Цели:
- повторить и расширить знания детей о почве, её составе, полезных ископаемых;
- развивать умение самостоятельно работать с текстом;
- развивать внимание, наблюдательность, мышление;
- развивать умение работать в группе.
Оборудование: таблица “Почвы”, учебник “Природоведение” 4 класс, А.А.Плешаков; образцы почв, рабочая тетрадь А. Плешакова “100 и ещё 14 заданий по природоведению” 4 класс (1-4).
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Детям предлагается тест:
1. Горючее 2. Твёрдое 3. Жидкость 4. Тяжелее воды 5. Чёрного цвета 6. Жёлтого цвета 7. Хрупкое 8. Имеет запах |
9. Хорошо пропускает воду, 10. Сыпучее, 11. Легче воды, 12. Газообразное, 13. Белого цвета, 14. Способно плавиться, 15. Пластичное, 16. Коричневого и белого цвета, 17. Плохо пропускает воду. |
Задание:
- 1 вариант – выбрать свойства каменного угля и песка и выписать в тетрадь;
- 2 вариант – выбрать свойства нефти и глины и выписать в тетрадь.
Самостоятельная работа учащихся с тестом.
Проверка самостоятельной работы учащихся.
На доске появляется запись:
- Каменный уголь – № 1, 4, 5, 7.
- Песок – № 2, 4, 6, 10.
- Нефть – № 1, 3, 8, 11.
- Глина – № 4, 15, 16, 17.
Учитель. Молодцы! Хорошо знаете свойства полезных ископаемых.
II.Сообщение темы урока. Постановка задачи урока
Учитель. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редиски, помидоров, и т. д. сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?
Дети. Почва.
Учитель. Вот мы с вами сейчас и должны вспомнить всё, что мы знаем о почве. Сели по группам, по 4 человека в каждой. В течение 15 минут вам надо приготовить ответы на вопросы (вопросы на листе бумаги и образцы почвы у детей на партах) и приготовить выступление.
- Что такое почва? (Дать своё определение)
- Рассмотреть образцы почвы. Что находится в почве? (Назвать состав почвы)
Работа учащихся в группах. Учащиеся дают своё определение понятия почвы. Рассматривают образцы почвы и на большом листе бумаги фиксируют свои ответы на поставленные вопросы.
III. Физкультминутка.
IV. Работа над темой урока.
Выступление групп. На доске появляются листы с ответами на поставленные вопросы.
Учитель. Молодцы! Вы так хорошо поработали! Теперь нам осталось сделать общий вывод о почве и её составе.
Дети. Почва – это верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).
На доске появляется запись:
V. Работа с учебником. Знакомство с видами почв
Учитель. Откройте учебник на стр. 117 и прочитайте самостоятельно текст “Какие бывают почвы”.
Учитель задаёт вопросы:
- Какие бывают почвы? (Почвы бывают чернозёмные и подзолистые)
- Отчего зависит цвет почвы? (Цвет почвы зависит от количества перегноя)
- Где эти почвы встречаются? (Подзолистые почвы встречаются в тайге и смешанных лесах, а чернозёмные – в степях)
- Какие ещё типы почв существуют? (Существуют арктические, тундровые, серые, лесные, луговые, болотные типы почв)
- Как вы думаете, почему они так названы? (Эти почвы так названы потому, в какой природной зоне они расположены. Например, в арктической зоне преобладает арктический тип почвы и т.д.)
На доске появляется схема:
Чтение рассказа учёного-эколога “Почва и … круговорот веществ”.
Учитель. Расскажите о круговороте веществ в природе.
Учащиеся рассказывают о круговороте веществ в природе, опираясь на иллюстрацию учебника на стр. 118.
Учитель. Смогут ли жить на Земле люди, если вдруг не станет почвы? Нужно ли беречь и охранять почву? Откройте учебник на стр. 119 и прочитайте текст “Охрана почвы”.
После чтения текста учитель задаёт вопросы:
- Почему нужно бережно относиться к почвам?
- Как надо охранять почвы?
Учитель. Молодцы! Я очень довольна вашей работой.
VI. Итог урока
Учитель. Чем мы занимались на уроке и что нового вы узнали для себя? Как вы узнали новое?
Чтение вывода по учебнику на стр. 120.
VII. Домашнее задание
Страница 117–119 читать. Выполнить задания № 75, № 76, № 77, № 78 в рабочей тетради на стр.34–36.