Цели урока:
Обучающая:
- открыть и усвоить понятие степени с натуральным показателем; научить находить значения выражений, содержащих степени;
- повторить и обобщить свойства степени с целым показателем.
Развивающая: развитие математически грамотной речи, логического мышления, счётных навыков, сознательного восприятия учебного материала.
Воспитывающая: воспитание познавательной активности, культуры общения, ответственности.
ЭТАПЫ УРОКА
- Организационный момент.
- Создание учебной ситуации (ситуация успеха).
- Постановка учебной задачи.
- Анализ и моделирование понятия.
- Контроль и оценка.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Создание учебной ситуации (ситуация успеха).
- Постановка учебной задачи.
Проверяется готовность учащихся к уроку. За партой: один ученик – пятиклассник, другой – семиклассник.
Предлагается следующая задача для учащихся 5-го класса (записи на доске и у каждого на парте): запиши выражения короче
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Тем временем с учащимися 7-го класса повторяются свойства степени с натуральным показателем. Работа с учащимися 7-го класса у доски (фронтальный опрос: устно и письменно). Затем семиклассники включаются в совместную работу с пятиклассниками. Заполнить пропуски:
1) 6)
2) 7)
3) 8)
4) 9)
5) 10)
- При выполнении каких заданий вы испытали затруднения? Что у вас получилось? (Учащиеся выходят и записывают полученные результаты в заданиях 1-6).
- Удобны ли записи, стоящие в левой части данных выражений? Можно ли их сделать короче? Предложите свои варианты записей, работа в группах. Учащиеся 7-го класса выполняют роль помощников учителя и консультантов.
- Анализ и моделирование понятия.
- Контроль и оценка.
После обсуждения приходим к понятию степень числа. Ученики 5-го класса пытаются сформулировать определение степени с натуральным показателем, им помогают семиклассники. Обращаю внимание на определение, данное в учебнике (ученики читают и повторяют).
Определение. Степенью числа с натуральным показателем () называют произведение множителей, каждый из которых равен :
(); - основание степени, - показатель степени.
- Что необходимо сделать, чтобы найти значение степени? (Чтобы найти значение степени, необходимо найти произведение одинаковых множителей, количество которых зависит от показателя). Почему выражение читается “ в квадрате” или “ квадрат”? (Значение выражения равно площади квадрата со стороной равной ). Чему равна первая степень числа ? (Первая степень любого числа равна самому себе). Как читается запись ? (Учащиеся 7-го класса отвечают на поставленный вопрос).
На столе приготовлены таблицы квадратов и кубов чисел от 1 до 10. Заполните пустые ячейки. Работа в парах.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 16 | 36 | 64 | |||||||
1 | 27 | 216 | 243 | 729 |
После заполнения сравнивают результаты с таблицей. Затем приступаем к следующему заданию.
- Перед вами три выражения: Найдите их значения. Посмотрите, три ученика уже выполнили это задание и все по-разному.
- Кто из них прав? Запишите в тетради только правильные решения. Работаете в парах. В чём заключаются ошибки? (Обсуждение с учащимися). Обратите внимание на верные записи решений.
-Проведём небольшую разминку в виде эстафеты. Побеждает тот ряд, который быстрее справится с заданиями. У доски работают пятиклассники, а семиклассники контролируют, помогают и выходят исправлять ошибки, если они будут допущены. Победившие - получают дополнительный балл за работу на уроке. Надо сравнить данные выражения. (Задания заранее приготовлены на закрытой части доски).
и и и
- Теперь послушаем сообщение, которое приготовили семиклассники: историческая справка о степени.
Понятие степени.
Истоки понятия степени находятся в глубокой древности; дошедшие до нас глиняные плитки древних вавилонян содержат записи таблиц квадратов, кубов и их обратных значений.
Долгое время понятие степени относили только к неизвестным. В III веке Диофант стал применять сокращённое обозначение неизвестного и его степени.
Дальнейшее развитие науки вызвало необходимость расширения понятия степени. В XIV веке французский епископ города Лизье в Нормандии Н. Орем. (1323–1382) ввёл символические обозначения степени с дробным показателем.
Степенью с нулевым показателем первым стал пользоваться самаркандский учёный ал-Каши в начале XV века.
Завершили введение современного изображения степени англичане Джон Валлис и Исаак Ньютон в XVII веке.
- Вы готовы приступить к следующей работе? Это самостоятельная работа. Для её выполнения вам потребуется таблица квадратов и кубов натуральных чисел от 1 до 10, которую вы заполнили. Семиклассникам предлагаю обратить внимание на свойства степени с натуральным показателем. (Таблица свойств степени на стенде).
Самостоятельная работа для учащихся 5-го класса.
- Запишите произведение в виде степени:
- Найдите значения выражений:
- Вычислите:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
а)
б)
в)
г)
д)
е)
а)
б)
в)
г)
Самостоятельная работа для учащихся 7-го класса.
- Представьте в виде степени с основанием х:
- Найдите значение выражения:
- Упростите:
а)
б)
а)
б)
Семиклассников прошу отложить выполненные работы на край стола. (Проверка после урока). Учащиеся 7-го класса проверяют работу пятиклассников. Обращаю внимание на шкалу оценок:
Количество правильно выполненных заданий | Оценка |
Более 13 | 5 |
11 - 13 | 4 |
8-10 | 3 |
Менее 8 | 2 |
Тем временем учащиеся пятого класса приглашаются для заполнения таблицы на доске:
Что нового я узнал? |
- Давайте посмотрим, как выполнили работу пятиклассники. Кто поставил “5”, “4”, “3”? (Проверяющие семиклассники поднимают руки).
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Для учащихся 5-го класса: Задания носят исследовательский характер. Оно приготовлено на карточках. 1. Почему запись читается “ в кубе”? 2. Попробуйте найти закономерность и придти к общему выводу, решив задания:
Для учащихся 7-го класса: Повторить определение степени, свойства степени с натуральным показателем; выполнить задания №№ 250(а,в) – 252(а,в).
Обсуждение полученных записей на доске, в таблице, с учащимися 5-го класса. Повторение с учащимися 7-го класса свойств степени с натуральным показателем. Подводится итог урока, объявляются оценки.
ЛИТЕРАТУРА.
- Алгебра 7 класс. Учебник. А.Г. Мордкович. М., Мнемозина,2001г.
- Алгебра 7 класс. Задачник. А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. М., Мнемозина,2001г.
- Математика 5 класс. Учебник. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. М., Мнемозина,2003г.
- История математики в школе 7-8 классы. Г.И.Глейзер. М., Просвещение,1983г.