Человек в процессе жизни стремится к улучшению условий своего существования, создаёт искусственную среду обитания, повышает производительность труда и т.д. Однако это способствует не только улучшению, повышению уровня жизни и материальному благополучию общества, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф технических средств.
Мир вокруг изменился, и эти изменения связаны не только с политической и экономической обстановкой. Новое оборудование, электроника, персональные компьютеры и др. стали не только помощниками, но и в некоторых случаях источниками или причинами опасности. Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдёт. Но знание, как избежать этих опасностей, это уже половина дела.
Причиной несчастных, а порой и трагических случаев обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, надо хорошо знать элементарные правила безопасности.
Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.
Одной из важнейших задач данного предмета является практическая отработка навыков безопасного поведения обучаемых, характерных для данного региона.
Многие города нашей страны являются промышленными и, соответственно, как все промышленные города, они в определённой степени являются объектами потенциальной опасности для людей и окружающей среды. Хладокомбинаты, мясокомбинаты, водоочистные сооружения и т.п. являются объектами, на которых при аварии возможно заражение воздуха парами хлора, аммиака и других отравляющих веществ. Знание учащимися состава и назначения средств индивидуальной защиты, умение изготавливать простейшие из них могут пригодиться им в дальнейшей жизни.
Мы хотим предложить вам разработку урока про практическому изготовлению ватно-марлевой повязки. Урок может быть проведён в любом классе. Мы его проводили в 10-х классах.
Тема урока: “Изготовление ватно-марлевой повязки” (практическое занятие)
Цели урока:
- проверить усвоение знаний по теме “Средства индивидуальной защиты”;
- научиться изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
- провести тренировку по применению средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Оборудование:
- на одного ученика:
- марля (100 х 50 см),
- вата (30 х 20 см, толщиной 2 см),
- нитки,
- иголка,
- ножницы,
- технологическая карта,
- индивидуальный пакет для хранения ВМП,
- плакат “Индивидуальные средства защиты”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка наличия учащихся, готовность к занятию.
II. Проверка усвоения пройденного материала (проверка домашнего задания)
Вариант 1.
Тестовое задание.
1. Какое из перечисленных средств защиты не является средством защиты органов дыхания:
А) противогаз общевойсковой;
Б) респиратор;
В) индивидуальный противохимический пакет;
Г) противопыльная тканевая маска?
2. Для определения размера противогаза необходимо знать:
А) рост человека;
Б) высоту лица;
В) обхват груди.
3. Шлем-маска гражданского противогаза ГП-5 имеет:
А) 2 роста;
Б) 3 роста;
В) 4 роста;
Г) 5 ростов.
4. Что не относится к специальной защитной одежде:
А) лёгкий защитный костюм Л-1;
Б) защитный комбинезон;
В) производственная одежда;
Г) общевойсковой защитный комплект?
5. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8 предназначен:
А) для обезвреживания капельно-жидких отравляющих веществ, попавших на открытые участки кожи и одежду;
Б) для оказания само- и взаимопомощи в целях предотвращения тяжёлых последствий воздействия отравляющих веществ и т.п.;
В) оказания первой медицинской помощи при травмах.
6. Для более надёжной защиты от АХОВ, например, от хлора, рекомендуется ВМП смочить:
А) 5 % раствором лимонной (уксусной) кислоты;
Б) 2 % раствором питьевой соды;
В) 2 % раствором перманганата калия (марганцовкой).
Ключ: 1 – В, 2 – Б, 3 – В, 4 – В, 5 – А, 6 – Б.
Вариант 2.
Фронтальный опрос.
- Для чего предназначены средства индивидуальной защиты (СИЗ) и что к ним относится?
- Какие основные типы противогазов и респираторов используются населением для защиты органов дыхания?
- Назовите простейшие средства защиты органов дыхания.
- Подлежат ли респираторы повторному применению?
- Назовите средства защиты кожных покровов, их назначение и правила пользования.
Вариант 3.
Индивидуальные карточки. ( см.Приложение.)
При проверке домашнего задания возможно использование нескольких вариантов одновременно.
III. Изучение нового материала
Объявление темы и цели урока.
– Как мы с вами уже знаем, средства индивидуальной защиты предназначены для предотвращения сверхнормативного воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов и при применении оружия массового поражения. И сегодня на уроке мы с вами изготовим простейшее средство защиты органов дыхания – ватно-марлевую повязку и проведём тренировку по применению ВМП.
Практическая часть.
А) Вводный инструктаж.
- Материал и инструменты, необходимые для изготовления ВМП.
- Размеры. (Рисунок 1)
- Применённый шов (вперёд иголкой). (Рисунок 2)
- Технология изготовления.
Берут кусок марли 100 х 50 см; в средней части
куска на площади 30 х 20 см кладут ровный слой ваты
толщиной примерно 2 см; свободные от ваты концы
марли (около 30–35 см) с обеих сторон посередине
разрезают ножницами, образуя две пары завязок;
завязки обшивают.
Хочу обратить ваше внимание, что при отсутствии
ваты можно изготовить марлевую повязку. Для
этого вместо ваты на середину куска укладывают
5–6 слоёв марли.
- Критерии контроля качества.
- Инструктаж по ТБ.
Б) Изготовление ВМП.
Текущий контроль за выполнением работ и соблюдением ТБ при работе с иголкой и ножницами.
В) Гимнастика для глаз. (Рисунок 3)
Г) Проверка изделий.
Д) Упражнение по применению ВМП в случае выброса хлора или аммиака.
Инструкция по правильному применению ВМП с демонстрацией:
ВМП или марлевую повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край её закрывал низ подбородка, а верхний – доходил до глазных впадин, при этом она должна хорошо закрывать рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние – на темени, верхние – на затылке. (Рисунок 4)
Можно задать вопросы:
– При выбросе хлора чем можно смочить ВМП для
более надёжной защиты органов дыхания? (Смочить
2%-ным раствором питьевой соды)
– Чем смачивают ВМП при выбросе аммиака? (5%-ным
раствором лимонной кислоты)
Команда: “Ватно-марлевую повязку одеть! Газы!”
Одевание ВМП, проверка правильности закрепления ВМП.
Команда: “Ватно-марлевую повязку снять!”
Упаковать ВМП в индивидуальные пакеты и подписать их.
IV. Закрепление материала
Ответить на вопросы:
– Что необходимо иметь для изготовления ВМП?
– Для чего служит ВМП?
V. Подведение итогов (выставление оценок за практическую часть занятия)
VI. Домашнее задание: изготовить ВМП для своей семьи.