Цель урока: развитие логического алгоритмического и системного мышления.
Задачи: обучать классификации (на уровне выделения признака), обучать формальным логическим рассуждениям, воспитывать культуру мышления.
Оборудование: жидкость во флаконе, пустой флакон; счётные палочки у каждого ученика.
Организационный момент, приветствие.
Повторение уже изученного:
(на доске глоссарий)
- ИНФОРМАЦИЯ
- ИНФОРМАТИКА
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ
- ИНФОРМИРОВАТЬ
Учащиеся объясняют собственное понимание смысла слов, делают вывод: информатика включает в себя все эти слова, т. к. это “наука о свойствах информации, способах её хранения и передачи, преобразования и использования” (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”, 1999).
Проверка домашнего задания: стр. 5 № 8.
- По какому признаку раскладывали предметы в мешки? (По цвету. )
- Что положили в правый (левый) мешок? Почему?
- Что могло не войти ни в один мешок? Почему?
- Бывают ли другие признаки распределения предметов на группы? Какие?
Выход на тему урока(предметная деятельность):
Выложите с помощью счётных палочек на парте фигуры.
1 палочка – треугольник, 2 палочки – квадрат, 3 палочки – пятиугольник.
- Что общего у фигур? Чем они отличаются? (Формой. )
Предъявление темы урока на доске: ФОРМА.
Работа по теме урока: учебник стр. 6.
№ 9 повторение названий фигур, поиск заданных форм в окружающей обстановке – актуализация имеющихся знаний.
№ 10 выявление соответствия по форме.
- Что соединили? Почему? – проговаривание нового знания.
№ 11 самостоятельная работа на установление закономерности (одна форма – один цвет). Проверка с помощью кассы цифр и “ключа” на доске.
1 Форма | - Сколько овалов? кругов? |
2 Цвет | - Сколько треугольников? прямоугольников? |
3 Размер | - Сколько квадратов? |
№ 12 рисование с проговариванием – развитие пространственной ориентации, закрепление материала урока.
№ 13 анализ образцов, сравнение.
Проверка с помощью кассы цифр и “ключа” на доске.
- Что общего? Чем отличаются? Какой признак неизменный?
№ 14
а) самостоятельно, проверка – устно, коллективно;
б) коллективный поиск лишнего с перебором и обсуждением всех вариантов.
Обобщение по изученному материалу: ученики делают вывод, что форма – это свойство предметов, им обладают все тела.
Расширение представлений учащихся о форме предметов. Опыт.
- Какую форму имеет жидкость внутри бутылки? (Форму бутылки. )
- Что произойдёт с формой жидкости, когда перельём жидкость в бутылку иной формы? (Изменит форму. )
Проблемный вопрос: имеет ли жидкость форму? (Высказывания учеников. )
Учитель: тела, не обладающие формой, называют АМОРФНЫМИ ТЕЛАМИ.
- Подчеркните в этой записи те буквы, которые есть в теме нашего урока – ФОРМА.
Итог урока подводят учащиеся: рассказывают, о чём узнали на уроке, какой вид работы заинтересовал, как будут использовать новые знания.
Домашнее задание: найти в окружающей обстановке примеры тел, имеющих форму и не имеющих её.