Конспект урока по ОБЖ на тему: "Изготовление ватно-марлевой повязки"

Разделы: ОБЖ


Человек в процессе жизни стремится к улучшению условий своего существования, создаёт искусственную среду обитания, повышает производительность труда и т.д. Однако это способствует не только улучшению, повышению уровня жизни и материальному благополучию общества, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф технических средств.

Мир вокруг изменился, и эти изменения связаны не только с политической и экономической обстановкой. Новое оборудование, электроника, персональные компьютеры и др. стали не только помощниками, но и в некоторых случаях источниками или причинами опасности. Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдёт. Но знание, как избежать этих опасностей, это уже половина дела.

Причиной несчастных, а порой и трагических случаев обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, надо хорошо знать элементарные правила безопасности.

Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.

Одной из важнейших задач данного предмета является практическая отработка навыков безопасного поведения обучаемых, характерных для данного региона.

Многие города нашей страны являются промышленными и, соответственно, как все промышленные города, они в определённой степени являются объектами потенциальной опасности для людей и окружающей среды. Хладокомбинаты, мясокомбинаты, водоочистные сооружения и т.п. являются объектами, на которых при аварии возможно заражение воздуха парами хлора, аммиака и других отравляющих веществ. Знание учащимися состава и назначения средств индивидуальной защиты, умение изготавливать простейшие из них могут пригодиться им в дальнейшей жизни.

Мы хотим предложить вам разработку урока про практическому изготовлению ватно-марлевой повязки. Урок может быть проведён в любом классе. Мы его проводили в 10-х классах.

Тема урока: “Изготовление ватно-марлевой повязки” (практическое занятие)

Цели урока:

  • проверить усвоение знаний по теме “Средства индивидуальной защиты”;
  • научиться изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
  • провести тренировку по применению средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Оборудование:

  • на одного ученика:
    • марля (100 х 50 см),
    • вата (30 х 20 см, толщиной 2 см),
  • нитки,
  • иголка,
  • ножницы,
  • технологическая карта,
  • индивидуальный пакет для хранения ВМП,
  • плакат “Индивидуальные средства защиты”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка наличия учащихся, готовность к занятию.

II. Проверка усвоения пройденного материала (проверка домашнего задания)

Вариант 1.

Тестовое задание.

1. Какое из перечисленных средств защиты не является средством защиты органов дыхания:

А) противогаз общевойсковой;
Б) респиратор;
В) индивидуальный противохимический пакет;
Г) противопыльная тканевая маска?

2. Для определения размера противогаза необходимо знать:

А) рост человека;
Б) высоту лица;
В) обхват груди.

3. Шлем-маска гражданского противогаза ГП-5 имеет:

А) 2 роста;
Б) 3 роста;
В) 4 роста;
Г) 5 ростов.

4. Что не относится к специальной защитной одежде:

А) лёгкий защитный костюм Л-1;
Б) защитный комбинезон;
В) производственная одежда;
Г) общевойсковой защитный комплект?

5. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8 предназначен:

А) для обезвреживания капельно-жидких отравляющих веществ, попавших на открытые участки кожи и одежду;
Б) для оказания само- и взаимопомощи в целях предотвращения тяжёлых последствий воздействия отравляющих веществ и т.п.;
В) оказания первой медицинской помощи при травмах.

6. Для более надёжной защиты от АХОВ, например, от хлора, рекомендуется ВМП смочить:

А) 5 % раствором лимонной (уксусной) кислоты;
Б) 2 % раствором питьевой соды;
В) 2 % раствором перманганата калия (марганцовкой).

Ключ: 1 – В, 2 – Б, 3 – В, 4 – В, 5 – А, 6 – Б.

Вариант 2.

Фронтальный опрос.

  1. Для чего предназначены средства индивидуальной защиты (СИЗ) и что к ним относится?
  2. Какие основные типы противогазов и респираторов используются населением для защиты органов дыхания?
  3. Назовите простейшие средства защиты органов дыхания.
  4. Подлежат ли респираторы повторному применению?
  5. Назовите средства защиты кожных покровов, их назначение и правила пользования.

Вариант 3.

Индивидуальные карточки. ( см.Приложение.)

При проверке домашнего задания возможно использование нескольких вариантов одновременно.

III. Изучение нового материала

Объявление темы и цели урока.

– Как мы с вами уже знаем, средства индивидуальной защиты предназначены для предотвращения сверхнормативного воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов и при применении оружия массового поражения. И сегодня на уроке мы с вами изготовим простейшее средство защиты органов дыхания – ватно-марлевую повязку и проведём тренировку по применению ВМП.

Практическая часть.

А) Вводный инструктаж.

  • Материал и инструменты, необходимые для изготовления ВМП.
  • Размеры. (Рисунок 1)
  • Применённый шов (вперёд иголкой). (Рисунок 2)
  • Технология изготовления.

Берут кусок марли 100 х 50 см; в средней части куска на площади 30 х 20 см кладут ровный слой ваты толщиной примерно 2 см; свободные от ваты концы марли (около 30–35 см) с обеих сторон посередине разрезают ножницами, образуя две пары завязок; завязки обшивают.
Хочу обратить ваше внимание, что при отсутствии ваты можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают 5–6 слоёв марли.

  • Критерии контроля качества.
  • Инструктаж по ТБ.

Б) Изготовление ВМП.

Текущий контроль за выполнением работ и соблюдением ТБ при работе с иголкой и ножницами.

В) Гимнастика для глаз. (Рисунок 3)

Г) Проверка изделий.

Д) Упражнение по применению ВМП в случае выброса хлора или аммиака.

Инструкция по правильному применению ВМП с демонстрацией:

ВМП или марлевую повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край её закрывал низ подбородка, а верхний – доходил до глазных впадин, при этом она должна хорошо закрывать рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние – на темени, верхние – на затылке. (Рисунок 4)

Можно задать вопросы:

– При выбросе хлора чем можно смочить ВМП для более надёжной защиты органов дыхания? (Смочить 2%-ным раствором питьевой соды)
– Чем смачивают ВМП при выбросе аммиака? (5%-ным раствором лимонной кислоты)

Команда: “Ватно-марлевую повязку одеть! Газы!”

Одевание ВМП, проверка правильности закрепления ВМП.

Команда: “Ватно-марлевую повязку снять!”

Упаковать ВМП в индивидуальные пакеты и подписать их.

IV. Закрепление материала

Ответить на вопросы:

– Что необходимо иметь для изготовления ВМП?
– Для чего служит ВМП?

V. Подведение итогов (выставление оценок за практическую часть занятия)

VI. Домашнее задание: изготовить ВМП для своей семьи.