Как известно, фундаментом всего последующего образования является формирование у младших школьников прочного навыка чтения. Это одна из важнейших задач начальной школы. Сформированный навык чтения состоит, как минимум, из двух основных компонентов:
- техники чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой) ;
- понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Оба этих компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. Сформированность навыков чтения оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость чтения, его правильность, осмысленность и прочее.
Как привить детям интерес к чтению? Почему многие дети мало и неохотно читают? В каждом классе есть несколько учеников, которые постоянно не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем- то, умея читать, они делают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Принимаемые учителем и родителями меры (упорные тренировки в чтении, систематические дополнительные занятия) не приводят к желаемому результату. Взрослые невольно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально – отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку.
В этом случае развивать навыки чтения следует иным путем, отличающимся от выполнения учебных заданий или от изнурительных тренировок. Предлагаемый путь – различные, необычные, веселые упражнения со словами и текстом.
Используемый мною комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. Эти упражнения можно давать как на уроках, так и проводить специальные занятия с группой учащихся, испытывающих трудности в чтении. Такие упражнения полезны и для неплохо читающих детей. Они помогают им научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее. Все задания – на карточках для индивидуальной работы.
Нетрадиционные упражнения
1. Чтение “зашумленных слов” (Злая колдунья нарочно хочет запутать нас. Прочитать слова – лишить колдунью ее злой силы).
2. Чтение наложенных друг на друга слов.
3. Отделение слов от псевдослов. (Прочитать слова, найти псевдослово. Читать первое слово, сразу смотреть на второе, стараться его понять. Читать сначала медленно, затем быстро).
КОТ ДОМА КОНЧИК ГЛАЗИКИ ПЕРЕМЕНА ОДУВАНЧИК БАНКОЛОЖИС КОЛОКОЛЬЧИК |
CCC | МЫ ОСЫ РЫСЬ ОСЛИК ЖИРАФЫ ЕЖЕВИКА НЕБРЕЖНО ЕНЫКВАЛОПА |
4. Поиск смысловых несуразностей (Прочитай предложения, найди смысловую несуразность. Найди и прочитай дополнительное слово).
1. Распустились первые весенние цветы.
2. В гнезде у кукушки бывает обычно от двух до пяти птенцов.
3. Весело перекликаются звонкие ручейки.
4. На ветках березы свили гнезда грачи.
5. Ласково пригрело солнышко.
5. Складывание слов из половинок.(Составить слова, прочитать сначала медленно, затем нормально, потом в темпе скороговорки. Стараться читать без ошибок).
ДРУЖ ВЕР КОЛ ПРА МОРОЗ КРИК ВОЛ СКАЗОЧ КОЛ |
ссс | НЫЙ МУШКА НИЕ ЛЕЯ ВАНИЕ ЛЯТЬСЯ ЛИКИ РОЖНО ДУМАЛ |
ссс |
НЫЙ ХУШКА ЛЕКТИВ ВИЛЬНО НАЯ ЛИВЫХ ШЕБНИК НЫЙ ДУНЬЯ |
ссс | ДЛИН КОР ЗИМ АЛ ОЧАРО УДИВ КРО ОСТО ПО |
6. Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном. (Дается слово, нужно из 10-15 карточек найти подобные, прочитать слова).
Слово – эталон “Освещение”
7. Восполнение пропусков букв в словах.
8. Прохождение словесных лабиринтов. (Найди слова на тему “Школа”).
Д | И | Р | А | Н | О | Ч | И | Т |
У | Р | Е | К | Е | Ц | Т | Е | Е |
Ч | Е | Б | Т | О | Р | Р | Т | Л |
Ш | М | Н | П | Е | Н | А | Д | Ь |
Т | А | И | К | Л | А | У | Ь | К |
Е | М | А | Т | И | К | Р | И | С |
О | З | А | У | Р | А | О | К | Т |
В | А | К | Ч | Л | Я | И | Р | О |
У | Ч | А | К | Н | Е | Ц | У | А |
9. Работа со скороговорками.
Упражнения для пальцев рук:
а) медленное и плавное сжатие пальцев в кулак с одновременным проговариванием слов в скороговорке (темп постепенно увеличивается, потом вновь снижается);
б) постукивание подушечками пальцев медленно, затем быстрее и вновь медленно, сопровождаемое проговариванием скороговорки (удар подушечками пальцев обеих рук – слово скороговорки);
в) поочередное загибание пальцев руки с помощью указательного пальца другой руки, сопровождаемое проговаривание скороговорки (загнутый палец – слово скороговорки);
г) “Маятник”. Согнутая в локте рука стоит на парте. На одно слово скороговорки рука опускается на парту, на другое – возвращается в исходное положение.
10. Работа с таблицами Шульте. (Найти по порядку первые 25 букв русского алфавита – цифры от 1 до 25, остановив взгляд на середине таблицы).
Ж | Г | К | Д | И |
Л | Е | З | Б | М |
Т | А | О | Ч | Р |
В | И | Е | С | Ц |
У | Х | Н | П | Р |
6 | 19 | 8 | 18 | 5 |
12 | 2 | 16 | 23 | 11 |
17 | 13 | 21 | 24 | 3 |
20 | 4 | 7 | 10 | 15 |
9 | 22 | 14 | 25 | 1 |
11. Чтение столбиков и строчек слов.
12. Упражнение на внимание. Какие слова одинаковые?
БЕЛКА |
РЫСЬ |
ОБЕЗЬЯНА |
МЕДВЕДЬ |
БЕЛКА |
ЖИРАФ |
ЗАЯЦ |
ЕНОТ |
БЕЛКА |
БЕЛКА |
БОБР |
БАРСУК |