К вопросу о воспитательных возможностях информатики

Разделы: Информатика


Автор статьи ни в коем случае не претендует на создание какой-либо новой концепции в преподавании информатики. Это всего лишь попытка поделиться своими мыслями, переживаниями, опытом по поводу места школьного предмета "информатика" в воспитательном процессе.

О значении школы в России, месте информатики в образовательном процессе

Не забываем ли мы в суете сегодняшних дней о том, зачем собственно нужна школа? Не мешают ли нам насущные задачи сегодняшнего дня помнить, а если забываем, то вспоминать о назначении школы и образования вообще?

На мой взгляд, сегодня, в период реформирования российского образования, видны тенденции преобладания утилитарно-прагматического подхода к просвещению, которые прежде всего заметны в гуманитарных дисциплинах (в первую очередь это - литература, история).

В. О.Ключевский в [9] пишет о том, какие сведения, чувства и навыки традиционно считались на Руси важными для человеческой жизни. Во главе угла стояли три науки или три строения:

Это были: "строение душевное — учение о долге душевном, или дело спасения души, строение мирское — наука о гражданском общежитии и строение домовное — наука о хозяйственном домоводстве". Говоря современным языком, в образовании преобладало три вектора:

  1. Духовное формирование личности;
  2. Формирование гражданина, подготовка к активной жизни в обществе;
  3. Подготовка человека к созидательной (в том числе и хозяйственной) жизни в семье.

Причем доминирующим, определяющим всё остальное было конечно же духовное становление человека.

Мысль о назначении человеческих усилий в лоне школы входила в сознание наших предков с азбукой.

“Аз, буки, веди, глаголь, добро...” — твердили, ещё не всё осознавая, уста ребёнка.

Подсознание же воспринимало:

“Я — буквы — узнаю — творю — добро...

Знание — добро, учение — свет...”.

Сегодня книги нашим детям во многом заменил телевизор и в их сознание проникует уже совсем другое…

Какое же место занимает информатика в формировании человека сегодня?

А.Г. Гейн в [3] пишет, что важно "осознание учащимися единства информационных процессов, протекающих в самых разнообразных системах - живых, технических, социальных. Такое единство позволяет говорить о законах, которым подчиняются все эти процессы. А знание объективных законов позволяет избежать многих ошибок в деятельности человека, в данном случае в его информационной деятельности…"

При изучении каких же разделов информатики можно развивать не только интеллектуальные, но и духовно-нравственные способности ученика? Очень многих. Поскольку мы ограничены форматом публикации, приведем лишь некоторые примеры.

Тема: Язык как средство хранения, передачи и обработки информации

Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. История каждого такого языка неотделима от истории народа, владеющего им. Говоря о языке, нельзя не сказать о слове.

Слово как основа языка

"В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово Было Бог."

Евангелие от Иоанна, гл.1

Что отличает человека от животного?

- Хождение на двух ногах?

- Ум?

Может быть Вы считаете по-другому?

На мой взгляд, человек отличается от животного мира словомыслием.

Не так давно мы воспринимали слово лишь как “орудие общения”, носитель информации, т. е. как понятие вполне утилитарное. Такое представление весьма неполно, а потому ненаучно, ибо исключает духовную функцию слова. Духовная сущность слова недостаточно осмысливается взрослыми и ещё менее — школьниками.

Слово - духовный плод вещественной деятельности человека.

Дать вещи какое-то название, слово, имя — значит соотнести “её со всем прочим, в свете чего мы её хотим понять и с чем сравниваем. Это и значит, что мы понимаем вещь”. “Знать слово” означает по-русски знать суть. “Доискаться слова” означает обнаружить суть. “Слово в слово” — значит: полно, полноценно. В здоровом организме, кстати, слово звучит только по делу. Следовательно, можно сказать, чтобы научиться говорить, нужно сначала научиться молчать, читать и слушать. Как часто этого не хватает нам на уроках!

Сосредоточенный в слове духовный и практический опыт приоткрывается через историю языка и этимологию. Возможность осознать последовательное движение мысли, запечатлеваемой в конечном историческом развитии слова, является одной из основ познания родной речи. Ничего подобного школьное преподавание пока не предполагает. Структурно-механическое отношение к тексту, практическое отсутствие семантического анализа в связи с основными социально значимыми признаками языка, отсутствие в программе даже намёков на место языка в устроении человека, человеческой жизни и мира и многое другое означают ненаучную примитивизацию в отношении к речи.

Живое изучение языка сделает овладение им интересным, практически необходимым и любимым занятием в школе. Да и можно ли не любить уроков, на которых слово будет открывать духовный и исторический опыт народа?

Состояние речи – это состояние мысли,

состояние мысли - это состояние сознания,

состояние сознания - это предпосылки поступков.

Поступки - сущность поведения людей.

Сущность поведения людей - это судьба народа.

