Цели и задачи:
В результате занятия обучающиеся смогут:
- повторить, как составлять и оформлять заявления (предыдущее тема);
- обобщить знания, полученные на уроках информационных технологий (работа с текстовым редактором Word) и уроках машинописи (“слепой” 10-пальцевый метод);
- сформировать навык составления заявления с использованием ПК;
- совершенствовать технику письма;
- развить память, координацию, моторику и гибкость пальцев.
Краткое описание идеи занятия.
Класс делится на две подгруппы, т.к. данный урок
относится к курсу “Технология”, который
предусматривает деление на подгруппы.
Первая подгруппа занимается в компьютерном
классе, закрепляя полученные практические
знания на предыдущем уроке практическими
занятиями. Вторая подгруппа изучает новый
теоретический материал по теме “Резюме”.
Оборудование: компьютеры, раздаточный материал по теме “Резюме”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
УРОК 1
Мотивация.
– Любой человек, обращаясь в какие-либо учреждения с просьбами пишет заявления, и каждый раз перед ним возникает вопрос правильного составления заявления.
Постановка проблемы: научить грамотно, составлять заявление, используя навыки владения ПК.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Вопрос: Что такое документ?
Ответ: Документ – материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом, для ее передачи во времени и пространстве
Вопрос: Что такое формуляр – образец?
Ответ: Формуляр – образец – совокупность расположенных в определенной последовательности реквизитов, присущих всем документам определенной системы документации. Формуляром – образцом называется совокупность реквизитов, расположенных в установленной стандартом последовательности.
Вопрос: Что такое заявление?
Ответ: Заявление – документ, направляемый гражданами в организации, учреждения и т.д. по вопросам личного характера (о приеме на работу, учебу, об установлении пенсии т.д.).
Вопрос: Назовите унифицированные формы заявления?
Ответ: Унифицированы три формы заявления: о переводе на другую работу, о предоставлении отпуска и об увольнении.
Вопрос: Формуляр заявления?
Ответ: Формуляр заявления состоит из следующих реквизитов:
- Адресат (должность, включающая полное наименование организации, Ф.И.О. в дательном падеже);
- адресант (должность, Ф.И.О. в родительном падеже, без предлога “от”);
- наименование вида документа;
- текст;
- дата;
- подпись.
Вопрос: Правила оформления заявления с использованием ПК.
Ответ: Реквизиты адресат и адресант располагаются в правом верхнем углу. Между всеми реквизитами делается дополнительный межстрочный интервал. Название вида документа пишется заглавными буквами. Переносы и сокращения в реквизитах не допускаются, кроме текста. Текст документа начинается с красной строки.
III. Практическая работа
Учащиеся приступают к практической работе на компьютере.
Пример составления заявления на ПК:
Директору МОУ “Лицей “Школа менеджеров” Тарасовой Н.Н. Ученика 9 А класса Иванова Егора ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу Вас зачислить меня в 10 класс МОУ “Лицей “Школа менеджеров” для дальнейшего обучения. 9.05.2006 Иванов |
Учащиеся должны сохранить файл под именем:
С:\Мои документы\Делопроизводство\9А (Б,
В)\Заявление (Фамилия учащегося).
При изучении данной темы необходимо обратить
внимание учащихся на следующий момент: если
заявление пишется от руки, то составитель должен
помнить, что первые три реквизита (адресат,
адресант и название вида документа) объединяются
в одно предложение, следовательно, второй и
третий реквизиты пишутся с маленькой буквы, в
конце третьего реквизита ставится точка.
Результаты работы: учащиеся выводят документы на печать.
IV. Подведение итогов урока/
– Мы повторили основные понятия, определения и виды заявлений. Вы реализовали свои теоретические знания в материальный объект, т. е. заявление, Вами лично составленный, оформленный и распечатанный.
УРОК 2
Мотивация.
– В условиях рыночной экономики каждый из нас, пытаясь, устроится на работу, выступает в качестве продавца своих имений и навыков, а каждый наниматель – в качестве покупателя этих способностей. Рынок труда – огромен, и чтобы облегчить поиск необходимого работника работодатели хотят получить хоть какую-нибудь информацию о кандидате на ту или иную должность и источником такой информации, и является РЕЗЮМЕ.
Постановка проблемы: научить грамотно, составлять резюме, используя навыки владения ПК.
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
Вопрос: Как вы думает, что такое резюме? Какая информация должна быть в нем отражена? Официальный ли это документ?
Ответ: Ответы на данные вопросы могут быть разнообразными.
Итак: Резюме – это что-то среднее между
автобиографией и прежней анкетой по учету
кадров, официальным документом при
трудоустройстве не является, поскольку подобная
форма сбора информации о потенциальном
работнике не предусмотрена Трудовым кодексом РФ.
Резюме было заимствовано у западных,
преимущественно американских фирм, и, таким
образом, рассматривать его следует как
вспомогательную, дополнительную информацию о
кандидате на ту или иную должность.
Как составляется резюме?
Объем резюме не должен быть большим: одна-две
страницы. Кандидат заносит в него данные об
образовании, уровне профессиональной подготовки
и квалификации, о выполняемой прежде работе.
