Африканская сказка "Похождение дикого кота Симбы" (урок чтения)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Знакомство с африканской сказкой.
  2. Формирование умения отвечать на вопросы, думать, сопереживать героям сказки.
  3. Развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов).
  4. Воспитание умения выходить из трудной ситуации с помощью самообладания, находчивости, остроумия.
Деятельность учителя. Вопросы. Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы.
1. Организационный момент.

Делаем зарядку, громко и выразительно говорим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проверка домашнего задания.

а) Повторение видов сказок.

Как называется раздел, который мы читаем?

Как понимаете эти слова?

Чем отличается сказка от других произведений?

Какие виды сказок знаете?

К какому виду относится прочитанная сказка “Напуганные медведь и волки”?

Какому народу принадлежит авторство этой сказки?

б) Соотнесение найденных в сказке рифмованных выражений с нарисованными к ним иллюстрациями.

Какие рифмованные выражения запомнились?

Котишко-мурлышко, серый лобишко.

Кот-коток, серенький лобок.

Где плохо лежит — тут у него и брюхо болит.(Ругали кота-вора и разбойника).

Ко мне придёт зять, где будет сметаны взять? (Баба била кота, да приговаривала.)

По горам, по долам, по сыпучим пескам.

Ах ты, серый кот, бестолковый лоб!

Как вы думаете, почему больше всего разных обращений именно к коту?

Что помогало коту выходить из затруднительных ситуаций?

Какой мудрости учит сказка?

в) Сравнение с богатырской киргизской сказкой “Дышканбай и дэв”.

Вспомните, в какой сказке герой победил огромных великанов не силой, а умом, хитростью?

Что объединяет героев двух сказок: кота из русской сказки и Дышканбая из киргизской?

В какой момент особенно ценны эти качества?

Давайте сформулируем совет, который даёт сказка читателям.

Каких людей ценили во все времена?

Какие качества спасали людей в трудные минуты?

г)Физминутка под музыку.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся на другой континент и познакомимся с новой сказкой.

4. Работа с текстом сказки до чтения.

а)Чтение заглавия и ответы на вопросы.

Кто будет главным героем сказки?

Как вы думаете, где он живёт?

Что значит слово: похождения? Замените синонимом.

А почему у кота такая интересная кличка: Симба?

И путешествовать мы отправляемся в Африку.

Что вы знаете об Африке?

Показ из атласа животного мира Африки.

Какие животные могут стать персонажами сказки?

б) Рассматривание иллюстрации.

Каким на иллюстрации показан кот?

Чем он занят?

5. Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение сказки самостоятельно про себя.

Похож ли кот Симба из африканской сказки на русского котика серого лобика Ваську?

б) Чтение вслух по абзацам с комментариями

Часть 1.

1-й абзац.

Почему кот Симба стал говорить ласковым голосом, а не стал кричать?

Что умеет царь котов?

2-й абзац.

Почему голуби добровольно шли на съедение коту?

Что можно сказать о голубях?

А о коте Симбе?

3-й абзац.

Почему сова решила помочь голубям?

Почему слово Сова написано с большой буквы?

4-й и5-й абзацы.

Как Сова решила “проверить” хвастовство Симбы?

6-й и 7-й абзацы.

Что значит “останется от него только мокрое место”?

Что спасло Симбу?

Наказан ли Симба за хвастовство?

Часть 2.

Дети читают цепочкой, сами задают вопросы по прочитанному.

 

 

 

 

в)Чтение до конца.

Как понимаете слова “выбились из сил”?

Как подшутил над Гиппопотамом и Слоном кот Симба?

6. Итог урока.

В чём заключена идея сказки?

Она “спрятана между строк” или высказана прямо?

 

Чтение слов, записанных на доске:

“Ум стоит гораздо больше силы”.

“Не тот сильный, в ком больше мяса”.

Могли ли похожие события произойти в реальной жизни?

Для чего же африканцы придумали такую сказку?

 

Чему учит эта сказка?

7. Домашнее задание.

Научиться читать сказку выразительно по ролям. Выполнить задание в тетради: разделить сказку на части и озаглавить.

8. Выставление отметок.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И внимательно читать.

 

 

 

“Сказка — ложь, да в ней намёк…”

 

 

Бытовые, волшебные, анималистические.

 

 

 

Русскому народу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Он герой сказки.

Сообразительность, хитрость, находчивость, ловкость, кот был душой компании.

Важна не столько сила и физическая мощь, сколько сила умственная.

 

 

 

 

Самообладание в минуту опасности, находчивость и остроумие, хитрость и смелость.

Когда есть угроза жизни.

Все народы во все времена ценили умных, мудрых людей.

Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.

 

 

 

 

 

 

Кот, но не домашний, а дикий.

В лесу.

Приключения.

Это африканская сказка.

 

 

 

 

Лицо у кота доброе, глаза — хитрые.

Хоть у кота доброе лицо, но хитрые глаза и острые коготки готовы сослужить ему службу.

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы голуби ему поверили.

Летать.

Поверили ему, хотели спасти остальных

Глупые.

Хитрый.

Они были с ней дружны, Сова сочувствовала

голубям.

Здесь является именем собственным.

 

 

 

 

 

Разобьётся, погибнет.

И да, и нет. Голуби ему больше не поверят, но он спасся и наелся мёда.

 

 

Кого пригласил бороться Симба?

Как понимаете слово "Гиппопотам"?

Почему слова "Гиппопотам" и "Слон" написаны с большой буквы?

Что хотел доказать царь котов вожаку слонов? (Не тот самый сильный, в ком больше мяса.)

Поверили Гиппопотам и Слон коту, что он может их побороть? (Нет, они посчитали кота хвастливым.)

 

Очень устали.

 

 

 

Высказана в последнем предложении.

“Не сердитесь, друзья,- сказал им Симба,- я только хотел доказать вам, что ум стоит гораздо больше силы”.

 

 

 

Конечно же, нет.

Все животные в сказках говорят и ведут себя, как люди. Что бы придумать такие сказки, нужны ум и наблюдательность: ведь люди в них должны узнавать себя.

Учит выходить из трудных ситуаций с помощью находчивости, остроумия, самообладания.