Использование игровых технологий на уроках информатики по теме: "Команды операционной системы". Урок-соревнование — "Интеллектуальный биатлон"

Разделы: Информатика


В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на уроках информатики используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала. В качестве примера использования игровых технологий приведу организацию последнего урока (из пяти) темы “Программное обеспечение ЭВМ. Операционная система MS-DOS”. Эта тема одна из содержательных линий базового курса информатики – линия компьютера проходит через весь курс. Операционная система – это программа- посредник между человеком и ЭВМ. Несмотря на большую популярность MS-WINDOWS, ОС MS-DOS остается актуальной в настоящее время, т.к. основные принципы MS-DOS использованы в WINDOWS, на практике работают и продолжают создаваться новые приложения, написанные для MS-DOS, принципы MS-DOS широко используются в компьютерных сетях и телекоммуникациях – самых совершенных компьютерных технологиях. Тема сложная, требующая большого внимания и ответственности при работе с информацией на ЭВМ - организации поиска, сохранения, преобразования информации, сохранения на дисках.

Тема урока: Команды DOS общесистемного назначения. Итоговое занятие по ОС.

Цели урока: Закрепление и систематизация знаний.

Тип урока:Урок закрепления и систематизации знаний и умений.

Форма проведения: Урок-соревнование - “Интеллектуальный биатлон”. Задачи урока: Проконтролировать степень усвоения основных понятий ОС и команд работы с файлами и каталогами; рассмотреть новую возможность ОС – команды общесистемного назначения, закрепить специальные умения и навыки по написанию и вводу команд.

ТСО, дидактика: путевой маршрутный лист; карточка “Зачет по теории темы “Основные понятия операционной системы MS-DOS”” , карта контроля (самоконтроля) по теме “Основные понятия операционной системы MS-DOS” (теория), справочник по основным командам MS-DOS, тест “Основные понятия и команды операционной системы MS-DOS”, карта самоконтроля по тесту, среда программирования QBASIC: программы контроля практических умений ввода команд ОС – 2 файла, написанные в QBASIC (2 варианта), система тестового контроля UNITEST1 и 2 варианта ее приложений, WORD, электронный учебник по ДОС, справочник Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. 7-е издание. 1997 г., протокол игры, бейджик “Консультант”.

Ход урока

Предварить урок можно эпиграфом: Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (Анатоль Франс)

1. Организационный момент. (3-5 мин) Объявление темы и задач урока.

Вводное слово преподавателя:

На этом уроке мы ставим перед собой задачу отработать умения управления ЭВМ с помощью команд операционной системы MS-DOS.

Урок мы проведем в форме соревнования, которое назовем “Интеллектуальный биатлон”. Биатлон - это наиболее военизированный вид зимнего спорта. Вспомним, что он состоит из 2-х частей: гонка на скорость и стрельба по тарелочкам на меткость. Исходя из того, что мы будем “бежать” на дистанцию, соответствующую 10 км, то на ней мы имеем 4 огневых рубежа: 2 стрельба из положения стоя (мишени более крупные) и 2 - из положения лежа (мишени более мелкие). Так как на каждом рубеже можно выполнять только по 5 выстрелов, то и у вас на каждом этапе будет максимум по 5 заданий. Зачет идет в личном первенстве, но не забывайте, что на дистанции с вами ваши друзья. Спортсменам на дистанции помогают консультанты (тренера), они помогут вам при затруднении с работой техники на рубеже или дистанции, (подскажут, где найти информацию или инструкцию, помогут загрузить программу и т.п.) Консультантом будет суворовец … (объявляем фамилию). Соревнование состоит из 4-х конкурсов. Но так как трасса нам не знакома, то каждый из вас получает путевой маршрутный лист (синий), где указано: количество и последовательность этапов; задание каждого этапа (что нужно сделать); отводимое на этап время; форма отчетности на каждом этапе; какие ТСО, учебные пособия и программные продукты можно использовать и как их загрузить. Оценивается каждый этап как по правильности выполнения, так и по времени, затраченному на выполнение. В конце урока судья (преподаватель или / и суворовец–консультант) подведет итоги. Удачной игры!

2. Игра “Интеллектуальный биатлон”(35 мин). Цель - закрепление знаний, отработка навыков и систематизация материала.

Разминка - “Вопрос другу” (5 мин.) Вводное слово: Эпиграфом разминки возьмем слова О. де Бальзака: “Ключом ко всякой науке является вопросительный знак”.

