Решение графических задач с помощью геометрических тел как эффективное средство обучения и контроля на уроках черчения

Разделы: Математика, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Важнейшим звеном при изучении курса черчения в общеобразовательной школе является:

  • развитие у детей образного (пространственного) мышления;
  • формирование знаний об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций;
  • формирование умений и навыков использования различных способов построения изображений на чертежах.

В процессе изучения черчения очень важно создать условия, при которых учащиеся смогут понять принципы и правила решения графических задач, не забывая о том, что главный инструмент обучения – наглядное пособие. Учитель, который создает такие условия в обучении, может с полным правом сказать, что он не только сообщает учащимся знания, но и развивает их творческие способности.

Одним из таких условий является наличие объемных геометрических тел на уроках черчения.

Для конкретной реализации этой идеи при обучении детей в общеобразовательной школе автором изготовлены пять видов деревянных гранных геометрических тел:

  1. правильная треугольная пирамида;
  2. правильная четырехугольная пирамида;
  3. куб;
  4. прямая четырехугольная призма;
  5. параллелепипед.

А так же, три вида деревянных геометрических тел вращения:

  1. цилиндр;
  2. конус;
  3. усеченный конус.

Все геометрические тела окрашены в разные цвета.

Для решения в последующем графических задач на уроках черчения в двух вариантах все геометрические тела изготовлены в двух экземплярах.

Перед уроком по решению графических задач детям разрешается брать установленные на демонстрационном столе фигуры и рассматривать их конструктивные особенности.

В процессе обучения решению графических задач на проецирование следует учитывать индивидуальные особенности учащихся: их способности, математическую подготовленность, склад мышления, интересы и др.

Решение графических задач начинается с того, что “в своем воображении” учащиеся представляют расположение геометрических тел, установленных на специальном демонстрационном столе. Из имеющихся восьми геометрических тел можно подобрать много вариантов задач различной сложности.

На первом этапе обучения детям предлагается решение простых графических задач на проецирование группы геометрических тел. Например, правильная треугольная призма и прямая четырехугольная призма (Рисунок 1) (Рисунок 2).

Рис. 1

Рис. 2

Создавая такие учебные задачи, учитель постепенно переходит от менее сложных к более сложным ситуациям.

На втором этапе обучения учащимся предлагается решение графических задач на проецирование трех геометрических тел – усеченного конуса, параллелепипеда, куба (Рисунок 3) (Рисунок 4).

Рис. 3

Рис. 4

Заключительным этапом по решению графических задач на проецирование является проведение школьной олимпиады по черчению. На ней учащимся предлагаются задачи повышенной трудности, состоящие из четырех геометрических тел – цилиндра, конуса, прямой четырехугольной призмы и куба (Рисунок 5) (Рисунок 6).

Рис. 5

Рис. 6

Использование геометрических тел при решении графических задач на проецирование дает положительные результаты и повышает интерес у детей к изучению курса черчения в общеобразовательной школе.

Используемая литература:

  1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления / Под ред. И.С. Якиманской. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
  2. Гордеенко Н.А. Черчение: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Н.А. Гордиенко, В.В. Степакова. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 262 с.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972. – 168 с.
  4. Степакова В.В. методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. для учителя /В.В. Степакова. – М.: Просвещение, 2001. – 93 с.