Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма; формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
- Развивать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к народному искусству и бережному отношению к предметам старины.
Оборудование:
для учителя: иллюстрации с изображением интерьера русской избы, ярмарки, одежды, её элементов и примеры украшения костюма; репродукции картин русского художника Б.Кустодиева (“Ярмарка”, “Балаганы”).
Музыка (русские напевные мелодии).
Для учащихся: бумага, любые живописные материалы.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Формирование новых знаний с демонстрацией
наглядного материала.
4. Частушка – как жанр русского фольклора.
5. Выступление учащихся.
6. Практическая работа учащихся.
7. Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места.
2. Сообщение темы урока
Учитель: – Красочна и нарядна русская народная одежда. Как она называлась, чем украшалась, как и когда в нее наряжались, можно ли расшифровать узоры на вышивках одежды – обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке.
3. Рассказ учителя и беседа с учениками
Учитель: – Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.
В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.
А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила.
А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.
Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде , что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.
Все было именно так. Но где и когда – никто не знает. Потому как велика Россия, и сколько на её просторах городов, сел, деревень. И жили в них такие вот бабушки и Катюши. Да и почему только Катюши? В России много красивых женских имен.
Учитель: – Какие простые имена вы можете назвать?
Ответ: – Машенька, Дуняша, Аленушка…
Учитель: – Верно. И у каждой из них был огромный сундук, где хранились сокровища – праздничные одежды.
И все они были сшиты, связаны, украшены вручную.
А еще бывало – съедется простой народ на ярмарку. А ярмарка в те времена была большим праздником. И одеты были все по-праздничному, во все самое лучшее.
По одежде, по узорам, по платью, по головному убору и обуви можно было узнать – откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.
Вопрос: – Ребята, а кто может сказать – как выглядит русский костюм?
(Ответ: – Сарафан, передник, пояс…).
Учитель: – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть – какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.
Учитель: – А сейчас давайте подробнее рассмотрим – как выглядит русская народная одежда и познакомимся с девушками – мастерицами.
Нюрочка.
Нюрочка родом из старинного города Великий Устюг, который издавна славился своими рукодельницами. Посмотрите, какой сложный костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, украшенного передника, юбки и пояса. На рубахе в шахматном порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике – условные изображения фигурок людей. Широкий пояс заканчивается длинными кистями и является важной деталью в украшении костюма. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.
Это Настенька.
Настенька живет в Нижегородской губернии. Она сделала свой наряд по–царски красивым. Основой её праздничного наряда является шелковый сарафан. Он украшен золотым шитьем, тесьмой, кружевом и стеклянными пуговицами. Из под сарафана выходят длинные расшитые рукава рубахи. Поверх всего одета бархатная епанечка – короткая расклешенная кофточка без рукавов. Голову Настенька украсила головным убором – коруной.
Дуняша.
Дуняша – знатная вышивальщица. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Нужно знать, что какой-либо орнамент в вышивке обозначать может. Орнамент можно “прочитать”. Например, в вышивках часто встречаются изображения коней, деревьев, птиц, женских фигур, где конь как бы воплощает образ солнца, а птица несет людям свет и добро. Цвет тоже играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.
Вот какие раньше были мастерицы!
4. Частушка – как жанр русского фольклора
Учитель: – Ученики вашего класса подготовили небольшое выступление, которое поднимет вам настроение перед практическим заданием. Они споют частушки.
Частушка, припевка, коротушка – жанр русского фольклора, сложившийся в 70-е XIX века. Истоки частушки – игровые и плясовые припевки, “сборные” хороводные песни, скоморшные прибаутки.
Частушкам свойственны злободневность тематики, неожиданные сравнения, рифма, напевно-речитативный тип мелодии. Частушки поются в сопровождении балалайки, жалейки, гармошки, под пляску.
Частушечные куплеты и в наше время горячо любимы и популярны. Веселые, задорные, легко запоминающиеся, содержащие юмористические сцены и комические ситуации, по-дружески сатирические, они всегда привлекают внимание, оживляют любые праздники и концерты.
Выступление учащихся:
Под музыку частушечных напевов.
1-й уч-к:
У тверских мужиков
Сапоги семи пудов.
На вечёрочку идут,
Сапоги с собой несут.
2-й уч-к:
У меня на голове
Красненький платочек.
Лапти новые сплела,
Юбочка в цветочек.
3-й уч-к:
Я скажу вам без обмана:
Лучше нету сарафана.
Мне сказала тетя Настя:
Сарафан приносит счастье.
4-й уч-к:
Я парнишка озорной,
Я в рубахе расписной,
Шляпу до бровей надвину,
Хоть пиши с меня картину.
Все вместе:
Ой, ребята и подружки,
Мы пропели вам частушки,
Вместе с нами повторите,
Нам наряды распишите,
Чтобы были разные:
Синие и красные.
Не забудьте про зеленый,
Чтобы был наряд веселый!
5. Практическая работа учащихся
Учитель: – Вам предстоит выполнить рисунок русского народного костюма – мужского или женского – по выбору.
Вспомните, что я вам сейчас рассказала и используйте это в своих работах.
6. Итог урока
Закрепление знаний:
– О чем может рассказать нам русский народный костюм?
– Из каких элементов состоит русский народный костюм?
– Какой цвет особенно любили на Руси?
– Какими головными уборами украшали голову?
Отметить лучшие работы детей.
Используемая литература:
1. Альбомы по изобразительному искусству.
2. Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М,:
3. Изобразительное искусство.-1991.
4. Русский костюм. Авт.-сост. Л. Полилина. – М,: Дрофа.-1997.
5. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. – М.:Владос-1998.
6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М,: Просвещение.-1974.