На бланке (с зеленой маркировкой) напечатаны, подобранные заранее вопросы суворовцев по ОС. Каждый из вас по очереди отвечает на вопрос, номер которого совпадает с номером его ЭВМ. Здесь оценивание можно провести одним из способов: либо по 1 баллу добавить каждому, за правильный ответ, или все без оценки, а анализ проводим по карте самоконтроля.

Правильность ответов оценивает консультант, который заносит баллы в протокол игры.

Предлагаемые вопросы:

  1. Имя винчестера?
  2. Из чего состоит операционная система?
  3. Что такое операционная система?
  4. Какая часть ОС отвечает за диалог с пользователем, т.е. принимает ваши команды?
  5. Какая часть ОС работает с диском?
  6. Какая часть ОС осуществляет обмен информацией с периферийными устройствами?
  7. Какая часть ОС загружает ее в ОЗУ с диска?
  8. К чему относится и что представляет собой драйвер?
  9. Сколько дорожек наносится на диск при форматировании?
  10. Какой диск называется RAM-диском?
  11. Что представляет собой запись о файле в каталоге?
  12. По какой составляющей описателя файла БДОС находит их конкретное место на диске?
  13. В виде чего наносятся дорожки на диск?
  14. На какие подразделяются команды ОС?
  15. Где хранятся внешние команды?
  16. По какому признаку при просмотре диска можно сказать, что это внешняя команда?
  17. Где хранятся внутренние команды?
  18. При помощи какой команды можно распечатать каталог диска?
  19. По какому признаку вы поймете, что ОС загружена и можно работать?
  20. Укажите имя дисковода с пятидюймовыми дисками
  21. Укажите имя дисковода с трехдюймовыми дисками
  22. К какому дисководу обращается загрузчик при начальной загрузке ЭВМ?
  23. Какой диск является загрузочным?
  24. Винчестер – это название…
  25. Электронный диск – это …
  26. Логический диск – это …
  27. Файл – это …
  28. Из каких частей состоит имя файла?

Карта самоконтроля по теме “Основные понятия операционной системы MS-DOS”

(Может быть использована консультантом).

1

С:

15

На диске в виде командных файлов

2

ПКК + БДОС + БСВВ + загрузчик

16

По типу com, exe, bat

3

Управляющая программа в машинных кодах

17

В ПКК

4

ПКК

18

Dir

5

БДОС

19

C:\>

6

БСВВ

20

В:

7

Загрузчик

21

А:

8

Часть БСВВ, т.е. программа связи с внешним устройством

22

Описанному в конфигурации (ПЗУ) ЭВМ

9

80

23

Описанный в конфигурации (ПЗУ) ЭВМ

10

Электронный

24

Жесткого диска

11

Описатель файла

25

Часть оперативной памяти

12

По карте распределения диска

26

Часть винчестера

13

Концентрических окружностей

27

Поименованная область на диске

14

Внутренние и внешние

28

Из имени файла и расширения

1 этап: “ТЕОРИЯ” (5 мин.)

Вводное слово : Эпиграфом возьмем слова “Знание есть сила, сила есть знание” (Бэкон Фрэнсис англ. философXVI-XVII). Выполняем компьютерный тест по знанию теории ОС.

Вам ЭВМ выдает по 5 вопросов из 28, выбирая их случайным образом. Предлагаемые ответы (3) внутри вопроса также тасуются. Правильный ответ может быть всего один. Вам необходимо встать при помощи клавиш управления курсором (или мышью) на нужный ответ из предлагаемого списка и нажать клавишу Enter. Оценку выставляет ЭВМ. Особое внимание обратите на технологическую карту выполнения этого задания, где указано что делать и как сделать.

Что делать

Как сделать

Загружаем тестовую систему UNITEST1

клик “мышкой” на пиктограмму на рабочем столе

Загружаем файл с вопросами по организации ОС

  • F3 (загрузить)
  • Из списка выбираем файл DOS2. ask

Выполняем тест и сообщаем результат консультанту.

F4 - выполнить

Выйти из системы тестирования UNITEST1 на рабочий стол WINDOWS

ALT + X

Каждый вопрос предполагает нумерованный перечень возможных ответов и выглядит таким образом:

1. Электронный диск – это…?

