Цели урока:
- познакомить детей с особенностями быта ненецкого народа;
- познакомить с ненецкой сказкой "Лепешки";
- развивать правильное, выразительное чтение; умение слушать ответы товарищей;
- умение рассуждать, давать полные ответы на вопросы;
- воспитывать любовь к родной земле; уважение и интерес к творчеству ненецкого народа.
Оборудование:
доска, карта Красноярского края, книги о Таймыре, раздаточный материал (рассказ о севере), картинки с изображением особенностей быта ненцев, раздаточный материал (ненецкая сказка).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
На доске стихотворение и выставка книг о Таймыре.
Соединив леса и горы,
Озёра, реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
Моя таймырская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей земле теперь известна,
Моя таймырская земля!
Прочитайте стихотворение. О чём оно?
Посмотрите на выставку книг. Что общего между этими книгами? Кто догадался, чему сегодня посвящён урок чтения?
На доске: "Таймыр — уникальная земля".
Что вы знаете о Таймыре? Где находится Таймыр? (Рассматривание карты.) Чем северная природа отличается от природы европейской части России? Кто населяет Таймыр? Как вы думаете, почему Таймыр назван уникальной землёй?
III. Чтение рассказа о севере.
Читает учитель + ученики (1 часть).
IV. Беседа о прочитанном
- Так почему же Таймыр назван уникальной землёй? (Учащиеся называют особенности климата Таймыра.)
-Чем богат север? (Выборочное чтение.)
- Какие люди живут на севере? Чем они занимаются? (Выборочное чтение.)
- А кто запомнил, какие народы населяют север нашей Родины? (Ответы учащихся.)
V. Физминутка
VI. Знакомство с особенностями быта и фольклора ненцев
1. Знакомство с особенностями быта ненцев.
Сегодня на уроке чтения мы познакомимся с особенностями быта и фольклора народности, которая проживает на территории Таймыра — это ненцы. Кто же такие ненцы? (Сообщение заранее подготовленных учащихся — 2 человека.)
Ненцы — один из коренных народов Таймыра. Название "ненцы" происходит от слова ненец — "человек". В настоящее время ненцы проживают на Таймыре в поселках, расположенных на территории Дудинского района.
Традиционные занятия — охота на пушного зверя, дикого оленя, водоплавающую дичь. Более позднее — оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях.
Оленеводство давало ненцам мясо, сало и кровь для питания; шкуры и кожу для одежды, обуви и покрышек для зимних чумов; сухожилия для ниток и плетения веревок; рога для различных поделок и инструментов. Стадо в 70 — 100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым.
Охота была и остается одним из важнейших занятий ненцев. Основными объектами охоты, помимо дикого оленя, были песец, лисица, заяц, горностай. Изредка промышляли россомаху, бобра, выдру, волка, белого и бурого медведя.
Основной продукт питания ненцев — мясо домашнего оленя, оно составляет 85% всей пищи. У малооленных ненцев — рыба, которую едят преимущественно сырой (свежей и мороженной), меньше — вареной. Частое блюдо — жир, вываренный из внутренностей рыбы и смешанный с икрой, кусочками рыбы или ягоды. Употребляется также нерпичий жир и оленье сало. Мясо только варили. Часто его едят просто сырым (парное или мороженное). Консервируют мясо копчением.
Основным типом старого ненецкого жилища являлся конический чум (мя). Чум сооружался из 30–50 (в зависимости от размера чума) шестов, покрывался двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Внутренние покрышки клали шерстью внутрь чума, верхние - шерстью наружу. Летом чум покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты (показ картинок).
Основное средство передвижения ненцев — оленья упряжка. Нарта (хан) изготавливалась из ели или березы. У ненцев было 2 вида нарт: легковые и грузовые. Легковые нарты использовались для перевозки людей. Грузовые — для перевозки различных грузов (показ картинок).
Для ходьбы по глубокому снегу используют лыжи.
Также, как средство передвижения ненцы используют лодки, которые необходимы при рыбной ловле, морской охоте, путешествиях по водным маршрутам.
Но сейчас многие народности севера переселяются из чумов в новые, хорошие, тёплые дома. Живут по-новому, но не забывают старинных песен и танцев. Не переводятся мастера резать забавные и выразительные фигурки из кости. И по-прежнему умеют на севере украсить свою одежду теплыми пушистыми меховыми узорами, которые и называются по-особому: "заячьи уши", "оленьи рога", "грудка песца".
У ненцев, да и других северных народов очень много сказок, рассказов, притч, пословиц, песен и других видов устного народного творчества. А откуда же появились рассказы и сказки у северных народов?
2. Чтение рассказа о севере. (Приложение 1). Читает учитель + ученики (2 часть).
3. Беседа о прочитанном.
- Откуда появились сказки?
- Кто их обычно рассказывал?
- Кто главные герои сказок? Почему?
- О чем говорят нам сказки? Чему они учат?
- Как сказки северных народов доходят до нас?
VII. Гимнастика для глаз
VIII. Знакомство с ненецкой сказкой "Лепешки"
1. Вступительная беседа.
Сегодня мы познакомимся с ненецкой сказкой. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Посмотрите на иллюстрацию и скажите, кто главные герои сказки? Почему можно сказать, что эта сказка — произведение северного народа?
2. Чтение сказки учащимися самостоятельно.
3. Беседа о прочитанном.
- Понравилась сказка?
- Что именно вам понравилось?
- Так о ком же эта сказка?
- Что вы можете сказать о вороне? О куропатке?
- А какой в сказке показана мышка?
- Почему мышка не дала лепешки ворону и куропатке?
- На какую русскую народную сказку похожа эта сказка? (Петушок и два мышонка.)
- Чему учит эта сказка?
4. Повторное выразительное чтение сказки по ролям.
IX. Итог урока
Понравился ли вам наш урок? Что особенно понравилось? Что вы узнали нового о Таймыре? С какой народностью, населяющей Таймыр, мы познакомились? Что вы узнали о ненцах? С какой ненецкой сказкой мы познакомились? Что бы вам хотелось еще узнать о Таймыре и о народностях севера?
X. Домашнее задание
Выразительно читать сказку "Лепешки" по ролям. Проиллюстрировать любой отрывок к сказке и уметь его пересказать.