Цели:
1. Обоснование выбора предлога “о (об)”;
2. Упражнение по применению предлога в речи;
3. Развитие грамотной устной речи.
Ход урока
I. У: - На предыдущем уроке вам было дано домашнее задание.
В результате проверки я обнаружила в ваших работах разные варианты написания. Давайте их обсудим вместе.
Задание 1: (с) парусами | Ответ: спарусами |
(об) думал | обдумал |
(о) смотрел | о смотрел |
Дети, просмотрев запись, выражают несогласие с первым и третьим словом.
У: - Почему вы считаете что слова “спарусами и о смотрел” записаны с ошибками?
Д: Здесь две части речи: первое слово – существительное, между “с” и “парусами” можно поставить вопрос (чем?), значит “с” предлог, пишется отдельно. Третье слово, как и второе – глагол. Здесь пишем по правилу, значит “о” приставка.
Задание 2: (о, об) Юле, (о, об) семье, (о, об) утре
Ответы:
- о Юле и об Юле
- о семье и об семье
- о утре и об утре
У: - Как вы думаете, почему во втором задании разногласий больше, чем в первом?
Д: (Бурное обсуждение, но все-таки, приходят к выводу, что не знают точного ответа. )
У: Раз вы не знаете какой предлог нужно выбрать, то давайте поставим знак “?” и вернемся к нему позже.
У: - А сейчас обратите внимание на слова: (запись на доске).
яма | Дарья | прялка |
У: - Сделайте транскрипцию этих слов.
На доске записываем результат:
[й'ама], [дар'й'а], [пр'алка]
У: - Ребята, объясните, что произошло с буквой “я”?
Д: - Буква “я” дала два звука в первом и втором слове, так как йотированные буквы (я, е, ё, ю) всегда дают два звука (й'а, й'э. й'о, й'у) когда:
1. стоят в начале слова;
2. после гласного;
3. после ъ и ь знаков. И один гласный звук, плюс мягкость предыдущего согласного, когда стоят после согласной буквы (как в слове “прялка” [р'а]).
У: - Молодцы. Давайте, используем эти знания при выполнении следующего задания.
Задание: Разбить по сходным признакам данные слова (работаем в группах): о семье, о доме, о якоре, об утре, о ёлке, об этом, об озере, о родине, о ели, об Ире, об овце, о ёжике.
После обсуждения представитель каждой группы выходит к доске и записывает результат. Затем группы объясняют свои ответы. В результате обсуждения приходим к одному варианту:
I. гр. (“о” перед )
о семье, о доме, о родине
II. гр. (“о” перед [й' O])
о якоре, о ёлке, о ели, о ёжике
III. гр. (“об” перед O)
об утре, об этом, об озере, об Ире, об овце
У: - Итак, вы разделили все слова на три группы, а что общего между этими группами?
Д: - Грамматическое значение, все слова записаны в предложном падеже.
У: - Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. Подумайте, почему в одних случаях употребляется предлог “о”, а в других “об”? Как обосновать этот выбор?
Если ответ вызывает у детей затруднения, ведем наблюдение за звуковой формой предлога и начала слова. Приходим к выводу:
предлог “о” пишется перед словом, начинающимся на согласный звук; предлог “об” - перед словом, начинающимся на гласный звук.
Составляем модель: и в задании 2 выбираем правильные варианты.
III. У: - Ну вот, мы с вами и пришли к одному мнению, вывели закономерность и закрепили ее моделью. А как вы думаете, зачем нужно различать, когда какой предлог выбирать?
Д: - Для того чтобы наша речь была грамотной красивой звучной.
У: - Ребята, готовясь к уроку, я обнаружила, что в учебниках русского языка для 3–4 классов нет объяснения, как правильно употреблять предлог “о, об” в речи. И у меня возникла идея. А что, если вы сами придумаете такое объяснение и станете авторами этого правила. А чтобы оно легко запоминалось, запишем его в стихотворной форме.
Дети работают в группах и сочиняют стихотворения. Все они записываются в классную книгу. Вот что получилось:
1.
Падеж предложный нам опасен.
Секрет есть у него в запасе.
Предлог то “о”, то “об”.
Вниманье! Не спеши!
Сначала вспомни правило,
Ну, а потом, пиши!
2.
Если “й” закрался в слог,
То тогда мы пишем “об”.
3.
Если гласный пред тобой,
Пишем “о” само – собой.
4.
Перед гласным пишут “об”,
Об этом знаю точно.
А перед согласным пишут “о”,
Скажу вам даже ночью.
VI. Работа в парах (решение практических задач).
У: - А теперь, давайте, применим ваше правило на практике, поработаем в парах.
Задание: Выбери предлог “о” или “об”
- Ребята читают рассказы …(белка, ёлка, аист).
- Собака облизнулась и подумала (о, об) … .
- (О, Об) … часто пишут в газетах.
- Много книг написано (о, об) … .
Фронтальная проверка.
Домашнее задание: Из художественного произведения выписать четыре предложения, в которых употребляется предлог “о, об”.