Цели урока:
- Формирование умения написания письма, используя законы эпистолярного жанра.
- Развитие устной и письменной речи.
- Воспитание грамотного адресата и адресанта.
Ход занятия
1. Организация класса
2. Актуализация знаний
Начнем урок с загадок:
а/ Кто в семь часов уж начал дело,
И в десять сумка похудела,
А к 12 часам
Все разнес по адресам? (Почтальон)б/ Синий домик у ворот.
Там дверца узкая под крышей —
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
Говорят, что в эту дверь
По утрам влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят —
Во все стороны летят! (Почтовый ящик)в/ Семя плоско, поле гладко,
Кто умеет, тот и сеет,
Семя не всходит, а плоды приносит. (Письмо)
3. Постановка учебной задачи
Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?
4. Открытие новых знаний
а/ Из истории письма
Ученик 1: Когда-то люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте, на пергаменте. А вот в Австралии в давние времена коренные жители свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра. Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались дробью большого барабана. Трудна была дорога у предков современных писем к своим адресатам. Все эти сигнальные письма не могли донести до своих адресатов все, что желали сообщить им “отправители”.
Учитель: Вот что произошло с героями Р.Киплинга в одной из его сказок “Как было написано первое письмо”.
Ученик 2: В каменном веке жил первобытный человек. Звали его Тешумай. Ни писать, ни читать он не умел. Была у него маленькая дочь Таффи. И вот однажды отправились они к реке, чтобы набить к обеду карпов. И только они взялись за охоту, копье сломалось. Идти за запасным копьем, которое находилось дома, было далеко. Он стал чинить сломанное копье, а Таффи думала о том, как было бы хорошо, если бы она умела писать. Она бы написала записку домой, чтоб прислали другое копье. В это время по берегу реки проходил незнакомец. Он не понимал ничего, что говорила ему девочка. Таффи нарисовала на бересте то, что случилось с ними, а также дорогу к ее дому, чтобы незнакомец не заблудился; маму, чтобы незнакомец знал, кому отдать письмо. Но мама Таффи, получив послание, испугалась, подумав, что мужа и дочь взяли в плен. Когда незнакомец привел племя к реке, все увидели что Тешумай и Таффи живы и невредимы.
Учитель: Почему мама Таффи не поняла послания дочери?
ВЫВОД: Очень трудно прочитать письмо, если отправитель придавал письменным знакам одно значение, а читавший — другое. Ничего хорошего не получалось.
Учитель: 0т рисуночного письма до письма иероглифами — большой путь.
Что значит иероглиф? (Предположения детей.)
Учитель: Иероглиф — письменный знак, условное изображение или рисунок, выражающий целое понятие.
Ученик 3: Иероглифы — это рисунки. Они обозначали то, что мы сейчас называем слогами, словами. Иногда иероглифы могли обозначать и сочетание слов. Но такое письмо в повседневной жизни не очень удобно: и грамоте нелегко было учиться, и рисунки на все слова придумать трудно. Тогда и появились буквы. Их первыми придумали и ввели в употребление финикийцы. А в 9–8 веках до нашей эры древние греки добавили к буквам, обозначающим согласные, обозначения гласных букв. Так возник настоящий алфавит. Многие народы мира заимствовали свою письменность у финикийцев через греков. Во второй половине 10 века двое ученых Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этим письмом писали так, как пишем мы теперь.
Учитель: Ребята, вы узнали об истории письма. Давайте сделаем вывод, что такое письмо?
ВЫВОД: Письмо — это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять ее во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.
О чем можно сообщить в письме? (Предположения детей).
Учитель: Хорошим примером могут служить письма солдат с фронта.
(Сценическая композиция “ Письмо с фронта”.)
Ученик 1:“Дорогая Дашечка, милые мои сынки и красногубая Томочка! Привет вам с фронта! Папка ваш воюет с проклятыми оккупантами и очень скучает по нашему дому… Надеюсь на скорую победу, не сомневайтесь, приложу я все силы, чтобы разбить обнаглевшего гада. Дети не будут краснеть за отца…
Ученик 2: Даша, родная. Береги наших детишек, не жалей вещей, коли трудно случается, продавай. Наживем. Лишь бы скорее война кончилась. И себя береги, дорогая.
Ученик 3: Тебе, Женя, мой отцовский наказ. Помогай маме, слушайся во всем. Ты же в доме за старшего.
Ученик 4: Целую вас крепко, мои родные. Предстоят нам жаркие бои. Цель у нас одна — победить. Передавайте мой привет всем родным. Ваш муж и отец Михаил Яцков. 19 ноября 1943 г.”
Учитель: Как вы считаете, есть ли правила написания письма? (Предположения детей).
б/ Этикет написания письма
Ученик: Этикет составления писем существовал еще во времена античности. Письмо начиналось с имени отправителя, за ним следовало имя адресата и приветствие, пожелания всего наилучшего, и только затем шел текст. Это хорошая традиция. Мы и сегодня желаем друг другу здоровья, счастья, доброго дня. А часто еще поздравляем друг друга, если письма поздравительные.
