Тема урока: "Нахождение части числа" (урок "открытия" нового знания)

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока

  • Учить искать часть числа, выраженную дробно.
  • Закреплять навыки решения текстовых задач, составленных уравнений, повторить формулу работы, сравнение дробей.
  • Развивать речь, мышление, сообразительность, интерес к математике.

Оборудование урока

1. Опорная схема

ЧАСТЬ = ЧИСЛО : ЗНАМЕНАТЕЛЬ · ЧИСЛИТЕЛЬ

2. Алгоритм

3. Опорный конспект

Ход урока

I. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

На доске стихотворение:

Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.

Ребята, прочитайте стихотворение на доске. Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением? Кто не хочет лениться, а хочет трудиться и узнать что-то новое?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Чему мы научились на прошлом уроке? (Сравнивать дроби.) Выполните задание № 7, стр. 86. Сравните дроби, вспомните правило. Сделайте вывод:

  • из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
  • из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.

Давайте продолжим работу с дробями. На доске записаны дроби. 1/2; 1/4; 1/3; 1/100.

Прочитайте дроби. Как по-другому можно их назвать? (Половина, четверть, треть, сотая.)

Расположите эти дроби в порядке возрастания (1/100; 1/4; 1/3; 1/2). Почему именно так расположили?

Вывод: чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

А теперь найдите 1/2 от 40; 1/3 от 50; 1/4 от 100; 1/100 от 1/1000.

Сколько дециметров в половине метра? (5 дм).

Найдите 1/2 часть самого меньшего шестизначного числа. (50 000).

Сколько часов в 1/3 части суток? (8 часов).

Сколько секунд в 1/4 части минуты? (15 секунд).

Сколько минут в четверти часа? (15 минут).

Что ещё можно делать с дробями? (Решать задачи).

Устно

1) В классе 30 учеников, из них 1/5 часть отличники. Сколько отличников в классе?

2) Задумали число, 1/5 которого равна 15. Какое число задумали? (15 х 5 = 75).

3) Длина проволоки 64 м. От неё отрезали 1/4 часть. Сколько метров проволоки отрезали? (64:4 = 16).

4) Сколько месяцев содержит 5/6 года? (Проблема?!!)

Мы должны научиться решать задачи на нахождение части числа.

III. Открытие нового знания

Нахождение части числа. Подводящий диалог.

Какую часть от числа вы умеете находить?

1/6 1 год = 12 месяцев, 1/6 года 12 месяцев : 6 = 2 месяца

Работа со схемами.

Сравните схемы:

Что заметили? Как узнать, сколько месяцев в 5/6 года? 12 : 6 • 5 = 10 (мес).

Работа в тетради-учебнике. Стр. 85 — знакомство с решением задач.

Чтение текста.

Как же найти часть числа?

Вывод: чтобы найти часть числа, которая выражена дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.

Открытие!

Чтение с доски алгоритма.

Физкультминутка.

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.

IV. Закрепление нового материала

Комментирование. Стр. 85 № 1.

а) 3/4 от числа а -> а : 4 • 3;

б) 5/7 от числа b -> b : 7 • 5;

в) 2 % от числа с -> с : 100 • 2;

г) m/n от числа 60 -> 60 : n • m;

Самостоятельная работа с. 85. № 2 (взаимопроверка в парах).

а) 2/9 от 18 кг -> 18 : 9 • 2;

б) 3/5 от 300 руб -> 300 : 5 • 3 = 180 руб;

в) 4 % от 2000 руб -> 2000 : 100 • 4 = 80 руб;

г) 15 % от 4000 м -> 4000 : 100 • 15 = 600 м.

Устанавливаю, насколько хорошо усвоили новую тему.

Вывод: -> проговаривают.

V. Повторение и закрепление пройденного

Решение задачи на нахождение части числа, (стр. 86, № 3) — с комментированием.

45 мин : 5 • 3 = 27 мин

Ответ: диктант длился 27 минут.

Решение задачи с использованием формулы работы (самостоятельно). № 9, стр. 87 по рядам.

Вспоминаем формулу работы: А = v • t

Какой формулой воспользовались, отвечая на поставленный вопрос задачи?

Проверка.

Решение уравнений по вариантам, стр. 87 № 11.

800 – (90 • x + 17) = 423

240 : (y : 15) – 18 = 42

Чему равен корень уравнений?

VI. Итог (рефлексия)

Чему научились на уроке? (Находить части числа.) К какому выводу пришли? (Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби). Как оцениваете свою работу? Что, по-вашему, является наиболее важным? Расскажите о своих достижениях сегодня на уроке.