Подготовка высококвалифицированных работников для предприятий железнодорожного транспорта осуществляется в учебных заведениях разного уровня - локомотивных школах, техникумах и вузах. Структура профессионального образования включает профориентацию, отбор и прием абитуриентов в учебные заведения, профессиональную подготовку в процессе обучения и на производстве, а также профессиональную адаптацию студентов.
Саратовский техникум железнодорожного транспорта готовит специалистов для железных дорог России. В нем существуют следующие направления подготовки специальности:
- Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте (шифр 190701);
- Автоматика и телемеханика на транспорте (шифр 220204);
- Электроснабжение (шифр 140212);
- Эксплуатация средств связи (шифр 210407);
- Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (шифр 270204);
- Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (шифр 190304).
Цель профессиональной адаптации - формирование у будущих специалистов ответственного отношения к избранной профессии, освоение умений и навыков, выработка творческого отношения к трудовой деятельности.
Для достижения этой цели необходимо установить генетическую (межпредметную) связь общеобразовательных дисциплин и спецпредметов железнодорожных специальностей.
Многим преподавателям известна китайская пословица “Скажи мне — я забуду. Покажи мне — я запомню. Вовлеки меня — я пойму”. И установлено, что эффективность обучения повышается в процессе изменения характера деятельности с репродуктивно-поискового до творчески-деятельного.
Для развития у студентов познавательного интереса к изучению химии необходимо совершенствование методики обучения, т.е.:
- при изучении каждой новой темы показывать значение изучаемых вопросов на предприятиях железнодорожного транспорта;
- дифференцировать обучение, учитывая уровень познавате-льных способностей студентов;
- применять учебные фильмы для раскрытия сущности химических процессов;
- способствовать формированию у студентов самостоятельно приобретать знания из различных источников;
- использовать химические реактивы для демонстрации химических свойств соединений.
С учетом этого мною разработана и апробирована программа курса химии с учетом принципов междисциплинарности, гуманистической направленности, единства теоретических и практических видов деятельности.
Данная программа руководствуется правилами:
- чем интереснее и разнообразнее форма подачи материала, тем проще он закрепляется и дольше сохраняется;
- чрезвычайно эффективны в обучении наглядно образные компоненты восприятия;
- важным в обучении студентов является не объемы знаний, а способы их получения и возможности их оперативной обработки;
- методика обучения должна соответствовать возрастным особенностям студентов.
Тематика самостоятельной работы (270204,190304).
Наименование разделов и тем (количество часов) | Вид самостоятельной работы (количество часов) | Содержание самостоятельной работы |
1 | 2 | 3 |
1.1 Основные понятия и законы химии (10 часов) | Изучение дополнительного материала, решение задач и упражнения, тестирование (контрольная работа по вариантам). (3 часа) | Решение теоретических и
экспериментальных задач по вопросам: - классы неорганических соединений; - периодическая система элементов Д.И.Менделеева; - типы химических связей и химических реакций |
1.2 Повторение основ теории электролитической диссоциации (20 часов) | Изучение дополнительного материала, решение вариативных задач и упражнений, лабораторные работы №1-2, решение экспериментальных задач, контрольная работа по теме, зачет по неорганической химии (6 часов) | Решение теоретических и
экспериментальных задач по вопросам: диссоциация кислот, солей, оснований; реакции ионного обмена; гидролиз солей, электролиз солей; коррозии металлов; способы защиты изделий от коррозии; особенности коррозии на железной дороге |
2.1 Теория химического строения органических соединений (6 часов) | Изучение дополнительного материала, решение вариантов задач и упражнений, составление молекулярных и структурных формул органических соединений, контрольная работа по теме (1 час) | Решение теоретических и
экспериментальных задач по вопросам: -понятие об органических веществах; -теория А. М. Бутлерова; -свойства органических веществ; -функциональные группы органических соединений |
2.2 Углеводороды (24 часа) | Изучение дополнительного материала, решение вариативных задач и упражнений, составление химических уравнений, лабораторные работы №3 и №4, решение экспериментальных задач, зачет за 1 семестр (7 часов) | Строение, получение и химические
свойства:: -предельных углеводородов; -непредельных углеводородов; -ацетиленовых углеводородов; -полимеров, каучуков; -ароматических углеводородов; -производные полимеров, каучуков и аренов на предприятиях железнодорожного транспорта |
2.3 Природные источники углеводородов (8 часов) | Изучение дополнительного материала, решение вариативных задач и упражнений, составление уравнений процесса крекинга нефти, Контрольная работа по теме (3 часа) | Решение теоретических и
экспериментальных задач по вопросам: -нефть, перегонка нефти; -крекинг нефти; –коксохимическое производство; -виды топливо; -смазочные масла, применяемые при эксплуатации подвижного состава |
2.4Кислородосодержащие органические вещества. (32 часа) | Самостоятельная работа с учебниками, изучение дополнительного материала, решение задач и упражнений, составление химических уравнений, лабораторные работы №5 - 7, решение экспериментальных задач, отчет по теме, тестирование “АИСТ” (9 часов) | Строение, получение и химические
свойства: одноатомных спиртов; многоатомных спиртов; ароматических спиртов ; альдегидов; карбоновых кислот; сложных эфиров; углеводов; искусственные волокна, применяемые на предприятиях железнодорожного транспорта; перевозка опасных грузов |
2.5 Азотосодержащие органические вещества (12 часов) | Изучение дополнительного материала; решение задач и упражнения, самостоятельная работа с учебником, составление химических уравнений, лабораторная работа №8, генетическая связь классов органических соединений (3 часа) | Строение, получение и химические
свойства: -аминов; –аминокислот; -белков; -применение аминокислот в отраслях железнодорожного транспорта; -денатурация белка |
2.6 Обобщение знаний по органической химии (6 часов) | Изучение дополнительного материала; повторение классов органических соединений, процессов, применяемых на железнодорожном транспорте, конференция, зачет за 2 семестр (2 часа) | Составление схем важнейших химических процессов, применяемых на железнодорожном транспорте, установление генетической связи между классами органических соединений |
Во время преподавания курса отмечается повышение интереса студентов к проблемам химии, востребованность химических знаний в будущей профессиональной деятельности.