Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". Программа "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • научить наблюдать сезонные изменения в живой и неживой природе;
  • научить устанавливать причинно-следственные связи;
  • продолжить обучение практическому исследованию предметов природы;
  • воспитание гражданственности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация полученных знаний

– Послушайте загадку.

Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!

(Осень)

– Как изменялась погода осенью?
– Чем богата осень?
– Какие приметы осени вы наблюдали?
– Как изменились деревья?
– Листья какого цвета падают на землю?
– У какого дерева самые яркие осенние листья? (У клёна)

III. Крещендо

– Эти кленовые листья подобраны так, чтобы в них чувствовалось нарастание цвета – крещендо. Что это вам напоминает?
– Несколько столетий назад в Японии были написаны прекрасные стихи поэтом Да-сэном ?.

Послушайте их, они необычны:
О кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам.

– Какие осенние месяцы вы знаете?
– О каком осеннем месяце говорится в этой загадке:

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился, Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

IV. Сообщение темы и задач урока

– Сегодня мы узнаем тайны октября.
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Примета: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

V. Практическая работа

У детей – листья.

– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона?
– Покажите изнанку? Лицевую сторону?

Задание 1. По дороге домой посмотреть, как легли листья.

– С какого дерева октябрь подарил вам лист?

Белое платье, серёжки, как слёзки
Так наряжаются только … (берёзки)

– В октябре часто идёт холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя бур, цветы вянут. По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда.

– Мы говорили об изменениях в неживой природе, а сейчас мы понаблюдаем за изменениями в живой природе.

VI. Кроссворд

Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Ппчела)

Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся. (Муха)

Чёрный лобик,
Белый зобик
Чёрненькая спинка,
Белая брюшинка,
Ловкая ухватка,
Хвостик – как рогатка. (Ласточка)

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец)

Встала птица на ходули,
Ищет корма по пути,
На бегу ли, на ходу ли –
Ей с ходулей не сойти. (Журавль)

– На какие группы можно разделить этих животных? (Насекомые, птицы)

– А какие насекомые и птицы связаны между собой? (Многие птицы питаются насекомыми и этим приносят большую пользу)

VII. Физминутка

– Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полёта!

Вот бы посмотреть на него сверху!
Давайте попробуем взлететь.
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
Нет, не летим.

– Почему не получилось? Ведь мы так старались! (Мы – люди. Люди не летают, как птицы)

VIII. Листы наблюдений

1. Насекомые.

– Рассмотри насекомых. Подчеркни названия тех насекомых, которых ты видел в октябре: пчела, муха.

2. Птицы.

– Рассмотри птиц. Отметь птиц, которых ты видел в октябре: ворона, синица, воробей, голубь.
– Почему мы не увидели в октябре ласточку и скворца?
– Как называют птиц, которые улетают от нас в тёплые края?
– А тех, которые остаются?
– Почему улетают птицы?
– Почему не все птицы улетают?
– А вот о том, какие птицы от нас улетают и как они это делают, вы прочитаете в учебнике.

IX. Работа с учебником (страница 31)

– Кто улетает первыми?
– Кто следует за ними?
– А кто последний улетает от нас?

– Прочитайте стихотворение. Какое настроение у вас оно вызвало?

X. Таблицы “Перелёт птиц” (Приложение 1)

– Птицы улетают:

  • Прямым фронтом (кулики, цапли, утки).
  • Косяком (гуси).
  • Стаей (скворцы, мелкие кулики).
  • Клином (журавли, лебеди).

– Чем мельче птицы, тем большую стаю они создают. Почему?

XI. Перфокарты

– Эти птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помоги им разобраться в этом. Назови птиц.

  • 1 вариант – перелётные;
  • 2 вариант – зимующие.

XII. Проверка. “Знаете ли вы птиц?”

– Раскрасьте птиц точно по образцу.

Звучат голоса птиц.

– Попрошу встать следующих птиц.

В деревянный свой дворец
Прилетел весной … (скворец).

Без отдыха, без срока
В лесу трещит … (сорока).
К нам зимой в окно стучится
Желтогрудая … (синица).

Спереди шильце,
Сзади вильце … (ласточка).
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят … (журавли).

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)

– Пока вы рисовали, для вас пели птицы. О чём они пели?
– Я немного понимаю язык птиц, и вот что я записала: “Как хороши заморские страны, какие там зелёные рощи, как ярко светит солнце и круглый год журчит вода."
Но они тоскуют там, далеко, без друзей, без своего лесного оврага, где они родились и выросли, пол косогору с берёзками, по ласковому, нежгучему солнцу, тоскуют по своей родине. Они пели о том, что нет ничего на свете милее родины, и о том, что после долгих скитаний они снова вернутся на родимую землю.

XIII. Итог урока

– О каких тайнах октября вы сегодня узнали?
– Почему от нас осенью улетают некоторые птицы?