Учебник: Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс.
Оборудование: Плакат с планом “местности”; ворота из ватмана; картонный замок и ключ; весы с чашами; карточки для устного счёта с примерами и теоретическими вопросами; карточки с лабиринтом (для каждого учащегося); карточки со словами “сумма”, “произведение”, “частное”, “разность”; карточки с задачей (одна на парту), карточка с тестом, ларец со сладостями.
Подготовительный этап
На доску вывешивается плакат, поверх которого крепятся ворота с замком, за воротами крепится плакат с планом сказочной местности. На парте у каждого учащегося лежит карточка с лабиринтом и карточка с одним из слов “сумма”, “произведение”, “частное”, “разность”, лист с условием задачи, карточка с тестом.
Ход урока
1. Учитель. Мы изучили деление натуральных чисел, свойства деления, решили множество задач, и поэтому мы достойны раскрытия главной тайны страны “Деление”. Какой? Для этого нам необходимо преодолеть нелегкий путь по стране. И первое, что нам предстоит – открыть эти ворота. Ключ лежит на чаше ВЕСОВ, надо на другую чашу сложить наши знания, чтобы они перевесили ключ, тогда мы возьмём его и откроем замок.
Учитель фронтально работает с классом. Повторяются свойства и вычисляются примеры, по мере решения которых карточки складываются на чашу весов. В итоге чаша знаний перевешивает, и ворота успешно открываются.
2. Учитель. Вашему взгляду раскрылись просторы этой необычной страны. Вдалеке виднеется заветный ларчик. А прямо на входе лес, “НЕПРОХОДИМЫЙ ЛЕС НАУК”. Он расступится только перед тем, кто уверенно решает даже самые сложные примеры. На каждой ёлке написан порядковый номер примера.
Учащиеся выходят по одному к доске, вынимают для себя елку с номером и решают соответствующий пример.
Вычислите наиболее удобным способом:
(1200·37):12;
2) (55·50):11;
3) (210+33):3;
4) (25·360):90;
5) (500-15):5
3. Лес расступился, а дорога знаний ведёт нас к РЕКЕ ОШИБОК. Никто не хочет намокнуть в этой реке. Наверное, мы и не намокнем, ведь есть же мост. Да! Но у моста, оказывается, не хватает досок. Доски мы получим только в том случае, если решим задачу. Ответ к этой задаче как раз и будет состоять из этих трёх частей.
Задача. Надоело Винни-Пуху просить мёд у диких пчел, и решил он завести своих. Отгородил в лесу m участков, на каждом участке поставил k ульев, и расселил всех своих пчёл по этим ульям. Во всех ульях пчел оказалось поровну. Сколько пчел живёт в каждом улье, если всего у Винни-Пуха 2400 пчёл. Составьте формулу и решите задачу при k=5, m=4; k=3, m=8.
4. После такого трудного перехода нас ожидает ПРИВАЛ.
Учитель показывает карточки с числовыми и буквенными выражениями. Если у учащегося есть карточка с соответствующим действием, то он встает. Обязательно присутствуют выражения со “скрытым” произведением 15f или 2d+3m. Последнее выражение содержит все действия. Можно давать дополнительные задания, например, “Сядьте те, чьё действие выполняется первым, вторым, последним”.
5. На нашей дороге КАМЕНЬ, на котором написано: “Направо пойдёшь – в лабиринте заблудишься. Налево пойдешь – в болоте завязнешь”. Что мы выбираем? В любом случае учащимся предлагается найти путь, заштриховав клетки с результатами, оканчивающимися на ноль. Легенды различные. В случае лабиринта: “Мы идем по лабиринту, везде колючие стеклянные стенки, их не видно в темноте. Но мы знаем, если наступать на клетки с результатом, оканчивающимся нулем, то мы быстро выйдем из лабиринта”. В случае болота: “Большое топкое болото, На нем много кочек. Какие-то кочки проваливаются, а какие-то устойчивые. Какие? Те, на которых выражения со значением, оканчивающимся нулем”.
