала потребуется для изготовления черенков для этих двух лопат?

а) Разбор условия задачи, выявление взаимосвязи между числовыми данными, выбор главных понятий и запись краткого условия на доске и в тетрадях:

б) Самостоятельное решение.

Учитель предлагает учащимся инструкцию для дальнейшей самооценки результата решения, используя карточки-мимички:

  • 0 ошибок – оценка "5",
  • ошибки в пояснении, наименовании – оценка "4",
  • решено только 1 действие – оценка "3".

Учитывая индивидуальное развитие каждого ребёнка, предлагаются опорные карточки:

II уровень:

1) … – … = … – детская
2) … + … = … – всего

I уровень:

1) … – 40 см = 80 см – …….
2) … + 80 см = 1 м 100 см = … – ….

в) Самопроверка – учащиеся получают контрольные карточки с образцом решения задачи, проверяют себя и ставят оценки. (под контролем учителя). Работа с карточкой "Оцени себя".

Карточки-мимички:

г) Вывод.

VI. Перемена (5 минут)

Нанизывание фишек на проволоку. Уборка класса, проветривание.

VII. Закрепление

1. Самостоятельная работа с копировальной бумагой и с учебником: стр. 213,  № 1151 (1 ст.)

Учащиеся подкладывают копировальную бумагу под рабочий лист в тетради и выполняют примеры, на доске – эти же примеры с закрытыми ответами. По мере выполнения работы, ответы открываются и учащиеся видят зашифрованное слово: "ТРУД" – это говорит о правильности решения примеров. Таким образом учащиеся проверяют себя.

2. Индивидуальная работа с затрудняющимися детьми

3. Самопроверка – листочки сдаются для контроля учителю, а учащиеся проверяют себя по тетради

Оценки:

  • за 4 – 5 правильных примера – оценка "5",
  • за 2 примера – оценка "4",
  • за 1 пример – оценка "3".

VIII. Итог урока

Учащиеся подсчитывают, сколько всего они получили "галочек" и фишек, нанизывают фишки на проволоки и всем наглядно видно, у кого столбик с фишками выше, выявляется "лучший математик урока".
Выставляется общая оценка каждому в журнал и вручаются сладкие призы – шоколадка-медаль.