Классный час, разработанный на основе нейролингвистического программирования. Тема урока: "Доброта начинается с детства"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.
  • Развивать умения отличать плохое от хорошего.

Ход урока

Маркировка начала занятия.

Звучит музыкальный фрагмент. Чайковский “Времена года”.

Учитель. Метафора “Все в твоих руках”.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

 Показ на плакат: “Добрые дела красят человека”.

Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о доброте. Создаём хорошее настроение. Улыбнитесь.

Скажите добрые слова друг другу. Продолжаем создавать нашу “Азбуку хороших слов”. Сегодня вспомним хорошие, добрые слова на букву “Д”.

Ученики. Добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.

Учитель. Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте. Как вы понимаете это слово?

Ученики. Доброта проявляется в поступках.

Учитель. Приведите примеры доброго отношения людей.

Высказывания детей.

Ученики. Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.

Учитель. Какие добрые поступки совершили вы?

Ученики. Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, собирали макулатуру, собирали вещи для приюта, починил парту, ухаживаем за цветами.

Учитель. А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?

Ученики. МАМА.

Учитель. Как она заботится о вас?

Высказывания детей.

Учитель. Почему говорят: “Около солнца - тепло, около матери – доброта”?

Высказывания детей.

Учитель. А как вы заботитесь о своей мама? Как помогаете ей в домашних делах?

Высказывания детей.

Учитель. До прихода родителей с работы можно выполнить очень много домашних дел: привести в порядок квартиру, вымыть посуду, купить в магазине продукты, постирать рубашку или кофточку, отгладить школьную форму, почистить ботинки, сходить в детский сад за младшим братом или сестрой. Какая радость отразиться в глазах матери, отца, если вы дети своевременно и по собственной инициативе возьмётесь выполнять часть общих домашних дел.

Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.

А теперь поиграем. Игра называется “Собери пословицы и поговорки”. Объясни значение.

Добрые дела красят человека
Делать добро спеши
Без добрых дел нет доброго имени
Жизнь дана на добрые дела
Злой не верит что есть добрые люди
Скромность каждому к лицу
Скромность украшает человека
За добро добром и платят

Учитель. А если не заплатили, тогда как поступить?

Высказывания детей.

 Учитель. Пословица – это краткое народное изречение, народная мудрость, а басня это краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.

Инсценировка басни.

Автор. Спросила молния у солнца:

Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

Солнце. Они любят тепло и ласку.

Молния. От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!

Солнце. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.

Учитель. Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

Высказывания детей.

Учитель. Послушайте ещё одну басню. Она записана на магнитофонной ленте.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пушу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно? Что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Учитель. Кто из героев сказки вызывает ваши симпатии, а кто нет?

Высказывания детей.

Учитель. В чем нравоучительный смысл сказки? Чему учит сказка?

Высказывания детей.

Вывод. Не делай зла, будь добрым.

Анкета. На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”.

  1. Можно ли человека заставить быть добрым?
  2. Можно ли стать добрым на время?
  3. Нужно ли быть добрым к любому человеку?
  4. Легко ли быть добрым?
  5. Есть ли у вас желание делать добрые дела?

Учитель. У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми нужно отвечать добром.

Ученик. А. Барто. Как Вовка стал взрослым.

На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка – добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у всех прощенья.
За плохое обращенье.

А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,
Он решил – ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей
Дергал кошек за хвосты.

Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
- Берегись, не то убью! -
Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой,
В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше
Затаившись не дыша.
Лишь бы только не услышать
“Вовка – добрая душа”

Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.

Учитель. Спешите делать добро! Во фразеологическом словаре я нашла это выражение. В словаре написано “Старайтесь каждый день приносить людям пользу”. Эти слова принадлежат врачу Ф. Газу (1780-1853). На постаменте памятника доктору Газу, установленного в Москве высечен призыв “Спешите делать доброе дело”.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать: “Я делаю нужное дело, приношу пользу людям”.

Рефлексия.

Звучит музыкальный фрагмент.

Учитель. И так, как на смену зиме приходит весна, так и внутри нас сменяют друг друга чувства и мысли, меняется внутреннее состояние. И обретя внутреннюю силу и спокойствие, вы сможете привести эту силу в ваш реальный сегодняшний день. Вы становитесь сильнее. И вы сможете удивиться, как легко быть свободным, сильным и уверенным, как легко знать, что вы способны на это.

 Литература.

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: “Вако”, 2003,240с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП Учебное пособие – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. – 240 с. Издание второе, исправленное.
  3. Казыханов В. С. Уроки нравственности: Пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей детских садов и студентов педагогических учебных заведений. – Набережные Челны: издательство “Творчество”, 2000. – 104с.