Найди свой путь | ||||
В Ы Х О Д | ||||
25·8·9 | 9·14·9 | 12·13·7 | 84·3·2 | 92·29 |
4·6·5 | 23·200·3 | 5·5·2 | 6·87·3 | 711·5 |
15·9·3 | 42·87 | 20·3·9 | 25·7·4 | 17·8·2 |
6·63·1 | 44·4·4 | 33·11 | 53·6·5 | 3·51·4 |
75·7·9 | 2·51·5 | 10·11·23 | 8·61·5 | 12·13 |
5·7·13 | 1000·21·6 | 652·27 | 8·3·9 | 76·2·43 |
В Х О Д |
Найди свой путь | ||||
В Ы Х О Д | ||||
25·8·9 | 9·14·9 | 12·13·7 | 84·3·2 | 92·29 |
4·6·5 | 23·200·3 | 5·5·2 | 6·87·3 | 711·5 |
15·9·3 | 42·87 | 20·3·9 | 25·7·4 | 17·8·2 |
6·63·1 | 44·4·4 | 33·11 | 53·6·5 | 3·51·4 |
75·7·9 | 2·51·5 | 10·11·23 | 8·61·5 | 12·13 |
5·7·13 | 1000·21·6 | 652·27 | 8·3·9 | 76·2·43 |
В Х О Д |
6. Вот и заветный ларчик. Но что это? Нужен какой-то ШИФР. Шифр – это верные варианты ответов на тест. Вперед! Мы уже у цели.
Вариант 1 | ||||||||||
№ | Вопрос и варианты ответа | Верный ответ | ||||||||
1 | Найдите корень уравнения 270:k=30. | |||||||||
a) 90; | б) 9; | в) 30; | г)3. | |||||||
2 | Общий вид правила для равенства 1000:1=1000. | |||||||||
a) a:a=1; | б) a:1=1000; | в) a:1=a; | г) 0:a=1. | |||||||
3 | Решите уравнение 0:m=14. | |||||||||
a)14; | б) 0; | в) любое число; | г) корней нет. | |||||||
4 | Как называется результат деления? | |||||||||
a) делимое; | б) разность; | в) частное; | г) делитель. | |||||||
5 | Решите уравнение 333:x=111 | |||||||||
a) 3; | б) 333; | в) 1; | г) корней нет. | |||||||
Вариант 2 | ||||||||||
№ | Вопрос и варианты ответа | Верный ответ | ||||||||
1 | Найдите корень уравнения 240:k=80. | |||||||||
a) 30; | б) 3; | в) 80; | г)8. | |||||||
2 | Общий вид правила для равенства 3000:1=3000. | |||||||||
a) a:a=1; | б) a:1=3000; | в) a:1=a; | г) 0:a=1. | |||||||
3 | Решите уравнение 0:x=25. | |||||||||
a)25; | б) 0; | в) любое число; | г) корней нет. | |||||||
4 | Как называется результат деления? | |||||||||
a) сумма; | б) делимое; | в) частное; | г) делитель. | |||||||
5 | Решите уравнение 555:m=111 | |||||||||
a) 5; | б) 555; | в) 1; | г) корней нет. |
Вопросы составлены таким образом, что у обоих вариантов получается одинаковый буквенный шифр “БВГВА”
7. ЛАРЕЦ открыт. Вот она – главная тайна страны “Деление”, но она написана математическим языком, везде только буквы, цифры и знаки действий. А мы понимаем математический язык? Давайте проверим. Математический диктант.
- сумма чисел a и b;
- удвоенная сумма чисел a и b;
- половина суммы чисел a и b;
- произведение суммы чисел 7 и f и разности этих же чисел;
- полу произведение 8 и k;
- частное от деления разности чисел c и d на их произведение;
- утроенная разность чисел m и n;
- пятая часть от суммы 10 и t.
8. ГЛАВНАЯ ТАЙНА СТРАНЫ “ДЕЛЕНИЕ”. В средние века были известны четыре действия: сложение, умножение, вычитание и деление. Деление в то время считалось самым сложным действием, и тех, кто его освоил, почетно звали “Магистрами Деления” и советовались с ними по важным вопросам. Все жители этой страны хранят ужасную тайну: действие деление – не самое сложное, и не последнее в изучении математики. Дальше Вам встретится действие третьей ступени. Да! Им тяжело это признать. Но они верят, что те, кто освоил деление, никогда про него не забудут, будут с почтением соблюдать заповеди страны. Они присваивают всем Вам звание “Магистр Деления”. Дарят сладкие призы. И желают успехов в изучении новых действий.