План-конспект урока по окружающему миру на тему: "Обобщающий урок по теме "Земля и Солнце". Памятка путешественника"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Повторить пройденный материал за первую четверть.
  • Усвоить простейшие навыки ориентирования на местности.
  • Знать необходимый минимум по ОБЖ: оказание первой медицинской помощи, съедобные и несъедобные грибы, полезные и ядовитые растения…

Оборудование:

  • Плакат “Поляна в лесу”.
  • Макеты созвездия Малой Медведицы, дерева, пня со мхом, Солнца.
  • Карточки с изображением грибов, лекарственных и ядовитых растений.
  • Аптечка.
  • Карточки для работы в группах.
  • Плакат с изображением сторон света.

Ход урока

Примечания

I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

1мин.

II. 1. Сегодня на уроке мы вспомним всё самое важное из того, что изучали в первой четверти. Я предлагаю нам всем отправиться в путешествие, поход по нашей местности, во время которого вы и покажете все свои знания и умения. Многие задания вам нужно будет выполнять командой, поэтому, давайте вспомним правила поведения в группе. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы и оценивать правильность ваших действий и вашу активность.
За каждый правильный группа будет подниматься на одну ступеньку вверх по лестнице, которую вы сами создадите. Та команда, у которой лестница окажется выше, победит в игре.

– Отгадайте, в какое время года мы отправляемся в путешествие?

Днём тепло и светит солнце,
Утром холодно теперь.
Жёлтый листик спрыгнул с ветки
И стучится в мою дверь.

(Осень)

– Когда наступает осень в северном полушарии, в южном полушарии? Перечислите осенние месяцы в нашей местности.

– Назовите особенности погоды осенью в нашей местности (температура, ветер, облачность, осадки).

4 мин.

Правила работы в группе.

II. 2. Итак, мы отправляемся в путешествие. Но сначала необходимо хорошо к нему приготовиться.
  • Первая команда отвечает за продукты.
  • Вторая команда составляет список необходимой одежды.
  • Третья команда обеспечивает нас предметами первой необходимости.

Задача: выбрать из списка только самое необходимое (поставить +).
Дополнить список недостающими, на ваш взгляд, продуктами, одеждой, вещами

4 мин.

Команды получают списки и корректируют их, затем ответы зачитывает учитель, а дети объясняют свой выбор.

Физминутка.

По дорогам мы идём
И овраг мы перепрыгнем,
Под ветвями проползём,
Улыбнёмся, подмигнём,
Нашей цели мы достигнем!!!

2 мин.

II. 3. Наконец, мы дошли до нашей поляны.

– Посмотрите на иллюстрацию поляны. Кто догадался, какое сейчас время суток? (Вечер, т. к. солнце изображено на западе)

– Давайте осмотрим поляну. В какой стороне света от палатки мы расположили костровое место? (На севере)

– Что находится на юге? (Речка)

– В какой стороне света расположено одинокое дерево? Как догадались? (На западе, т. к., если встать лицом к северу, то сзади будет юг, слева – запад, а справа – восток)

– Значит, что мы видим на востоке? (Ели)

– Мы не заметили, как Земля сделала один оборот вокруг своей оси. Сколько прошло времени? (1 сутки)

5 мин.

На доске висит иллюстрация поляны, на которой изображено: палатка, костёр, речка, лиственное дерево, ели.

II. 4. Нам нужно идти дальше. Следующее испытание: чья команда быстрее придёт к месту своей следующей стоянки.
Командам раздаю карточки с заданиями. Если вы правильно выполните все задания, то не заблудитесь в лесу и благополучно доберётесь до места.
Для демонстрирования и объяснения выполнения задания необходимо выбрать одного человека от команды.

10 мин.

Ориентирование

Задание для 1 команды:

1. Встать под созвездием Малой Медведицы.
2. Пройти на север 8 – 10 шагов.
3. Определить северную сторону дерева, которое ты видишь.
4. Взять пакет с северной стороны дерева, вернуться к команде, вскрыть его и выполнить задание.

Задание: отберать только съедобные грибы. Как они называются? (Подготовьте к ответу 1 члена группы)

Иллюстрации: созвездие Малой Медведицы, дерево, съедобные и несъедобные грибы. Пакет с заданием.

Задание для 2 команды:

1. Встать у северной стороны пня.
2. Сделать на запад 8 – 10 шагов.
3. На поляне увидеть растения.
4. Взять их, вернуться к команде и выполнить задание.

Задание: отберать только лекарственные растения. Какую пользу они приносят? (Подготовьте к ответу 1 члена группы)

Иллюстрации: пень, лекарственные и другие растения. Пакет с заданием.

Задание для 3 команды:

1. Встать под Солнцем. Сейчас полдень. В какой стороне света сейчас находится Солнце?
2. Сделать на север 6 шагов.
3. Взять аптечку, которую увидите.
4. Вернуться к команде, открыть аптечку, выполнить задания.

Задание: для чего может пригодиться в походе каждый предмет? (Подготовьте к ответу 1 члена группы)

Иллюстрации: солнце.
Аптечка.
Пакет с заданием.
II. 5. Теперь мы должны вернуться на ночлег на нашу поляну. Но для этого необходимо отгадать кроссворд.

1. Последний летний месяц в северном полушарии. (Август)
2. Прибор для определения сторон света. (Компас)
3. Звезда, на которую направлена воображаемая ось земли. (Полярная)
4. Какое явление не даёт птицам улетать в космос. (Притяжение)
5. Если встать лицом на север, то слева будет… (Запад)
6. Модель земного шара. (Глобус)
7. Тепловой пояс, в котором мы живём. (Умеренный)
8. Несветящиеся шарообразные небесные тела, вращающиеся вокруг звёзд и Солнца. (Планеты)

(Получилось слово ГОРИЗОНТ)

Что мы называем линией горизонта?

5 мин.

Коллективная работа. Кроссворд – на доске.

II. 6. А теперь мы должны вернуться домой, но для этого командам необходимо правильно закончить предложения.

1 команда:

1. При нагревании вода превращается ______________________.
2. Это_______________________ состояние вещества.
3. На смену зимы приходит весна, так как Земля вращается вокруг ___________________.
4. Земля делает 1 оборот вокруг Солнца за _____________________.

2 команда:

1. Смена дня и ночи происходит потому, что Земля вращается вокруг _______________________.
2. Земля делает 1 оборот вокруг своей оси за _________________.
3. Если встать лицом на север, то сзади будет _______________, слева – _________________, справа – _______________________.
4. В полдень Солнце находится ___________________________.

3 команда:

1. Светящиеся небесные тела называются __________________. Они имеют форму _________________.
2. Вокруг звёзд вращаются ____________________.
3. Луна – это _______________________________.
4. В_______________________ тепловом поясе поверхность Земли получает только косые лучи.

7 мин.

Работа в группах. Дети читают получившиеся предложения

III. Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно, без потерь смогли вернуться домой. Как вы думаете, где вам пригодятся знания и умения, которые вы получили на этих уроках?

Победила _____ команда, т. к. она поднялась выше всех по лестнице.

2 мин.

Подведение итогов.