Цели:
- Повторить пройденный материал за первую четверть.
- Усвоить простейшие навыки ориентирования на местности.
- Знать необходимый минимум по ОБЖ: оказание первой медицинской помощи, съедобные и несъедобные грибы, полезные и ядовитые растения…
Оборудование:
- Плакат “Поляна в лесу”.
- Макеты созвездия Малой Медведицы, дерева, пня со мхом, Солнца.
- Карточки с изображением грибов, лекарственных и ядовитых растений.
- Аптечка.
- Карточки для работы в группах.
- Плакат с изображением сторон света.
Ход урока |
Примечания |
I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку. | 1мин. |
II. 1. Сегодня на уроке мы вспомним всё
самое важное из того, что изучали в первой
четверти. Я предлагаю нам всем отправиться в
путешествие, поход по нашей местности, во время
которого вы и покажете все свои знания и умения.
Многие задания вам нужно будет выполнять
командой, поэтому, давайте вспомним правила
поведения в группе. В каждой группе есть
консультанты, которые будут руководить работой
группы и оценивать правильность ваших действий и
вашу активность. За каждый правильный группа будет подниматься на одну ступеньку вверх по лестнице, которую вы сами создадите. Та команда, у которой лестница окажется выше, победит в игре. – Отгадайте, в какое время года мы отправляемся в путешествие?
– Когда наступает осень в северном полушарии, в южном полушарии? Перечислите осенние месяцы в нашей местности. – Назовите особенности погоды осенью в нашей местности (температура, ветер, облачность, осадки). |
4 мин. Правила работы в группе. |
II. 2. Итак, мы отправляемся в
путешествие. Но сначала необходимо хорошо к нему
приготовиться.
Задача: выбрать из списка только самое
необходимое (поставить +). |
4 мин. Команды получают списки и корректируют их, затем ответы зачитывает учитель, а дети объясняют свой выбор. |
Физминутка. По дорогам мы идём |
2 мин. |
II. 3. Наконец, мы дошли до нашей поляны. – Посмотрите на иллюстрацию поляны. Кто догадался, какое сейчас время суток? (Вечер, т. к. солнце изображено на западе) – Давайте осмотрим поляну. В какой стороне света от палатки мы расположили костровое место? (На севере) – Что находится на юге? (Речка) – В какой стороне света расположено одинокое дерево? Как догадались? (На западе, т. к., если встать лицом к северу, то сзади будет юг, слева – запад, а справа – восток) – Значит, что мы видим на востоке? (Ели) – Мы не заметили, как Земля сделала один оборот вокруг своей оси. Сколько прошло времени? (1 сутки) |
5 мин. На доске висит иллюстрация поляны, на которой изображено: палатка, костёр, речка, лиственное дерево, ели. |
II. 4. Нам нужно идти дальше. Следующее
испытание: чья команда быстрее придёт к месту
своей следующей стоянки. Командам раздаю карточки с заданиями. Если вы правильно выполните все задания, то не заблудитесь в лесу и благополучно доберётесь до места. Для демонстрирования и объяснения выполнения задания необходимо выбрать одного человека от команды. |
10 мин. Ориентирование |
Задание для 1 команды: 1. Встать под созвездием Малой Медведицы. Задание: отберать только съедобные грибы. Как они называются? (Подготовьте к ответу 1 члена группы) |
Иллюстрации: созвездие Малой Медведицы, дерево, съедобные и несъедобные грибы. Пакет с заданием. |
Задание для 2 команды: 1. Встать у северной стороны пня. Задание: отберать только лекарственные растения. Какую пользу они приносят? (Подготовьте к ответу 1 члена группы) |
Иллюстрации: пень, лекарственные и другие растения. Пакет с заданием. |
Задание для 3 команды: 1. Встать под Солнцем. Сейчас полдень. В какой
стороне света сейчас находится Солнце? Задание: для чего может пригодиться в походе каждый предмет? (Подготовьте к ответу 1 члена группы) |
Иллюстрации: солнце. Аптечка. Пакет с заданием. |
II. 5. Теперь мы должны вернуться на
ночлег на нашу поляну. Но для этого необходимо
отгадать кроссворд. 1. Последний летний месяц в
северном полушарии. (Август) (Получилось слово ГОРИЗОНТ) Что мы называем линией горизонта? |
5 мин. Коллективная работа. Кроссворд – на доске. |
II. 6. А теперь мы должны вернуться
домой, но для этого командам необходимо
правильно закончить предложения. 1 команда: 1. При нагревании вода превращается
______________________. 2 команда: 1. Смена дня и ночи происходит потому, что Земля
вращается вокруг _______________________. 3 команда: 1. Светящиеся небесные тела называются
__________________. Они имеют форму _________________. |
7 мин. Работа в группах. Дети читают получившиеся предложения |
III. Вы хорошо выполнили все задания,
поэтому мы успешно, без потерь смогли вернуться
домой. Как вы думаете, где вам пригодятся знания и
умения, которые вы получили на этих уроках? Победила _____ команда, т. к. она поднялась выше всех по лестнице. |
2 мин. Подведение итогов. |