  • устройство ввода
  • часть винчестера
  • часть оперативной памяти

Содержание теоретического зачета по теме “Основные понятия ОС”

  1. Что такое файл? (Управляющая программа, поименованная область на диске, программа связи с внешними устройствами);
  2. Как наносятся дорожки на любой диск? (В виде спирали; в виде концентрических окружностей, в зависимости от типа техники)
  3. Что такое логический диск? (Часть винчестера, часть ПЗУ, часть оперативной памяти)
  4. Названием чего является винчестер? (Логического диска, жесткого диска, электронного диска)
  5. Укажите имя, назначенное по умолчанию дисководу с пятидюймовыми дисками. (С: А: В:)
  6. Укажите имя, назначенное по умолчанию дисководу с трехдюймовыми дисками. (С: А: В:)
  7. Какая часть ОС осуществляет обмен информацией с периферийными устройствами? (ПКК, БДОС, БСВВ);
  8. Какая часть ОС отвечает за диалог с пользователем, т.е. принимает Ваши команды? (ПКК, БДОС, БСВВ);
  9. К чему относится и что представляет собой драйвер? (Часть ПКК, часть микросхемы, часть БСВВ, т.е. программа связи с внешним устройством);
  10. Какая из частей ОС загружает ее в ОЗУ с диска? (БДОС, БСВВ, загрузчик );
  11. По какой составляющей описателя файла БДОС находит его конкретное место на диске? (По количеству занимаемых блоков, по имени, по карте распределения диска);
  12. Что собой представляет ОС? (Управляющая программа в машинных кодах, программа на языке программирования, самая важная часть процессора);
  13. К какому дисководу обращается загрузчик при начальной загрузке ЭВМ? (А: , В:, описанному в конфигурации ЭВМ);
  14. Сколько дорожек наносится на диск при форматировании? (70, 120, 80)
  15. На какие типы подразделяются команды ОС? (Управляющие и нет, основные и второстепенные, внутренние и внешние);
  16. Какой диск является загрузочным (С: , А:, описанный в конфигурации компьютера)
  17. Что представляет собой запись о файле в каталоге? (Описатель файла, имя, тип и количество занимаемых блоков, имя и тип);
  18. Укажите имя винчестера. (С/ , С: , D: );
  19. Из каких частей может состоять имя файла? (Из латинских букв и цифр, из имени программы и принадлежности, из имени файла и расширения)
  20. По какому признаку Вы поймете, что ОС загружена и можно работать ? (На экране появится ОК, на экране появится С:\>, по зуммеру);
  21. Где хранятся внутренние команды? (На диске в виде командных файлов, на диске не хранятся, В ПКК);
  22. По какому признаку при просмотре диска можно сказать, что это внешняя команда ? (По типу =bas=, по имени, по типу =com, exe, bat=);
  23. Какая часть ОС работает с диском? (БДОС, БСВВ, ПКК);
  24. Какой диск называется RAM-диск? (Логический, электронный, лазерный);
  25. Из чего состоит любая ОС? (Из блока обработки информации диска, из микросхем, из ПКК + БДОС + БСВВ + загрузчик);
  26. Какой командой можно распечатать каталог диска? (type, disk, dir);
  27. Где хранятся внешние команды? (В ПЗУ, на диске в виде командных файлов, в ОЗУ);
  28. Что такое электронный диск? (Такого не существует, часть винчестера, часть оперативной памяти).

Данная тестовая система предлагает для каждого ученика собственный перечень вопросов, что значительно повышает самостоятельность работы.

*** Можно использовать и другие варианты проведения тестирования по вопросам теории:

  • данный тест можно проводить при наличии времени в полном объеме, где суворовцу задаются в произвольном порядке все 28 вопросов. Тогда критерии оценки будут следующие: Оценка “5” - возможное количество ошибок -3, “4” – не более 6 ошибок, “3” – не более 14 ошибок.
  • тест можно проводить как бланковый, не привлекая ЭВМ. Все 28 вопросов разбиваются на варианты по 14 вопросов в каждом. Например:

№ варианта

1

2

3

4

№ вопросов

с 1 по 14

с 15 по 28

нечетные

четные

Критерии оценки будут следующие: Оценка “5” - 1 ошибка, “4” – не более 3 ошибок, “3” – не более 7 ошибок, “2”- больше 7 ошибок.

2 этап “СТРЕЛЬБА ПО ТАРЕЛОЧКАМ” (5 мин.) Эпиграфом к этапу служат слова А.В. Суворова “Каждый воин должен понимать свой маневр”.

