Задачи:
- научить наблюдать сезонные изменения в живой и неживой природе;
- научить устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить обучение практическому исследованию предметов природы;
- воспитание гражданственности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация полученных знаний
– Послушайте загадку.
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!(Осень)
– Как изменялась погода осенью?
– Чем богата осень?
– Какие приметы осени вы наблюдали?
– Как изменились деревья?
– Листья какого цвета падают на землю?
– У какого дерева самые яркие осенние листья? (У
клёна)
III. Крещендо
– Эти кленовые листья подобраны так, чтобы в
них чувствовалось нарастание цвета – крещендо.
Что это вам напоминает?
– Несколько столетий назад в Японии были
написаны прекрасные стихи поэтом Да-сэном ?.
Послушайте их, они необычны:
О кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам.
– Какие осенние месяцы вы знаете?
– О каком осеннем месяце говорится в этой
загадке:
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился, Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
IV. Сообщение темы и задач урока
– Сегодня мы узнаем тайны октября.
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот
месяц называли “листопадом”, “грязником”,
потому что с деревьев опадают увядшие,
пожелтевшие листья.
Примета: Если листья, осыпаясь, лягут
изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой
стороной вверх – к холодной зиме.
V. Практическая работа
У детей – листья.
– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая
сторона?
– Покажите изнанку? Лицевую сторону?
Задание 1. По дороге домой посмотреть, как легли листья.
– С какого дерева октябрь подарил вам лист?
Белое платье, серёжки, как слёзки
Так наряжаются только … (берёзки)
– В октябре часто идёт холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя бур, цветы вянут. По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда.
– Мы говорили об изменениях в неживой природе, а сейчас мы понаблюдаем за изменениями в живой природе.
VI. Кроссворд
Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Ппчела)Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся. (Муха)Чёрный лобик,
Белый зобик
Чёрненькая спинка,
Белая брюшинка,
Ловкая ухватка,
Хвостик – как рогатка. (Ласточка)На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец)Встала птица на ходули,
Ищет корма по пути,
На бегу ли, на ходу ли –
Ей с ходулей не сойти. (Журавль)
– На какие группы можно разделить этих животных? (Насекомые, птицы)
– А какие насекомые и птицы связаны между собой? (Многие птицы питаются насекомыми и этим приносят большую пользу)
VII. Физминутка
– Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полёта!
Вот бы посмотреть на него сверху!
Давайте попробуем взлететь.
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
Нет, не летим.
– Почему не получилось? Ведь мы так старались! (Мы – люди. Люди не летают, как птицы)
VIII. Листы наблюдений
1. Насекомые.
– Рассмотри насекомых. Подчеркни названия тех насекомых, которых ты видел в октябре: пчела, муха.
2. Птицы.
– Рассмотри птиц. Отметь птиц, которых ты видел
в октябре: ворона, синица, воробей, голубь.
– Почему мы не увидели в октябре ласточку и
скворца?
– Как называют птиц, которые улетают от нас в
тёплые края?
– А тех, которые остаются?
– Почему улетают птицы?
– Почему не все птицы улетают?
– А вот о том, какие птицы от нас улетают и как они
это делают, вы прочитаете в учебнике.
IX. Работа с учебником (страница 31)
– Кто улетает первыми?
– Кто следует за ними?
– А кто последний улетает от нас?
– Прочитайте стихотворение. Какое настроение у вас оно вызвало?
X. Таблицы “Перелёт птиц” (Приложение 1)
– Птицы улетают:
- Прямым фронтом (кулики, цапли, утки).
- Косяком (гуси).
- Стаей (скворцы, мелкие кулики).
- Клином (журавли, лебеди).
– Чем мельче птицы, тем большую стаю они создают. Почему?
XI. Перфокарты
– Эти птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помоги им разобраться в этом. Назови птиц.
- 1 вариант – перелётные;
- 2 вариант – зимующие.
XII. Проверка. “Знаете ли вы птиц?”
– Раскрасьте птиц точно по образцу.
Звучат голоса птиц.
– Попрошу встать следующих птиц.
В деревянный свой дворец
Прилетел весной … (скворец).Без отдыха, без срока
В лесу трещит … (сорока).
К нам зимой в окно стучится
Желтогрудая … (синица).Спереди шильце,
Сзади вильце … (ласточка).
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят … (журавли).Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
– Пока вы рисовали, для вас пели птицы. О чём они
пели?
– Я немного понимаю язык птиц, и вот что я
записала: “Как хороши заморские страны, какие
там зелёные рощи, как ярко светит солнце и
круглый год журчит вода."
Но они тоскуют там, далеко, без друзей, без своего
лесного оврага, где они родились и выросли, пол
косогору с берёзками, по ласковому, нежгучему
солнцу, тоскуют по своей родине. Они пели о том,
что нет ничего на свете милее родины, и о том, что
после долгих скитаний они снова вернутся на
родимую землю.
XIII. Итог урока
– О каких тайнах октября вы сегодня узнали?
– Почему от нас осенью улетают некоторые птицы?