Урок-зачет в 10-м классе по теме: "Основы механики. Импульс. Закон сохранения импульса"

Разделы: Физика


ЗУН

Результат: Способы достижения
Знание основных понятий и величин (определение, обозначение, единица измерения); понимание сущности физических законов (формулировка закона, математическая запись, границы применимости); понимание сути процессов и явлений (признаки и условия протекания явлений);

Умение читать график.

Нахождение для физических величин единиц измерения и обозначения.

Решение задач.

 

 

Работа с графиком.

ОУУН

Умение сравнивать. Решение ребусов; находить для физич. величины ед. измерения и обозначения; решение задач.
Умение оценивать. Решение задач.
Умение слушать и понимать сказанное. Определить о ком или о чем идет речь: ученые-физики, физ. величина.
Умение читать и понимать учебный текст. Решение задач.
Умение сообща решать поставленную задачу. Решение задач.

Ход урока

Организационная часть: (2 мин)

Лозунг урока: “Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем”

Максимальное значение возможно набранных баллов в команде — 25.

“5” — (20–25)

“4” — (16–19)

“3” — (13–15)

Дополнительные индивидуальные баллы можно получить:

  • за помощь сопернику;
  • за дополнение;
  • за качественное оценивание.

Дополнительные командные баллы можно получить:

  • за активную работу в команде.

Потерять балл можно:

  • за пассивное участие в работе команды;
  • за плохое поведение;
  • за выкрики с места.

Прежде чем перейти к зачету мы должны определить, как мы будем двигаться. Для этого нам нужно знать…..(1–1,5 мин)

движения.

(За быстроту и правильность — 2 балла.)

Ваша траектория движения пройдет через станции:

  1. “Найди правильную дорогу”
  2. “Знаменитые физики”.
  3. “Порешайка 1”
  4. “Устами младенца”
  5. “Порешайка 2”
  6. “Оценка”

Конкурс “Найди правильную дорогу” (2 мин)

К доске выходит один человек из команды и выполняет данное задание. За правильное выполнение задания можно получить 2 балла.

Конкурс “Знаменитые физики” (5 мин)

Если определили ученого с 1 попытки — 5 баллов. С каждой попыткой награда на 1 балл уменьшается.

Речь пойдет об ученом. О ком именно?

Подсказки:

1. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.

2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.

3. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.

4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.

5. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.

Итальянский ученый Галилео Галилей.

Подсказки:

1. Именно этот английский ученый, получивший за свою научную деят-ть рыцарский титул, направил сподвижнику Петра 1, крупному военоначальнику А.Д. Меншикову, извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании. Парадокс: Меншиков был неграмотным.

2. В 1695 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года — директора; ему была поручена чеканка всех монет страны.

3. Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религией. К концу жизни он писал сочинение о пророке Данииле и толковании Апокалипсиса.

4. Этот ученый-физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчисления.

5. Философ Г. Гегель шутил: "три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко2.

Исаак Ньютон

Конкурс “Порешайка 1” (8 мин)

Учащимся представлена графическая задача. Необходимо найти как можно больше решений. Учащиеся в команде решают данную задачу. На это дается 3 мин (1 команда решает для 1 графика-функции, вторая для 2). Затем один участник из команды записывает решение на доске. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное кол-во — 5 баллов.

Возможные варианты решения:

1 — прямолинейное, равноускоренное

a1=(15 м/с-5 м/с)/15=0,7 м/с2

v0=5 м/с, v1(t=15)=5 м/с+0,7 м/с2*15 с=15,5 м/с

s1(t=15)=5 м/с*15 с+0,7 м/с2*15 с*15 с/2=154 м

F1=2 кг*0,7 м/с2=1,4 Н

2 — прямолинейное, равнозамедленное

a2=(15 м/с-20 м/с)/15 с=-0,3 м/с2

v0=20 м/c,

v2(t=15)=20 м/с+0,3 м/с2*15 с=24,5 м/с

s2(t=15)=20 м/с*15 с-0,3 м/с2*15 с*15 с/2=266,25 м

F2=5 кг*0,3 м/с2=1,5 Н

Конкурс “Устами младенца” (5 мин)

Если определили величину с первой попытки — 3 балла. С каждой попыткой на 1 балл уменьшается. Максимально можно получить 6 баллов.

Она имеется у всех.

Если человека долго не кормить, то она уменьшается. Ее весь день определяют продавцы.

Эта величина скалярная, а не векторная

Масса.

Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении. И хотя иногда в некоторых реках, например в устье Амазонки, при приливе вода течет вспять, затопляя берега, оно не повернется назад никогда, и нас это очень огорчает.

Эта величина — скалярная.

Его можно вернуть назад только в сказках.

Время.

Её у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков, но она есть на переменах и на уроках физкультуры.

Её начинают изучать еще в младших классах на уроках математики.

У птицы она больше, чем у человека, еще больше у ракеты.

Скорость.

Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, у женщин и детей меньше. Её совсем мало у больных. Она не вещь и не сохраняется.

Это величина — векторная.

“Давай поборемся”, — говорят те, у кого ее много.

Сила.

Конкурс “Порешайка 2” (15 мин)

Один человек из команды решает задачу у доски. Вторая команда его оценивает. Максимальное кол-во — 5 баллов.

“Оценка” (2 мин)

Оценивание уч-ся. Учащиеся подсчитывают количество баллов и оценивают себя по выше приведенной шкале.