Но предназначение резюме еще и в том, чтобы
помочь работодателю и в первую очередь кадровику
составить общее представление о претенденте.
Поэтому претенденту следует включить в резюме
информацию о своем участии в общественной жизни
города, района, вуза, о своих интересах и
увлечениях, о производственных (научных)
достижениях, о поощрениях и наградах. Эти данные
послужат основой для собеседования.
Американские специалисты выделяют два типа
резюме: хронологическое и функциональное.
Различаются они по способу представления
информации и по структурному построению.
Хронологическое резюме составляется обычно в прошедшем времени и включает в себя:
- Ф.И.О., год рождения (возраст), контактные телефоны (домашний и/или рабочий).
- Цель (зачем вы обращаетесь в данную фирму, какую работу ищете).
- Образование (в обратном хронологическом порядке, то есть, начиная с последнего места учебы) по схеме:
- дата начала учебы – дата окончания учебы;
- название учебного заведения, факультет, специальность;
- присвоенная квалификация.
- Опыт работы (в обратном хронологическом порядке, то есть, начиная с последнего места работы) по схеме:
- дата начала работы – дата окончания работы;
- название фирмы, ее сфера деятельности;
- название вашей должности, количество подчиненных (если были);
- описание Ваших должностных функций, уровень ответственности и полномочий;
- примеры конкретных достижений.
- Дополнительное образование – курсы, семинары, тренинги, стажировки (по приведенной выше схеме).
- Дополнительные навыки (ПК, степень владения иностранными языками, наличие водительских прав, машинопись, другое).
- Ваши преимущества (укажите несколько своих личностных черт, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов в работе).
- рекомендации (имена и адреса людей, которые согласились бы дать рекомендацию претенденту).
Таковы основные компоненты хронологического резюме. Однако структура его не есть что-то раз и навсегда застывшее, а потому возможны самые разные ее варианты. Так, если у кандидата богатый практический опыт, информационный блок "Опыт работы" может располагаться выше блока "Образование". И, наоборот, в резюме молодых специалистов блок "Образование" является первостепенным и поэтому должен содержать в себе как можно более полную информацию о полученных знаниях, научных и творческих изысканиях.
Таким образом, хронологическое резюме позволяет кандидату продемонстрировать как профессиональные, так и личностные качества. Однако у этого типа резюме есть и недостаток, и заключается он в слабо выраженном аналитическом начале. Действительно, в хронологическом резюме содержится лишь перечисление сведений о претенденте. На этом фоне выигрышно смотрится функциональное резюме – абсолютно свободное как по содержанию, так и по композиции. Здесь все решает сам автор резюме. Какие и как показать свои профессиональные качества, как представить свой деловой, творческий потенциал, свое представление о преданности компании, видение карьерного роста и т.д.
Форма изложения информации, действительно, свободная, но есть тут и подводные камни. Во-первых, невольно можно увлечься саморекламой, что, конечно же, не ускользнет от внимания работодателя и может вызвать антипатию к претенденту, настороженность. Во-вторых, из-за опасения именно показаться нескромным текст резюме может оказаться сбивчивым, скомканным.
Здесь нужны определенные литературные способности. Ибо по стилю текста очень многое можно узнать о человеке. О его способности к логическому мышлению, самоанализу, об умении ясно формулировать свои мысли (языковые и стилистические эффекты), об уровне грамотности, наконец. Не спроста поэтому, выбирая функциональную форму резюме, их авторы предпочитают говорить о себе в третьем лице. Это, естественно, облегчает задачу.
И все же, как показывает практика западных фирм, к функциональному резюме претенденты на работу прибегают все реже. Выработался некий смешанный тип резюме: хронологически-функциональный. То есть приводятся в заданной последовательности информационные блоки с умеренным их комментарием.
Пример раздаточного материала:
Сидоров Иван Петрович
Домашний телефон: 99-99-99 (звонить с 19:00 до 23:00)
Рабочий телефон: 88-88-88 (звонить с 8:30 до 18:00)
Дата рождения: 02.01.1969 г., (35 полных лет)
Семейное положение: женат, сын 12 лет
Цель: Образование: 1990 г. – 1995 г. Опыт работы: 1999 г. – по наст. время
1995 г. – 1999 г. |
Должность главного бухгалтера
предприятия Уральский государственный университет, экономический факультет. Получен диплом о высшем образовании. Присвоена квалификация – экономист Акционерный коммерческий банк. Заместитель главного бухгалтера. Основные обязанности:
Приобрел опыт организации руководства финансово-экономической деятельностью банка. Муниципальное предприятие. Начальник финансового отдела. Основная обязанность – руководство отделом. За время работы разработал и внедрил принципиально новую модель учета и контроля финансовых потоков предприятия. |
Дополнительная информация:
Личные качества:
Заработная плата на время испытательного срока – от $700 25 января 2004 г. |
III. Подведение итогов урока.
– Итак, сегодня Вы узнали, что такое резюме, два вида резюме, и разобрали правила составления резюме.
IV. Домашнее задание.
– В связи с тем, что Ваш жизненный опыт еще не позволяет Вам составить резюме для себя, Вы должны составить резюме для одного из своих родителей и на следующем уроке Вы так же будете набирать резюме на ПК.