Программа "Здоровье"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Программа разработана для оптимального использования здоровьесберегающей деятельности в процессе образования образовательного учреждения – специализированной школе-интернате для одарённых детей с музыкально-художественной направленностью города Козьмодемьянска, ориентированная на охрану и укрепление здоровья школьников, получение полноценного образования в системе дополнительного образования.

Программа предназначена для учителей и воспитателей, медицинских работников образовательных учреждений.

Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни младших школьников.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”, - В.А.Сухомлинский.

I. Анализ социально-экономической, социально-педагогической и медико-педагогической ситуации

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьёзные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии (С.В.Хрущев, 1994), у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гиподинамии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами.

Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается чёткая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объёма и интенсивности учебных нагрузок.

Исследование причин ухудшения состояния здоровья учащихся занимались многие учёные. Так, В.Ф.Базарный и сотрудники его лаборатории пришли к выводу, что “среди школьников – детей “новых русских”, обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, нервно-психических нарушений в 1,5-2 раза больше, чем в государственных школах”. В.Ф.Базарный считает, что “основная причина всеобщего нездоровья – изъяны в системе воспитания детей, как в семье, так и в школе”.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая в различных регионах страны, убеждает, что для того, чтобы успешно решить проблему улучшения состояния здоровья школьников, необходимо создать новую систему организации педагогического процесса.

Л.Д.Соломенко в своём исследовании раскрывает теоретические основы образовательных технологий и их влияние на эффективность учебного процесса, взаимосвязь образовательных технологий и состояния здоровья школьников.

Основными критериями здоровья растущего организма ребёнка служат:

А) Уровень физического развития и его гармоничность;

Б) Уровень развития функциональных систем;

В) Способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям;

Г) Хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.

Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве.

Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения.

II. Концепция укрепления здоровья детей, использования системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе

Глобальная проблема нашего времени – это охрана физического и психического здоровья детей. В средней специализированной школе-интернате для одарённых детей с музыкально-художественной направленностью города Козьмодемьянска Республики Марий Эл для решения этой проблемы в классах, обучающихся с внедрением в учебно-воспитательный процесс оздоровительной системы В.Ф.Базарного:

  1. Создана благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых;
  2. Созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал, конторки для смены динамических режимов, тренажёрный зал).

В основе организации всех видов деятельности используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода – в играх, на уроках, во время внеклассной работы, в самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка работа в детском образовательном учреждении должна строиться по следующим направлениям:

  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы-интерната и семьи.

Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей.

Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в семье, классе, неформальном объединении школьников.

Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.

Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в классах проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений сотрудников с детьми, с родителями, родителей с сотрудниками.

III. Основные цели и задачи программы

Цели программы – эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к детям.

Задачи программы:

  1. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
  2. Осуществление адресной социально-педагогической, психологической, реабилитационной, медицинской помощи детям и их родителям.
  3. Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей в разные периоды развития.
  4. Создание системы закаливания и физической культуры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии.
  5. Создание необходимых условий для детей с отклонениями в здоровье.

Выбор приоритетных направлений программы обусловлен спецификой образовательного учреждения, осуществлён с учётом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья в условиях воспитательно-образовательного пространства малого города.

  • Первое направление – повышение квалификации педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса, использованию системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном учреждении. Роль педагогов в создании таких условий в образовательном учреждении, которые бы обеспечили все составляющие “состояния полного благополучия” - крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с людьми. К этим условиям относятся: комфортный психологический климат в коллективе, рациональный режим дня, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболеваний, понимание ребёнка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях.
  • Второе направление – мониторинг состояния здоровья детей и сотрудников образовательного учреждения, то есть создание системы учёта и контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, социально-педагогических, морфофункциональных и медицинских обследований детей и педагогов.
  • Третье направление – разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей и педагогов, организация их активного отдыха.

Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни; рациональную организацию режима труда (учёбы) и отдыха, основанного на индивидуальных биоритмологических особенностях; стимулирование оптимальной и физической активности; создание научно обоснованной системы закаливания; осуществление комплекса психологических и психопрофилактических воздействий.

  • Четвёртое направление – создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей, имеющих недостатки физического и психического развития.

Учитывая неуклонный рост количества детей с недостатками развития, в школе-интернате организуются классы, работающие по системе В.Ф.Базарного. Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий составляется в соответствии с результатами мониторинга состояния здоровья и предполагает индивидуально ориентированное использование здоровьесберегающей деятельности в процессе образования.

IV. Механизм реализации программы

  1. Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
  2. Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
  3. Комплексная профилактика, развивающая и диагностико-коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.
  4. Создание благоприятного психологического климата в классах.
  5. Внедрение оздоровительной системы В.Ф.Базарного в классы с целью коррекции отклонений в развитии, а так же сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  6. Организация работы валеологических уголков в классах.
  7. Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума.
  8. Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг. Оборудование в классах уголков двигательной активности.
  9. Организация лечебно-профилактической работы в образовательном учреждении.
  10. Введение и сохранение в учебный план уроков валеологии (формирование основ здорового образа жизни).
  11. Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.

V.Ожидаемые результаты реализации программы

1. Повышение квалификации педагогов и медицинских работников, осуществление обмена опыта работы с другими образовательными учреждениями по охране и укреплению здоровья учащихся.

2. Создание модели проведения комплексного мониторинга состояния здоровья детей.

3. Разработка системы лечебно-оздоровительных мероприятий для детей от 6 до 11 лет по сохранению и укреплению здоровья.

4. Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в практику работы образовательного учреждения.

5. Улучшение состояния здоровья детей, отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.

6. Функционирование классов здоровья; разработка рекомендаций специалистов по укреплению здоровья отдельных категорий детей:

  • с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
  • с нарушением зрения;
  • с заболеваниями органов дыхания;
  • с нарушением осанки;
  • с нарушением веса.

7. Использование возможностей службы социальных педагогов, медицинской и психологической службы в пропаганде здорового образа жизни.

8. Совершенствование коррекционно-развивающей и реабилитационной работы в учреждении.

Литература

  1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., Физкультура и спорт, 1987.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребёнку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. – М., Новая школа, 1994.
  3. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования // Сборник статей и тезисов IX Всероссийской научно-практической конференции. Казань – Йошкар-Ола. Центр инновационных технологий, 2001.
  4. Совершенствование охраны и укрепления здоровья детей, их физического развития в системе дошкольного и начального образования. // Материалы первой республиканской научно-практической конференции. Козьмодемьянск, 1996.