Урок природоведения в 4-м классе по теме: "О почве"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить и расширить знания детей о почве, её составе, полезных ископаемых;
  • развивать умение самостоятельно работать с текстом;
  • развивать внимание, наблюдательность, мышление;
  • развивать умение работать в группе.

Оборудование: таблица “Почвы”, учебник “Природоведение” 4 класс, А.А.Плешаков; образцы почв, рабочая тетрадь А. Плешакова “100 и ещё 14 заданий по природоведению” 4 класс (1-4).

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Детям предлагается тест:

1. Горючее
2. Твёрдое
3. Жидкость
4. Тяжелее воды
5. Чёрного цвета
6. Жёлтого цвета
7. Хрупкое
8. Имеет запах
9. Хорошо пропускает воду,
10. Сыпучее,
11. Легче воды,
12. Газообразное,
13. Белого цвета,
14. Способно плавиться,
15. Пластичное,
16. Коричневого и белого цвета,
17. Плохо пропускает воду.

Задание:

  • 1 вариант – выбрать свойства каменного угля и песка и выписать в тетрадь;
  • 2 вариант – выбрать свойства нефти и глины и выписать в тетрадь.

Самостоятельная работа учащихся с тестом.

Проверка самостоятельной работы учащихся.

На доске появляется запись:

  • Каменный уголь –  № 1, 4, 5, 7.
  • Песок – № 2, 4, 6, 10.
  • Нефть – № 1, 3, 8, 11.
  • Глина – № 4, 15, 16, 17.

Учитель. Молодцы! Хорошо знаете свойства полезных ископаемых.

II.Сообщение темы урока. Постановка задачи урока

Учитель. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редиски, помидоров, и т. д. сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?

Дети. Почва.

Учитель. Вот мы с вами сейчас и должны вспомнить всё, что мы знаем о почве. Сели по группам, по 4 человека в каждой. В течение 15 минут вам надо приготовить ответы на вопросы (вопросы на листе бумаги и образцы почвы у детей на партах) и приготовить выступление.

  • Что такое почва? (Дать своё определение)
  • Рассмотреть образцы почвы. Что находится в почве? (Назвать состав почвы)

Работа учащихся в группах. Учащиеся дают своё определение понятия почвы. Рассматривают образцы почвы и на большом листе бумаги фиксируют свои ответы на поставленные вопросы.

III. Физкультминутка.

IV. Работа над темой урока.

Выступление групп. На доске появляются листы с ответами на поставленные вопросы.

Учитель. Молодцы! Вы так хорошо поработали! Теперь нам осталось сделать общий вывод о почве и её составе.

Дети. Почва – это верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).

На доске появляется запись:

V. Работа с учебником. Знакомство с видами почв

Учитель. Откройте учебник на стр. 117 и прочитайте самостоятельно текст “Какие бывают почвы”.

Учитель задаёт вопросы:

  • Какие бывают почвы? (Почвы бывают чернозёмные и подзолистые)
  • Отчего зависит цвет почвы? (Цвет почвы зависит от количества перегноя)
  • Где эти почвы встречаются? (Подзолистые почвы встречаются в тайге и смешанных лесах, а чернозёмные – в степях)
  • Какие ещё типы почв существуют? (Существуют арктические, тундровые, серые, лесные, луговые, болотные типы почв)
  • Как вы думаете, почему они так названы? (Эти почвы так названы потому, в какой природной зоне они расположены. Например, в арктической зоне преобладает арктический тип почвы и т.д.)

На доске появляется схема:

Чтение рассказа учёного-эколога “Почва и … круговорот веществ”.

Учитель. Расскажите о круговороте веществ в природе.

Учащиеся рассказывают о круговороте веществ в природе, опираясь на иллюстрацию учебника на стр. 118.

Учитель. Смогут ли жить на Земле люди, если вдруг не станет почвы? Нужно ли беречь и охранять почву? Откройте учебник на стр. 119 и прочитайте текст “Охрана почвы”.

После чтения текста учитель задаёт вопросы:

  • Почему нужно бережно относиться к почвам?
  • Как надо охранять почвы?

Учитель. Молодцы! Я очень довольна вашей работой.

VI. Итог урока

Учитель. Чем мы занимались на уроке и что нового вы узнали для себя? Как вы узнали новое?

Чтение вывода по учебнику на стр. 120.

VII. Домашнее задание

Страница 117–119 читать. Выполнить задания № 75, № 76, № 77, № 78 в рабочей тетради на стр.34–36.