Цели:
- Закреплять знания: о числах, полученных при измерении; таблицы соотношений мер длины, массы, стоимости; алгоритма преобразования данных чисел.
- Формировать вычислительные навыки их сложения и вычитания.
- Корригировать мыслительные операции на основе упражнений в классификации и обобщении, вербальную память на основе упражнений в запоминании.
- Воспитывать мотивацию в обучении; формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: разнообразные карточки, опорные таблицы, электротренажёр, приспособление для самооценки, копировальная бумага, карточки-мимички, материал учебника, доска, призы.
Обучение проходит при модульном построении урока: 30 мин + 5 мин перемена + 30 мин + 5 мин перемена + 20 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Физзарядка
II. Устный счёт
1. Инструкция учителя о работе с приспособлением для самооценки. На парте у каждого ученика лежит карточка для учёта правильных ответов: за каждый правильный ответ ученик ставит себе "галочку". А во время перемены учащиеся нанизывают соответственное количество фишек на свою проволочку.
Карточка учёта: |
Приспособление для самооценки: |
2. Работа с электротренажёром (если ответ правильный – загорается лампочка):
6 115 + 261 = |
1 850 |
III. Сообщение темы и цели урока
1. Вступительная беседа
– С какими числами решали примеры на предыдущих уроках? (С целыми отвлечёнными)
– Почему они так называются? (Потому что они записаны без наименований)
– Какие ещё числа знаете? (Числа, полученные при измерении)
– При измерении какими мерами могут быть получены такие числа? (При измерении мерами длины, массы, стоимости)
– Приведите свои примеры. Где могут пригодиться такие числа?
2. Запись числа и темы в тетрадь.
– Прежде, чем начать работать над сложением и вычитанием, мы подготовимся к работе над этой темой.
IV. Актуализация знаний
1. Прослушайте перечень понятий, постарайтесь запомнить их в той же последовательности и записать в тетрадь:
сантиметр, километр, килограмм, миллиметр.
Самопроверка. Учитель вывешивает карточки с записями данных понятий в той же последовательности, учащиеся проверяют себя, оценивают.
2. Зачеркните "лишнее" слово
Самопроверка. Учитель убирает "лишнюю" карточку, учащиеся проверяют себя, объясняют, оценивают.
3. Найдите ошибку и исправьте её
3 кг 200 м;
50 к. 30 р.;
8 см 14 мм
4. Объясните
– Что вы сделали с последним числом? (Преобразовали)
– Какие виды преобразований вы знаете? (Раздробление: крупные меры заменяем более мелкими; превращение: мелкие меры заменяем более крупными)
Самооценка.
5. Фронтальная работа с карточками на преобразование чисел, полученных при измерении. (Самопроверка – образец учителя)
2 м 35 см
29 мм
5 р. 8 к.
1200 м
7 ц 16 кг
3 040 г
Например:
6. Вывод: что нужно знать, чтобы справиться с подобным заданием? (Таблицу соотношений мер длины, массы, стоимости)
Вывешивается таблица соотношений длины, массы, стоимости.
V. Перемена (5 минут)
Учащиеся нанизывают фишки на проволочки и выходят из класса. В классе производится сквозное проветривание, уборка.
7. Составление примеров по предложенным схемам и их фронтальное решение.
( 21 см 8 см + 2 см 4 мм =
752 р. 40 к. + 190 р. 80 к. =
2 кг – 780 г = )
За каждый правильный ответ учащиеся ставят себе "галочки" в карточки "Оцени себя".
8. После решения примеров учитель предлагает учащимся решить задачу (текст – на доске).
Задача. Для изготовления черенка для школьной лопаты требуется брусок, длиной 1 м 20 см, а для детской лопаты – на 40 см короче. Сколько всего материала потребуется для изготовления черенков для этих двух лопат?
а) Разбор условия задачи, выявление взаимосвязи между числовыми данными, выбор главных понятий и запись краткого условия на доске и в тетрадях:
б) Самостоятельное решение.
Учитель предлагает учащимся инструкцию для дальнейшей самооценки результата решения, используя карточки-мимички:
- 0 ошибок – оценка "5",
- ошибки в пояснении, наименовании – оценка "4",
- решено только 1 действие – оценка "3".
Учитывая индивидуальное развитие каждого ребёнка, предлагаются опорные карточки:
II уровень: 1) … – … = … – детская |
I уровень: 1) … – 40 см = 80 см – ……. |
в) Самопроверка – учащиеся получают контрольные карточки с образцом решения задачи, проверяют себя и ставят оценки. (под контролем учителя). Работа с карточкой "Оцени себя".
Карточки-мимички:
г) Вывод.
VI. Перемена (5 минут)
Нанизывание фишек на проволоку. Уборка класса, проветривание.
VII. Закрепление
1. Самостоятельная работа с копировальной бумагой и с учебником: стр. 213, № 1151 (1 ст.)
Учащиеся подкладывают копировальную бумагу под рабочий лист в тетради и выполняют примеры, на доске – эти же примеры с закрытыми ответами. По мере выполнения работы, ответы открываются и учащиеся видят зашифрованное слово: "ТРУД" – это говорит о правильности решения примеров. Таким образом учащиеся проверяют себя.
2. Индивидуальная работа с затрудняющимися детьми
3. Самопроверка – листочки сдаются для контроля учителю, а учащиеся проверяют себя по тетради
Оценки:
- за 4 – 5 правильных примера – оценка "5",
- за 2 примера – оценка "4",
- за 1 пример – оценка "3".
VIII. Итог урока
Учащиеся подсчитывают, сколько всего они
получили "галочек" и фишек, нанизывают фишки
на проволоки и всем наглядно видно, у кого
столбик с фишками выше, выявляется "лучший
математик урока".
Выставляется общая оценка каждому в журнал и
вручаются сладкие призы – шоколадка-медаль.