Обучая детей в 6-м классе по учебнику [1] (Глава 2. Человек и информация. 2.3 Понятие как форма мышления), мы говорим о значении слова, о омонимах, о синонимах.

В качестве заданий к вышеуказанной теме учащимся предлагается привести 2-3 примера слов-омонимов и 2-3 примера слов-синонимов. Однако, не секрет, что наши ученики разучиваются говорить по-русски. Педагог может это заметить сидя на устном экзамене по любому предмету. Словарный запас наших учащихся снижается. А как человек говорит, так он и мыслит.

В.Ю. Тройцкий отмечает, что большая часть подрастающего поколения уже не в состоянии освоить, понять, принять те культурные достижения, которых достигло к началу XXI века человечество, что происходит расчеловечивание людей, их дебилизация.

Во время прохождения вышеуказанной темы учащимся интересно и полезно, на мой взгляд, поучаствовать в своеобразном конкурсе (КВНе) под девизом "Кто придумает больше синонимов?". Учащиеся всей группы разделяются на 2 команды. Разделение на команды тоже может быть в виде игры. В ходе конкурса участники каждой команды по очереди подходят к доске и пишут синонимы какого-либо слова. Карточки со словами должны быть подготовлены учителем загодя, дабы выбрать слово, имеющее много разных и интересных синонимов. Здесь хорошую помощь может оказать банальный, но редко бывающий в продаже, словарь синонимов. В результате подобный конкурс не только дает возможность школьникам повысить (хотя бы на несколько слов) свой словарный запас, но и помогает учителю прикоснуться к категориям, которыми мыслят обучаемые им дети.

Например, слово "деньги".

Вот какие синонимы пишутся на доске:

Доллары, евры, бабло, зелень, капуста, рубли

Однако же можно: Средства, финансы, копейка, гроши, монеты, презренный металл, тити-мити, тугрики, ассигнации и т.п.

Подобные задание полезно дать учащимся в качестве домашнего задания. На мой взгляд, можно дать слова:

Друг (товарищ, приятель, кореш).

Мысль (идея, концепция, размышление, раздумье, дума).

Модник (щеголь, франт, пижон, фат, ферт, форсун, денди).

Экзамен (испытание, проба, апробация).

Здороваться (приветствовать, здоровкаться, привечать).

Ябеда (доносчик, фискал, осведомитель, стукач, наветник).

Дорога (путь, трасса, большак, шлях, стезя).

Хороший (неплохой, недурной, добрый, славный, добротный, благой, важный, знатный, важнецкий, классный, мировой).

Умный (мудрый, неглупый, разумный, рассудительный, понятливый, сметливый, смекалистый, башковитый, мозговитый, головастый, дошлый)

Будет замечательно, если к выполнению домашнего задания дети подключат родителей, бабушек и дедушек. Вот так потихонечку, может быть, и найдут между собою общий язык, если к этому времени они его потеряли…

Некомпьютерное моделирование

Составление информационной модели своего отношения к ценностям современного общества. Полезно предложить ученикам сформулировать свою модель в таком виде:

 

Светлое

Родители, любовь, Родина, Вера
Доброе
Дружба, друзья, резьба по дереву, некоторые предметы в школе (у каждого ученика свои - некоторые пишут в т.ч.и  информатику)
Обыденное
Ходить в магазин, делать уроки, смотреть телевизор
Пошлое
Сленг (слова как бы, типа, круто, отвали и т.п), обзывание
Низменное
Сквернословие, фривольные отношения с противоположным полом, пить вино, курить, наркотики

Выполнение подобного задания полезно не только учителю, так как помогает ему понять на какой ступени лестницы духовно-нравственного развития стоит тот или иной ученик (или думает, что стоит, или хочет стоять…), но и ученику, так как помогает ему совершать поступки осмысленно.

Где реальность, а где модель?

“Все смешалось в доме Облонских”

Л.Н. Толстой

Опять нам на помощь приходит учебник [4].

"Современный мир устроен таким образом, что сама реальность становится моделью, а модель — реальностью. Это стало возможным благодаря развитию семиотики — науки о знаках, и на основе тонких психологических наблюдений об особенностях восприятия разнообразной информации человеком…

Ярким примером создания такой реальности могут служить произведения авангардистского искусства, например, картины Эшера…

Целенаправленное использование в искусстве, особенно в так называемой “массовой культуре”, современных информационных технологий в значительной мере превратило реальный мир в “виртуальный”, функционирующий даже не по законам природы, а по желанию влиятельных идеологических течений".

Научить учащихся различать модели, виртуальную реальность от объективной реальности – нелегкая задача учителя информатики.

Учет воспитательного аспекта при разработке программного обеспечения

(не слишком ли громко сказано про простенькую программку?)

