Цели:
- Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. Продолжать знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать уважение и любовь к природе.
Оборудование:
- Рисунки животных, занесенных в красную книгу;
- Картина “Лесозаготовки”, фотографии “На вырубке”, видеосюжет “Пожар в лесу”;
- Аудиозаписи песен.
I. Актуализация знаний, умений, навыков.
Звучит песня о лесе.
Учитель: Почему мы начали наш урок этой песней?
Дети: Потому что это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, а мы должные его беречь.
Учитель: А кто должен оберегать лес?
Дети: Это должны делать люди.
Учитель: Тема нашего урока “Лес и человек” (записать на доске и в тетрадях).
Ребята, перед тем как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
Работа по карте.
Проводится конкурс рисунков: “Как я представляю тайгу, смешанный и широколиственный лес”.
Учитель: Чей рисунок вам больше понравился и почему?
А сейчас проведем блиц-турнир “Я знаю лес”:
а) Какой лес называют тайгой? (Хвойный)
б) Назови дерево: Высокое, стройное с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине, хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна)
в) Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
г) Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
д) Какое дерево является символом России? (Береза)
е) Плодами какого дерева являются желуди? (Плоды дуба)
ж) У какого животного пять черных полосок на спине? (Бурундук)
з) Узнай животного по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь)
Учитель: Ребята, выполните задание. Нужно соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
Пихта Береза
Кедровая сосна
Липа
Ольха
Сосна
Лиственница
Дуб
Клен
Тайга Смешанный лес Широколиственный лес
Ответ:
Тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница;
Смешанный лес – пихта, береза, ольха, сосна, лиственница;
Широколиственный лес – липа, дуб, клен.
II. Формирование умственных навыков.
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение С. Никулиной “Русский лес” (запись на доске).
- О каких отношениях говориться в этом стихотворении? (В стихотворении говориться об отношениях между человеком и лесом).
- Прочитайте его еще раз.
- Так чем же является лес для человека?
Дети: Лес – это место отдыха человека.
(Открывается первая карточка – “Место отдыха)
Учитель: А почему лес – аптека?
Дети: В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.
(Открывается вторая карточка “Аптека”)
- В лесу человек находит себе пищу.
(Открывается карточка “Источник чистой воды и пищи)
Учитель: А как лес может обогреть человека?
Дети: Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые растут в лесу.
(Открывается карточка “Источник топлива”)
Учитель: А что у вас на столах изготовлено из дерева?
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес?
Дета: Они там растут, это их дом.
Учитель: А для кого еще лес является домом?
Дети: Для птиц, животных, насекомых.
Учитель: Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все.
- Прочитайте в учебнике статью “Роль леса в природе и жизни людей” на стр. 70 – 74 и вы узнаете, какую еще роль играет лес.
На доске – схема.
Значение леса Место отдыха Аптека Источник чистой воды и пищи
Источник древесины
Источник топлива
Дом для растений, грибов, животных
Защитник воздуха, водоемов, почв
Учитель: Какие роли выполняет лес?
Дети: Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ.
Учитель: Чем является лес для воздуха?
Дети: Для воздуха лес – защитник.
Учитель: Ребята, мы очень хорошо потрудились. Посмотрите какая у нас получилась схема. (Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха).
III. Отработка умственных навыков.
Учитель: Ребята, а всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по вине ли человека возникают экологические проблемы в лесу?
- Послушайте стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы парили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Н. Некрасов
Учитель: О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?
Дети: Речь идет о вырубке леса.
Учитель: Посмотрите, как в настоящее время заготавливают древесину (картина “Лесозаготовки”). Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографий). Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей).
После обсуждения заполняется схема:
Проблемы леса Вырубка Незаконная охота (браконьерство)
Учитель: Ребята, послушайте песню “Просьба” (сл. Р.Рождественского, муз. А.Пахмутовой).
- Какую проблему раскрывает эта песня?
Дети: Проблему убийства животных.
Учитель: В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды взяты под охрану и занесены в Красную книгу (показ книги).
- В лесной зоне созданы заповедники.
- Ребята, давайте отдохнем.
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Учитель: Ребята, еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой” (рассказ читает ученица).
Вопросы: Чье поведение вы считаете правильным?
Дети: Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если будут все поступать как Оля, то лес превратиться в свалку.
Показ картинок, фотографий.
Учитель: Ребята, поговорим еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Дети: Человек не затушил костер, а он разгоревшись, превратился в лесной пожар.
Показ видеосюжета “Пожар в лесу”.
Учитель: А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра.
- Ребята, к вас на партах памятки “Как разводить костер”, - прочитайте их и запомните:
- Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
- Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
- Нельзя разводить костер под деревьями.
- Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
- Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся яме.
- Нельзя разводить костер зажигалкой.
- Обязательно наблюдайте за горящим костром.
- Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать землей.
Учитель: Ребята, а сейчас мы поработаем над кроссвордом.
По горизонтали:
2. Наука о лесных пожарах.
3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.
4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.
По вертикали:
1. Место, где ранее уже разводился и тушился костер.
2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.
5. Время годя, когда наиболее часто возникают лесные пожары.
ОТВЕТЫ
По горизонтали: 2. Пирология. 3. Ожог. 4. Стекло.
По вертикали: 1. Кострище. 2. Пожар. 5. Лето.
Учитель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
- Ребята, как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (Ответы детей)
- А сейчас мы ответим на тест, который тоже лежит на парте.
ТЕСТ
1. Как называется наука о лесных пожарах?
а) экология;
б) пирология;
в) геология.
2. При каком пожаре горят лесная подстилка, травы, кусты?
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при торфяном.
3. При каком пожаре горят кроны деревьев?
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при подземном.
4. Где нельзя разводить костер?
а) на старом кострище;
б) в вырытой ямке;
в) под деревьями.
5. Как тушат только что начавшийся пожар?
а) сбивая пламя веником из зеленых веток;
б) накрывая пламя собственной одеждой;
в) задувая пламя
ОТВЕТЫ: 1- б, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 – а.
Взаимопроверка теста.
IV. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, что вам понравилось на уроке?
- Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия. Какие это действия?
(Вырубка леса; груды мусора, оставленные человеком после работы; загрязнение леса бытовым мусором; разведение костров.)
- Ребята, о чем должны помнить люди, идя в лес?
(Лес – наше богатство. Лес – “легкие” нашей планеты. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям).
Выставление оценок.
Дома: стр. 70 – 74. Учебник: “Природоведение” 4 кл. (1 – 4), А.А. Плещаков