Письмо скажет о тебе больше, чем ты можешь себе представить! Для тебя главное, - чтобы почерк был четким. Чтобы твой друг не тратил время и силы, пытаясь разобрать небрежно написанные буквы. И строчки чтобы не ползли “вниз”, а лист бумаги был аккуратным. Постарайся также не делать слишком много ошибок.
Письмо начинается с обращения “здравствуй”, “добрый день”, “привет”. К близким людям обращайся так, как обращаешься всегда. А вот к малознакомым пишут гораздо сдержаннее. Если же ты отвечаешь на чье-то письмо, поторопись: ответ нужно отправить не позже 5–7 дней после того, как получил послание. Заставить человека ждать, проявить равнодушие — невежливо.
Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, надоевшие и общеизвестные шутки. Пусть и письмо и шутки будут только твоими, “настоящими”. Заканчивай письмо пожеланием здоровья и удачи. Например: “всего доброго”, “счастливо”, “до свидания”.
Теперь подпись и число. В письме к близким людям достаточно имени, а к малознакомым — имени и фамилии. Уже стоит подпись, но… Вот тут-то в голову и приходит самая главная мысль. Что же делать? В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы "P.S." и после них пишут все забытое.
Но вот на конверте написан твой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось заклеить конверт и опустить в почтовый ящик. Но может быть и так: кто-то из знакомых любезно предложил письмо передать. Тогда конверт не заклеивают! Это знак доверия, поступить иначе некрасиво. Ведь воспитанный человек не читает чужих писем, даже если это сделать очень легко и “никто все равно ничего не узнает”.
в/ Давайте коротко сформулируем правила написания письма:
- Во-первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;
- Во-вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность;
- В-третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.
Учитель: Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать его, но и правильно оформить конверт, чтобы письмо дошло до адресата.
Кого мы называем адресатом?
Дети: “Адресат” — тот, кому адресовано письмо.
Учитель: “Адресат” переводится с немецкого языка как “получатель”. Назовите возможных адресатов личного письма.
Инсценировка отрывка из рассказа А. П. Чехова “Ванька”
Автор: Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику. Взял пузырек с чернилами, ручку с пером и стал писать письмо.
Ванька: “Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался…”
Автор: Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:
Ванька: “… А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпындарем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаенности , заснул… А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают… Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай”.
Автор: Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке Константину Макарычу.
Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…
Учитель: Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. А как вы считаете, что произошло с письмом и почему?
Учитель: Что такое адрес?
Дети: Надпись на письме указывает получателя и место назначения.
Учитель: Правильно. "Адрес" — от французского слова, означающего “надпись”.
Учитель: Есть ли правила написания адреса?
(Предположения детей)
г/ Правила написания адреса
- Писать правильно, разборчиво, грамотно, аккуратно.
- Названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя в дательном падеже; отправителя — в именительном падеже.
- Внизу, в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоявший из шести цифр (образец написания дан на обратной стороне конверта).
- Располагаются части адреса в строго установленной последовательности. В адресе отправителя, живущего в сельской местности, вначале указывается почтовый индекс, название населенного пункта, района, области, далее фамилия, имя, отчество отправителя.
Например:
194804, с.Ясная Горка.
Чаплинский р-он
Херсонская обл.
Шубину Ивану Петровичу.
В адресе письма, отправляемого в город, после почтового индекса следует название улицы, номера дома и квартиры, наименование населенного пункта (города), района, затем области. Далее фамилия, имя, отчество получателя.
Например:
641848, ул. Кирова, д.12, кв.7,
г.Зеленый Бор,
Шадринского р-на,
Курганской обл.
Зотеевой Марине Ивановне.
Если населенный пункт — областной город, то наименование области опускается; сразу же за названием улицы, номерами дома и квартиры следует наименование населенного пункта.
Например:
117630, ул.Обручева, д.27, корп.8.
г. Москва.
Безрукову Николаю Львовичу.
(Все примеры демонстрируются на больших конвертах.)
5. Закрепление изученного
Работа в группах:
Предлагаю вам написать письмо. Письмо другу, семье, ветерану, президенту…
Затем разборчиво, грамотно и аккуратно по всем почтовым правилам оформите конверт.
6. Итог урока (дети читают свои письма)
“Здравствуйте, уважаемый ветеран!
Пишет Вам ученик 3а класса МОУСОШ № 6 г.Нягань Пшелуцкий Эдмунд. Я родился и вырос после войны и о ней знаю из рассказов родителей, книг, кинофильмов.
Я узнал, что война — это горе, смерть и разруха. Она вошла в каждый дом, где память о погибших жива до сих пор. Много трудных минут выпало Вам в жизни, но Вы выстояли и победили. Спасибо Вам за то, что, рискуя своей жизнью, Вы дали будущее мне и моим одноклассникам.
Я живу и учусь в любимом городе, занимаюсь в спортивной секции, общаюсь с друзьями. Каждый день надо мной яркое солнце и чистое небо. Мы не хотим, чтобы война повторилась снова. Мы помним Ваш подвиг, и будем стараться делать все, чтобы на нашей планете всегда был мир.
С благодарностью к Вам
Пшелуцкий Эдмунд.”
Литература
1. Детская энциклопедия. Этикет. М., 2005. 84 с.
2. Праздник в школе. Защитникам Отчизны посвящается…, М. 2005. 127 с.