Из опыта работы. Решение геометрических задач в рамках подготовки к ЕГЭ

Разделы: Математика


1. Состояние преподавания геометрии в школе

Введение новой формы экзамена (в форме ЕГЭ) разделило образовательную общественность на два, а то и на три лагеря, которые за или против данной формы экзамена. Я не могу отнести себя ни к одной из этих групп, я – учитель-практик, и моя задача – подготовить всех учащихся к экзамену. И вот, готовя учащихся к математике, а не отдельно к алгебре и началам анализа, я увидела, что у учащихся формируется целостное представление математики, проявляется интерес к предмету, формируется осознанная мотивация изучения предмета.

Однако именно при подготовке к экзамену в форме ЕГЭ очень ярко видны пробелы изучения геометрии в школе.

Преподавая много лет в старших классах, я увидела, что учащиеся имеют очень большие затруднения в изучении геометрии. На экзаменах по математике задача по геометрии является самым трудным заданием. Окончив 9 классов и изучив планиметрию, ученик должен, казалось бы, уметь решать любую задачу в данном курсе. Однако учащиеся не только не умеют решать задачи, даже боятся за них браться. Я не могла согласиться с таким положением дел. Мне было бы очень обидно терять баллы на этих задачах.

Помочь учащимся можно было бы, заинтересовав их изучением геометрии и организовав их деятельность таким образом, чтобы был результат.

Проанализировав задачи в ЕГЭ, можно сказать, что в преподавании геометрии в школе очень много изучается как бы вскользь, чуть затрагивая свойство или даже теорему.

К таким моментам можно отнести, например, свойство биссектрисы угла в треугольнике.

Биссектриса угла в треугольнике делит противоположную сторону на отрезки, пропорциональные сторонам угла, из которого проведена данная биссектриса. В учебнике геометрии Л.С. Атанасяна ни слова не сказано об этом свойстве, даже в задачах не упоминается. К слову сказать, учебник совсем не плохой, по сравнению с учебником геометрии Погорелова А.В. Однако на экзаменах в форме ЕГЭ в заданиях по геометрии 2004 и 2005 года дается задача именно на данное свойство. В варианте 60 2005 года приведена задача по геометрии: В прямоугольном треугольнике АВЕ с прямым углом Е проведена биссектриса ВТ, причем АТ = 15, ТЕ = 12. Найдите площадь треугольника АВТ. Данная задача именно на свойство биссектрисы. В варианте 74 2005 года задача по геометрии: В прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С проведена биссектриса ВК. Найдите площадь треугольника АВК, если площадь треугольника АВС равна 21, а синус угла А равна 0,4. Данная задача также на свойство биссектрисы.

Для хорошего результата по ЕГЭ на данное свойство следует обратить особое внимание. Кроме данного свойства, такая же судьба у некоторых других свойств и признаков. Например: свойство четырехугольника, описанного окружностью, и четырехугольника с вписанной окружностью. У четырехугольника, в который вписана окружность, суммы противоположных сторон равны. У четырехугольника, около которого описана окружность, сумма противоположных углов равна 180 градусам. Я также считаю, что свойство длин касательных, проведенных из произвольной точки к окружности, также недостаточно подтверждена задачами. Конечно, учитель для того и находится в классе, чтобы должным образом организовать работу в классе. Необходимо постоянно повторять, контролировать, организовывать взаимопроверку и самопроверку на уроках и во внеурочное время, чтобы вызывать постоянный интерес к решению задач.

2. Технология решения планиметрических задач по геометрии на уроках в 10–11-х классах

Работая над данной проблемой, у меня сложилась определенная система, которая позволяет:

  • сформировать целостное понятие геометрии на плоскости;
  • повысить мотивацию изучения геометрии;
  • повысить качество знаний;
  • повысить уровень образовательного процесса в целом.

Начиная каждый урок геометрии, я начинаю его с повторения. В 10-м и 11-м классе решают задачи на планиметрию. Всю программу по планиметрии я разбила на блоки.

  • 1 блок – треугольники и их элементы;
  • 2 блок – четырехугольники и их элементы;
  • 3 блок – площади многоугольников;
  • 4 блок – окружность и ее элементы;
  • 5 блок – хорды, секущие и касательные;
  • 6 блок – векторы, метод координат на плоскости.

Блок включает систему знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых знания учащихся оцениваются, и стандарты, в соответствии с которыми проходит обучение и оценка. Сам по себе модуль не является учебной программой или планом. Приведу пример изучения 1-го блока. Этапы блока:

1 этап – повторение необходимых теоретических знаний:

  • виды треугольников (равносторонний, равнобедренный, прямоугольный);
  • элементы треугольника и их свойства ( медиана, биссектриса, высота, проекции катетов);
  • теорема Пифагора;
  • теорема косинусов;
  • теорема синусов;
  • средняя линия треугольника;
  • подобие треугольников.

Для 10–11-классников этот материал не трудный, но, учитывая, что он занимает на уроке от 8 до 10 минут, он является очень важным именно для подготовки учащихся к решению планиметрических задач на ЕГЭ.

2 этап – решение простейших задач и контроль в группах и в парах; работа по дидактическому материалу;

3 этап – решение нестандартных и трудных задач. Такие задачи приносят огромную пользу. Решение одной трудной задачи заменяет решение многих простейших задач, но на данном этапе это продиктовано реальной потребностью. На данном этапе контроль осуществляется в основном учителем.

4 этап – предварительный контроль. Так как данный материал на уроке не основной, то и проверка несколько затруднена. В контрольные, самостоятельные по основной теме я добавляю последним пунктом задачу из курса планиметрии.