Вводное слово: Нужно не только знать теорию, но и суметь применить эти знания на практике. Поэтому вам предлагается конкретная работа на ЭВМ с программой “МИШЕНЬ” в среде программирования QBASIC. Вам, в зависимости от номера вашей ЭВМ, предлагается 5 вопросов-заданий по теме “Команды DOS работы с файлами и каталогами”, где ответ не выбирается из предложенных, а вводится с клавиатуры. На экране как в реальном соревновании вам высветятся 5 мишеней и при каждом правильном ответе мишень, соответствующая номеру вопроса, будет закрашиваться. При необходимости, прежде чем приступить к работе, воспользуйтесь технологической картой (сиреневого цвета), где указана последовательность действий.

Что делать

Как сделать

Загружаем среду программирования QBASIC

Клик “мышкой” на пиктограмму на рабочем столе

Загружаем файл с заданиями по командам ОС в зависимости от № ЭВМ:

Четный номер - ZACHET. Bas

Нечетный номер - ZACHET2. Bas

  • ESC
  • клик “мышкой” на пункт ФАЙЛ в строке МЕНЮ
  • Из подменю выбираем пункт ОТКРЫТЬ
  • Из списка всплывающего меню выбираем файл ZACHET. Bas или ZACHET2. Bas в зависимости от № ЭВМ (четный или нечетный)

Выполняем тест и сообщаем результат консультанту.

    • F5 – выполнить
    • Ответ на задание вводим с клавиатуры в том же формате, что и в задании
    • Заканчиваем ввод нажатием клавиши ENTER

Выходим из среды программирования QBASIC на рабочий стол WINDOWS

  • ESC
  • клик “мышкой” на пункт ФАЙЛ в строке МЕНЮ
  • Из подменю выбираем пункт ВЫХОД

Фрагмент программы контроля по вводу команд MS-DOS “ МИШЕНЬ”.

SCREEN 12

CIRCLE (100, 50), 30, 2: CIRCLE (170, 50), 30, 2: CIRCLE(240, 50), 30, 2:CIRCLE (310, 50), 30, 2

CIRCLE (380, 50), 30, 2:LINE (100, 120)-(400, 150), 4, BF:LOCATE 9, 20: PRINT "К О М А Н Д Ы M S - D O S"

LOCATE 15, 30: PRINT "Вопрос 1":LOCATE 17, 12: PRINT "введите команду создания каталога мама":INPUT a$

IF a$ = "md mama" THEN r = r + 1: LOCATE 22, 30: PRINT "ПРАВИЛЬНО": PAINT (110, 50), 2, 2: SLEEP: GOTO 5 LOCATE 22, 30: PRINT "не ПРАВИЛЬНО": GOTO 5

5 LOCATE 26, 20: PRINT "нажмите любую клавишу": a$ = INKEY$: IF a$ = "" THEN 5

LINE (0, 200)-(640, 480), 0, BF

Вопрос

Ответ

1

введите команду создания каталога мама

md mama

2

введите команду удаления каталога мама

rd mama

3

введите команду создания текстового файла с именем vzvod.txt

copy con vzvod.txt

4

введите команду переименования каталога мама в каталог rota

ren mama rota

5

введите команду удаления файла syper.doc

del syper.doc

6

введите команду распечатки диска А:

dir A:

7

введите команду, закрывающую текущий каталог

cd..

8

введите команду создания текстового файла с именем rota.txt

copy con rota.txt

9

введите команду переименования файла rota.txt в vzvod.txt

ren rota.txt vzvod.txt

10

введите команду создания каталога papa

md papa

Оценка выставляется ЭВМ.

IF r =5 THEN PRINT "Ваша оценка отлично!"

IF r =4 THEN PRINT "Ваша оценка хорошо!"

IF r =3 THEN PRINT "Ваша оценка удовлетворительно!"

IF r <3 THEN PRINT "Вам необходимо выучить команды!"

3. этап “ ВИРУС” или “НАЙДИ СООТВЕТСТВИЕ” (5 мин.) Предварим этап словами А. Камю: “Первое дело разума – отличить истинное от ложного”.

Вводное слово : В нашу базу данных проник вирус и перепутал данные. Найдите соответствия между вопросами и ответами. Каждому из вас предлагается по 5 вопросов из карточки красного цвета “Команды ОС работы с файлами и каталогами”.

Задание (вопрос)

№ ответа

Команда

1

Распечатать диск с:

1

C:\> md kot

2

Переименовать файл рот.тхт в тор.тхт

2

C:\> cd kot

3

Закрыть каталог fff

3

C:\> copy con kira.txt

4

Удалить пустой каталог кот

4

C:\> rd kot.