Вкратце расскажу про свою программку. Программ компьютерного тестирования учащихся сейчас хоть пруд пруди. Однако такой, какую хотелось бы мне – не попадалось. Вначале, когда в школе стояли еще 386-е компьютеры, я пользовался программой, написанной на Basic'е коллегой С.В. Жгулевым, который в те "былинные" времена непрерывно совершенствовал свое детище. Однако чем больше возможностей у программы, чем сложнее программный код, тем… сами знаете что. Тут я подумал: а не проще ли написать свою простенькую программку и иметь возможность поменять в коде, то, что считаешь нужным, чем пользоваться чужим экзешником. За несколько вечеров написал (опять же на Basic'е) программку (вначале без окон, с примитивным интерфейсом). И вот, дабы самому быть постоянно “в форме”, программку изменял. Сначала это было DOS-овская версия, а когда поставили 4-е Pentium' ы, то стал учиться писать на Delphi. В итоге получилась программа "Русский витязь".

Интерфейс программы облагораживает (хотелось бы на это надеяться) вставка графических элементов (в данном случае – картин Константина Васильева, выставка которого была в нашем городе в 70-х годах прошлого столетия). Автор старался отойти от официального и казенного тона в общении между программой и пользователем.

При работе с программой учащиеся имеют возможность познакомиться с “крупицами народной мудрости”. Их я нашел у писателя Шергина. Что помогает мне жить самому, тем и делюсь:

“Учись – свой ум точить!” И ты, творческая душа, оттачивай свой ум я свою речь на алмазном камне художественной литературы.

Если хочешь стать добрым, разумным и желанным собеседником, читай книги, в которых словам тесно, а мыслям просторно.

Полюби книгу, которая научит тебя видеть “разумное, доброе, вечное”. Читай то, что обогащает твой ум.

Если в тебе самом есть содержание, то и каждый твой день будет содержательным. “Хозяин что ступит, то дело найдет”.

Когда научишься видеть, что “серенькое” русское небо богаче красок жемчужной раковины, когда почувствуешь глубину беседы простых людей, тогда любое твое слово к товарищам будет живым.

Бывает, что человек вынес в жизни множество горя и – представьте! – он с годами, рассказывая о бедностях, об утратах своих, уже не жалуется, а хвалится ими! Потому что самый незначительный человек, вынесший много горя, становится значительным, заслуженным.

Невещественное прочнее осязаемого. Полено хоть сто лет в пазухе носи, полено и есть. А вот матери своей или сестры я годами не видел, без меня обе померли, но любовь и благодарность к ним живы со мною.

Все, что ты видел, все, что ты делал, что переживал, во что вникал, над чем радовался или скорбел, все это, как некие неиждиваемые дрожжи остается в тебе. Ежедневная твоя жизнь должна быть и есть творчество (твои думы, твоя работа, отношения с людьми, разговоры с ними)…

Заключение

Приведенный выше подход автора, стремящегося использовать любую возможность развить не только ум, но и душу ребенка, на мой взгляд, обрамляет содержание курса информатики, наполняет его жизнью, дыханием.

Нравственное, воспитательное наполнение курса информатики дает возможность душе не просто получить заданный стандартом объем необходимых калорий, знаний, умений и навыков. Это те самые живые витамины, которые дают возможность формирующемуся человеку развиваться правильно не только интеллектуально, но и душевно.

От этого никуда не деться, если мы претендуем на то, чтобы содействовать образованию (от слова образ) всесторонне развитой личности. Приведенные в настоящей работе тезисы лишь попытка поставить вопрос. Отвечать на него наверное придется всю жизнь…

Приложение

Список использованной литературы

  1. Информатика. Учебник для 6 класса. Л. Босова, М., Бином, Лаборатория знаний, 2004 г.
  2. Информатика. Систематический курс. 10 класс, С. Бешенков, Е. Ракитина, М., Бином, Лаборатория знаний, 2001 г.
  3. Методика преподавания современного курса информатики. Лекции 1-3, А. Г. Гейн, Учебно-методическое пособие, М., Педагогический университет “Первое сентября”, 2004 г.
  4. Методика преподавания современного курса информатики. Лекции 4-5, А. Г. Гейн, Учебно-методическое пособие, М., Педагогический университет “Первое сентября”, 2004 г.
  5. Методика преподавания современного курса информатики. Лекции 6-8, А. Г. Гейн, Учебно-методическое пособие, М., Педагогический университет “Первое сентября”, 2004 г.
  6. "Уроки по MS Works". Части 1 и 2, Т.В. Головина, М. , Информатика и образование, 1999 г.
  7. Педагогический университет “Первое сентября”, Методика преподавания современного курса информатики. Контрольная работа № 1, 2004-2005 уч.г., Исполнитель: Тузов А. А., ИИ: 202603.
  8. Педагогический университет “Первое сентября”, Методика преподавания современного курса информатики. Контрольная работа № 2, 2004-2005 уч.г., Исполнитель: Тузов А.А., ИИ: 202603.
  9. Ключевский В. О. Собр. соч. в 9 тг. — М., 1990.— Т. IX. С.9.
  10. В.Ю. Троицкий “Духовность слова”, ВГТРК.