5 этап – погружение; данный этап проходит на каникулах. За неделю до каникул каждый учащийся получает свой вариант задач и начинает его решать. В варианте содержится 20–25 разнообразных задач. Решив все задачи, учащийся приобретает навыки самостоятельного решения задач, уходит страх перед экзаменом, появляется интерес к геометрии.

Роль учителя – подобрать таким образом теоретический и практический учебный материал, чтобы он был направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивал системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе. При такой организации учебного процесса все участники оперируют одинаковыми понятиями. Данная технология обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и блочности.

Теоретическая значимость и новизна данной технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: цель, принципы, способность проектирования содержания обучения, система задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и система контроля и оценки учебных достижений.

Цель – активизация самостоятельности учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация цели позволит:

  • повысить мотивацию обучения;
  • повысить качество знаний;
  • сформировать интерес учащихся к геометрии.

3. Пример практического варианта при погружении

Вариант 20

1. Угол ВАС при основании АВ равнобедренного треугольника АВС равен 50o. Высоты треугольника пересекаются в точке О.
Вычислить АОВ.

2. Высота равностороннего треугольника равна 5 см. На одной из его сторон дана точка, расстояние от которой до другой стороны равно 3 см. Найти расстояние от этой точки до другой стороны.

3. Сумма двух углов параллелограмма равна 100o. Вычислите углы параллелограмма.

4. Острый угол прямоугольной трапеции равен 45o. Определить ее среднюю линию, если меньшая диагональ и большая боковая сторона равны между собой и меньшее основание равно 12 см.

5. Средняя линия равнобедренной трапеции равна 18 см, отношение оснований равно 1 : 5. Определить высоту трапеции, если ее боковая сторона равна 15 см.

6. Сумма длин диагоналей квадрата равна 16 см. Найти площадь прямоугольника, если одна его сторона на 3 см меньше другой, а периметр равен периметру квадрата.

7. Одна сторона прямоугольника на 2 см меньше другой, а его площадь равна 35. Найти площадь квадрата, периметр которого равен периметру данного прямоугольника.

8. Найти площадь равнобедренного треугольника, если высоты, опущенные на его основание и боковую сторону, соответственно равны 5 и 6.

9. Диагонали равнобочной трапеции взаимно перпендикулярны, а площадь равна 4. Определить высоту трапеции.

10. Около окружности описана равнобедренная трапеция с тупым углом 120o и периметром 36. Найти ее площадь.

11. В равнобедренном треугольнике основание равно 30, а боковая сторона – 39. Определить радиус вписанной окружности.

12. В равнобочную трапецию, площадь которой равна 20, вписана окружность радиуса 2. Определить стороны трапеции.

13. В параллелограмме острый угол равен 60o. Найти стороны параллелограмма, если его периметр равен 22, а меньшая диагональ равна 7.

14. В трапеции АВСД Д=АСВ. АС – биссектриса угла А. Определить диагональ АС, если средняя линия трапеции равна 8, а основания относятся как 3: 5.

15. В равнобедренном треугольнике центр вписанной окружности делит высоту в отношении 17: 15. Основание равно 60. Найти радиус этой окружности.

16. В равнобедренном треугольнике основание равно 16, а боковая сторона – 10. Определить радиусы вписанной и описанной окружностей и расстояние между их центрами.

17. Найти площадь правильного восьмиугольника со стороной 8 см.

18. АВ – диаметр, АС – хорда, АД – ее проекция на диаметр АВ. Найти радиус, если АС = 12, АД = 4.

19. В прямоугольном треугольнике биссектриса прямого угла делит гипотенузу в отношении 3 : 4, радиус вписанного круга равен 7. Найти стороны треугольника.

20. Центр вписанной окружности делит высоту равнобедренного треугольника, опущенную на основание, на отрезки 5 и 3, считая от вершины. Найти стороны треугольника.

21. Около равнобедренного треугольника, боковая сторона которого вдвое больше основания, описана окружность радиуса 1. Найти радиус окружности, вписанной в этот треугольник, и расстояние между центрами вписанной и описанной окружностей.

22. При каком значении С векторы (С; 2) и в (18; С) коллинеарны и одинаково направлены?

23. Найти основание трапеции, если ее площадь равна 144 см2, а основания относятся как 4: 5 и высота равна 16 см.

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

1000

2,3

1300,500

18

9

61,75

36

18,75

2

140,29

36,4

 

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

2,8,5

3 и 8

7,74

7,5

2 2/3,

8 1/3,

5

309,0

18

21, 28, 35

10,

10,

12

0,375

0,5

6

8 и 10

4. Результаты погружения:

Ф.И. учащегося 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть ГОДОВАЯ
Александров

4 / 78%

4/ 80%

5 / 89 %

5 / 85%

5 / 83%

Воробьева

4 / 71%

3 / 51%

4 / 75%

4/ 76%

4 /68%

Глушак

4 / 72%

4 / 76%

4/ 76%

4 / 75%

4 /75%

Жирков

5 / 87%

5 / 81%

5/ 83%

5 / 89%

5 /85%

и т.д. …

5. Результаты ЕГЭ в решении задач по геометрии:

2001 уч. год

2002 уч. год

2003 уч. год

2004 уч. год

2005 уч. год

41%

45%

63%

71%

 

В итоге проделанной работы учащиеся показали следующие результаты на экзаменах по математике в форме ЕГЭ:

  2001 уч. год 2002 уч. год 2003 уч. год 2004 уч. год
Качество знаний

82%

100%

100%

100%

Средний балл

3,8

4,4

4,4

4,6