5

Распечатать файл kira.txt

5

C:\> deltree kot

6

Объединить 2 файла в один

6

C:\fff> cd..

7

Войти в каталог кот

7

C:\>copy kot.txt+kit.txt more.txt

8

Создать файл kira.txt

8

C:\> ren рот.txt тор.txt

9

Создать каталог кот

9

C:\>a:

10

Перейти с диска с: на диск а:

10

C:\> type kira.txt

11

Удалить каталог кот вместе со всем содержимым

11

C:\> dir

Задание выполняется по вариантам, соответствующих номеру вашей ЭВМ.

№ ЭВМ

1,5,9, 13

2,6,10

3,7,11

4,8,12

Вопросы

1-5

6-12

Нечетные с 1-12

Четные со 2-12

Возьмите карточку – задание и выданный каждому из вас листочек для ответов (это экономит время), где указаны номера вопросов из карточки задания. Напротив номера вопроса ставим номер правильного ответа.

Критерии оценки будут следующие: Оценка “5” ставится, если нет ошибок, оценка “4” -за 1 ошибку, “3” - за 2 ошибки, иначе - “2”.

Карточка контроля к тесту “Команды ОС работы с файлами и каталогами”

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

№ ответа

11

8

6

4

10

7

2

3

1

9

5

4 этап “НАЙДИ ИНФОРМАЦИЮ” (8 мин.)

Вводное слово : Слова Аристотеля как нельзя точно отражают суть данного этапа: “…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле”. Мы знаем назначение ОС и принципы организации записи информации на диск. Умеем управлять посредством команд ОС файлами и каталогами. Но это только верхняя часть того айсберга, который называем ОС. Следующее ваше задание состоит в том, чтобы найти в справочнике и выполнить команды общесистемного назначения:

  • вывод информации о дате и установка даты в компьютере
  • вывод информации о времени и установка времени в компьютере
  • получение информации о версии DOS
  • получение информации о компьютере

За выполнения задания вы получаете максимум 3 балла. Работать можно как с компьютерным, так и с обычным учебником. При необходимости пользуемся технологической картой:

Что делать

Как сделать

Находим информацию о форматах команды общесистемного назначения:

А) Используя электронный учебник по ДОС

  • клик “мышкой” на пиктограмму на рабочем столе элект_учебник _ДОС
  • В оглавлении учебника выбрать пункт “Команды общесистемного назначения”
  • Перейти на него: клик “мышкой” на данный пункт, с одновременным нажатием клавиши CTRL;
  • Записать формат команд в тетрадь

В) Используя справочник - Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс.

  • В оглавлении учебника выбрать пункт “Команд общесистемного назначения”
  • Записать формат команд в тетрадь

Войти из WINDOWS в РЕЖИМ MS - DOS

  • клик “мышкой” на ПУСК – ПРОГРАММЫ - РЕЖИМ MS – DOS (или командная строка)

Закрыть каталог WINDOWS

С: WINDOWS > cd..

Отработать команды общесистемного назначения

Последовательно набрать команды.

Выйти на рабочий стол WINDOWS

ALT + CTRL + END и завершить задачу

5. Подведение итогов урока (5–6 мин.)

Преподаватель подводит итоги всех конкурсов, называет наиболее активных участников, проводит оценочную деятельность. Называет задание на самоподготовку, дает краткие указания по его выполнению.

Заключительное слово: И так мы достигли поставленной цели:

  • мы знаем назначение ОС и принципы организации записи информации на диск,
  • умеем управлять посредством команд ОС записью информации на диски,
  • умеем работать с различными источниками информации,
  • умеем запускать различные прикладные программы и работать в них – это:
  1. Среда программирования QBASIC
  2. Система тестового контроля UNITEST1
  3. WORD. Электронный учебник

Наш интеллектуальный биатлон достиг финиша.

Каждый из вас знает свои результаты. (Можно предоставить слово консультантам). Исходя из этого, вы должны на самоподготовке ликвидировать пробелы в знаниях. Этот материал служит основой управления ЭВМ и последующего учебного материала всех трех курсов. На каждом уроке мы, так или иначе, будем на него опираться. Победители ВСЕ, так как каждому из вас пришлось состязаться в первую очередь с самим собой. Наградой победителям сегодня – хорошие отметки и в их честь звучит гимн. Сегодня это шуточный гимн ДОС.

Вывод: Смена форм и видов деятельности, разнообразие дидактического материала, оптимальный контроль каждого задания позволят закрепить и систематизировать знания всех категорий учащихся при работе с информацией на ЭВМ.