Дидактическая цель: Формирование у учащихся умений оперировать с понятием степени при решении упражнений.
Логическая цель: Формирование у учащихся приемов умственной деятельности: сравнения, аналогии и сопоставления.
Воспитательная цель: Развитие познавательных интересов к предмету.
Тип: Комбинированный урок.
Оборудование урока: Картина Богданова-Бельского “Устный счет”, “флажки” для самостоятельной работы.
Ход урока
Осмысление понятия степени
Делается запись на доске и в тетрадях учащихся: 23. Ученики разбирают каждый элемент степени, и дается определение степени. Например: , где - два множителя, 5 – число, которое берется сомножителем, называют основанием степени; 2 – число, которое показывает сколько равных сомножителей мы имеем, называют показателем степени. - степень – произведение двух равных сомножителей, каждый из которых равен 5: . Выполняется аналогично
Рассмотрим задания на сумму равных слагаемых и произведение равных сомножителей.
Замените действие и вычислите:
, 4 слагаемых по 5 и 5 слагаемых по 4.
, где 4 множителя, каждый из которых равен 5.
, где 4 множителя, каждый из которых равен 2. , где 4 слагаемых по 2.
, где 3 слагаемых, каждое из которых равен 5.
.
Тренировочные упражнения1. Вычислите:
2. Работа с числовым выражением.
С.А. Рачинский своим ученикам давал интересные примеры для устного счета.
Вывешивается картина Богданова-Бельского “Устный счет”.
Картина прерывает урок, что позволяет снять нервное напряжение детей. Этот эстетический элемент позволяет повысить внимание детей и продолжить работу. Сознательно и прочно усвоить математику без серьезного прилежания нельзя. Прилежание же зависит от доброй воли, которая не приходит без эмоций.
На этой картине дан пример:
Горизонтальная черта в примере означает действие деление. Освободимся от черты, записав пример в строчку. Здесь нам придется ставить скобки, чтобы выполнить сложение вперед деления.
.
При вычислении будем использоваться распределительным законом умножения:
;
;
;
;
;
.
3. Работа по учебнику над степенью с основанием десять.
Запись степени ввел Рене Декарт. Рассмотрим таблицу на странице 39 учебника 2005г.
Какое соответствие вы заметили между числом и степенью?
Таблица ярко показывает преимущество записи числа с помощью степени. Запись короче и лаконичнее, чем единица с 24 нулями.
Самостоятельная работа со взаимоконтролем и взаиморецензированием.Придумать два числа и написать:
1) сумму двух чисел,
2) квадрат суммы двух чисел,
3) квадрат первого числа,
4) квадрат второго числа,
5) произведение двух чисел,
6) Удвоенное произведение двух чисел.
После выполнения работы, ученики обмениваются работами. Ставится оценка и пишется фамилия. Затем работы сдаются учителю. Рефлексия полезна в процессе обучения и является действенным фактором при познании.
Домашнее задание:Запишите номера 156-159 (2005г.). Задание содержит примеры на умножение и возведение в степень. По результатам выполнения домашнего задания можно судить о том, как вы поняли тему.
Задание в тетради.
Придумать 2 числа и записать:
1) Квадрат первого числа,
2) Произведение квадрата первого числа на второе,
3) Утроенное произведение квадрата первого числа на второе.
Подведем итоги нашей работы:1. Над каким понятием мы работали сегодня на уроке?
2. В чем вы увидели разницу между действиями умножение и возведением в степень?
3. Выставление оценок с комментариями.