Цели:
- сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова,
- повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость.
Оборудование:
- учебник,
- задачник,
- толковые словари,
- демонстрационные таблицы,
- сюжетные картинки.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Наш учебник так и называется
“К тайнам нашего языка”.
2. Организация класса и цель детям.
- Сегодня я предлагаю нашим ребятам провести урок-исследование. А что значит исследовать?
(Ответы детей).
- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!
- Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.
- Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники, задачники, толковые словари.
Исследовать тему мы будем по этапам.(Этапы записаны на доске в виде плана. Рисунок 1.)
Этап первый “Работа с однокоренными словами”.
Мальчик-иностранец подобрал однокоренные слова и записал их. Назови лишнее.
Нос, носильщик, носатый, носик.
Докажи, почему это слово лишнее? (др. значение) Какое другое значение?
- Отлично справились с заданием, значит, легко нам будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных.
- У вас открыт учебник. Посмотрите на упр. 407. Объясни значение каждого из слов с помощью однокоренного слова.
- Объясни с помощью однокоренного слова кого так называют?
Л_нивый | с_лач | б_гун | ст_рушка |
Гр_знуля | ч_стюля | м_лютка | х_трец |
- А теперь реши орфографические задачи любым способом. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Не забывай подчеркивать вставленную букву.
1 ряд – 1, 2 столбик, 2 ряд – 3, 4 столбик. Самостоятельно.
- Самопроверка.(На доске буквы – сравни - проверь себя) Е Я И И Е А А И
Первый вывод: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву в корне?
Каллиграфия!!!! - Внимательно посмотри на первую строчку в тетради и выпиши на поля сочетания букв, которые не получились.
Этап второй. “Объясни значения слов”.
- Попробуем решить орфографические задачи с помощью толковых словарей.
1 ряд – Б.ГЛЕЦ
2 ряд – Ч.РТЁЖНИК
- Прочитайте значения найденных слов.
- В первом случае объяснение значения слова быстро помогло решить задачу потому, что проверочное однокоренное слово уже слышим БЕГСТВОМ.
- Во втором случае нельзя сказать, что решили задачу по словарю. Поэтому мыслим дальше и подбираем сами однокоренное слово. (Специалист по черчению, он что делает? – ЧЕРТИТ чертежи)
Этап третий. “Информация автора учебника”
- Что же нам говорит автор учебника по этому поводу. (На странице 139 учебника первый раз каждый читает для себя, второй раз ученица читает вслух.
Видишь как много слов, в корнях которых ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением. |
- Появляется новое правило (Вывесить табличку- правило. Рисунок 2.), Дети читают ее вслух.
Закрываем учебники.
ФИЗМИНУТКА.
Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.
Этап четвертый “Реши орфографические задачи”
Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи прямо в задачнике!
- Находим упражнение № 410.
- Как будешь действовать, вставляя нужную букву? (Буду объяснять значение слова!!!!!)
Карандаш к работе готов?
КОГДА ТАК ГОВОРЯТ?
КОГДА ТАК НАЗЫВАЮТ?
КОГО ИЛИ ЧТО ТАК НАЗЫВАЮТ?
- Вывод: Что помогало нам решать орфографические задачи?
(ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ)
- Почему? (Указать на правило и зачитываем его вместе из рамочки на доске)
- Потому, что объяснение значения слова – это способ проверки корней.
Этап пятый “Проблемная ситуация”
Мальчик-иностранец в сомнении. Ему встретились слова с одинаковыми по звучанию корнями. Он не может без вашей помощи решить орфографические задачи. Помогите ему!!! Что ему посоветуете?(Рисунок 3)
(НАДО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ И ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ).
- Раск.лоть дрова, зак.литься на солнце.
- Пол.скать белье, пол.скать щенка.
- Зап.вать песню, зап.вать лекарство.
- Устно ребята доказывают выбор букв, а письменно записывают ту пару сочетаний, которая понравилась.
- Взаимопроверка в парах. Проверь только это задание. Чей сосед не справился?
- Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней – это объяснение значения слова.
Этап шестой “Работа корректора”.
На этом этапе вам предстоит править ошибки. В упражнении 411 задачника слова написаны с ошибками.
Ваша задача записать слова правильно, перед каждым - устно доказывать выбор, решение.
- Самостоятельная работа в течение пяти минут. (Оценки по ходу работы комментирую ученикам).
- Проверяем! Два ученика зачитывают и доказывают вслух свой выбор.
Этап седьмой “Итог исследования”.
Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему?
Правило!!!
- Это и есть еще одна открытая нами тайна!!!
- А для закрепления знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю домашнее задание.
Для ребят, у которых на парте лежат красные жетоны - упражнение 409.
Задание - Ты, наверное, догадаешься почему люди дали такие названия. А если поймешь это, то правильно напиши корни слов и устно объясни выбор букв.
Р_ка (В, в)_ртушинка Оз_ро (З,з)м_инка Д._еревня (С,с)_сновка |
Яичница-гл_зунья Шапка-нев_димка К_фейник |
Остальные учащиеся выполнят упражнение 408.
Задание – Что делают люди этих профессий, где работают? Объясни значение слов, а потом запиши их.
В_дитель Стр_итель П_сатель Ч_ртёжник |
П_чтальон Л_сник |
Итог урока.
- Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. Большое спасибо за это автору учебника Марине Сергеевне Соловейчик, толковым словарям. А ребятам – спасибо за урок!!!