Задача урока: осознать и усвоить понятие “логарифмическая функция” и её свойства.
Цели урока:
Обучающая:
- обобщение свойств логарифмической функции, применение их к решению упражнений;
- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся в решении логарифмических уравнений и неравенств;
- подготовиться к решению контрольной работы.
Развивающая:
- развитие математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Воспитательная:
- воспитание познавательной активности, культуры общения, ответственности, развитие зрительной памяти.
Оформление и материалы к уроку:
- Таблица “Логарифмическая функция”;
- Обязательные результаты к теме;
- Вопросы к уроку;
- Карточки с программированными заданиями;
- Карточки для дифференцированной работы;
- Устные упражнения;
- Сигнальные карточки;
- Рефераты по истории изобретения логарифмов.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы проведения урока: беседа, мини-диалог, самостоятельная работа, индивидуальная письменная работа, математический диктант.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
- Постановка задачи и целей урока.
- Сообщение на тему: “История изобретения логарифма”.
- Фронтальная устная работа по проверке домашнего задания и повторению изученного материала. Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам.
- Математический диктант с использованием сигнальных карточек
- Решение упражнений.
- Самостоятельная работа по карточкам с программированными заданиями
- Решение нестандартных примеров на данную тему
- Задание на дом
- Подведение итогов урока
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Делаю краткое вступление. Сообщаю задачу и цели урока. Напоминаю ученикам, что они изучили логарифмическую функцию, научились строить её график, решать логарифмические уравнения и неравенства.
III. Совершаем небольшой экскурс в историю математики. Ученики слушают сообщение на тему “Изобретение логарифма”. В тетрадях и на доске записи:
Джон Непер – 1614 год – изобретение логарифма.
Бригс - 1624 год – создание таблиц логарифмов.
1703 год – перевод таблиц на русский язык
Л. Магницкий – 1716 год – издание семизначных логарифмических таблиц.
IV. а) Пять учеников работают по карточкам на своих местах.
Карточка №1.
|
Карточка №2.
|
Карточка №3.
|
Карточка №4.
|
Карточка №5.
|
вставить карточки
б) Остальные ученики работают устно: решают упражнения, отвечают на вопросы, которые были заданы к уроку, проверяют домашнюю работу.
Вопросы и упражнения:
- Дать определение логарифма числа.
- Что называется логарифмической функцией?
- Какие из данных функций являются логарифмическими:
- Какова область определения логарифмической функции?
- Что является областью значений логарифмической функции?
- При каком значении основания функция возрастает?
- При каком значении основания функция убывает?
- Назовите возрастающие и убывающие функции:
- Какая из записей является формулой перехода от логарифмов по основанию к логарифмам по основанию :
- Какой из графиков является графиком функции
- Каково взаимное расположение графиков логарифмической и показательной функций с одним и тем же основанием?
?
?
- Решите уравнения и неравенства:
- Вычислить:
в) Проверяем домашнее задание:
№ 171 (а), №176 (а), № 194 (а), стр. 286, 287, 289.
Ответы к заданиям записаны на доске.
V. Проводится математический диктант с использованием сигнальных карточек.
Запишите в виде двойного неравенства соотношения между числами по данным графикам:
VI. Три ученика выходят к доске и решают разноуровневые задания по карточкам:
- Решить неравенство
- Найти х:
- Прологарифмировать по основанию 10 выражение
Карточка № 6. |
Карточка №7.
|
Карточка №8. |
б) Тем временем весь класс решает систему логарифмических уравнений:
№ 194 (в), стр. 289
Проверяю решение карточек у доски.
Спрашиваю: каким способом решали систему уравнений? Затем показываю решение системы уравнений (заранее приготовленное на доске) способом сложения. Обращаю внимание на оформление решения.
VII. Самостоятельная работа по карточкам с программированными заданиями. После выполнения ученики выполняют взаимопроверку по парам. На доске норма оценок за самостоятельную работу.
Карточка № 9 |
|||||
Задание |
а |
б |
с |
д |
|
Вариант |
Вариант |
||||
Решите уравнение |
|||||
1 |
5 |
8 |
9 |
||
1; 100 |
1; 0,1 |
1; 10 |
1; 0,01 |
||
Решите неравенство |
|||||
VIII. Ученикам было дано задание к уроку: подготовить по два нестандартных примера на данную тему. Вызываю одного ученика, который записывает решение на доске и комментирует его, остальные делают записи в тетрадях.
IX. Даю и поясняю домашнее задание к следующему уроку: подготовиться к выполнению контрольной работы; повторить п. 38, п. 39; построение графиков логарифмической функции; решить № 194 (б), №177 (а,б), № 174 (в), стр.287, 289.
X. Подвожу итог урока. Оцениваю работу по карточкам, устную работу, сообщения, работу у доски, математический диктант. Собираю тетради на проверку.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ:
№ карточки | Задание: | |
1. | 2. | |
1 | 2-е больше | |
2 | 1-е больше | 1; 2 |
3 | 3 | |
4 | 10; 10 000 000 | + |
5 | ||
6 | ||
7 | 3,5 | |
8 | ||
9 | Вариант: | |
I | II | |
д; с; б. | а; б; д |
Ответы к сигнальным карточкам:
а) c<a<b;
б) b<c<a;
в) b<c<a;
г) c<b<a;
д) a<b<c;
е) a<c<b;
ж) b<a<c.
ЛИТЕРАТУРА
- Алгебра и начала анализа. Под ред. Колмогорова. М,. Просвещение,1991г.
- Доброва О.Н. Задания по алгебре и математическому анализу. М., Просвещение,1996г.
- Показательная и логарифмическая функции. Дид. мат. (10-11). С.-П., Свет, 1996г.