Урок-исследование по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова,
  • повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

  • учебник,
  • задачник,
  • толковые словари,
  • демонстрационные таблицы,
  • сюжетные картинки.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Наш учебник так и называется

“К тайнам нашего языка”.

2. Организация класса и цель детям.

- Сегодня я предлагаю нашим ребятам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

(Ответы детей).

- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

- Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.

- Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники, задачники, толковые словари.

Исследовать тему мы будем по этапам.(Этапы записаны на доске в виде плана. Рисунок 1.)

Этап первый “Работа с однокоренными словами”.

Мальчик-иностранец подобрал однокоренные слова и записал их. Назови лишнее.

Нос, носильщик, носатый, носик.

Докажи, почему это слово лишнее? (др. значение) Какое другое значение?

- Отлично справились с заданием, значит, легко нам будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных.

- У вас открыт учебник. Посмотрите на упр. 407. Объясни значение каждого из слов с помощью однокоренного слова.

- Объясни с помощью однокоренного слова кого так называют?

Л_нивый с_лач б_гун ст_рушка
Гр_знуля ч_стюля м_лютка х_трец

- А теперь реши орфографические задачи любым способом. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Не забывай подчеркивать вставленную букву.

1 ряд – 1, 2 столбик, 2 ряд – 3, 4 столбик. Самостоятельно.

- Самопроверка.(На доске буквы – сравни - проверь себя) Е Я И И    Е А А И

Первый вывод: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву в корне?

Каллиграфия!!!! - Внимательно посмотри на первую строчку в тетради и выпиши на поля сочетания букв, которые не получились.

Этап второй. “Объясни значения слов”.

- Попробуем решить орфографические задачи с помощью толковых словарей.

1 ряд – Б.ГЛЕЦ

2 ряд – Ч.РТЁЖНИК

- Прочитайте значения найденных слов.

- В первом случае объяснение значения слова быстро помогло решить задачу потому, что проверочное однокоренное слово уже слышим БЕГСТВОМ.

- Во втором случае нельзя сказать, что решили задачу по словарю. Поэтому мыслим дальше и подбираем сами однокоренное слово. (Специалист по черчению, он что делает? – ЧЕРТИТ чертежи)

Этап третий. “Информация автора учебника”

- Что же нам говорит автор учебника по этому поводу. (На странице 139 учебника первый раз каждый читает для себя, второй раз ученица читает вслух.

Видишь как много слов, в корнях которых ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.

- Появляется новое правило (Вывесить табличку- правило. Рисунок 2.), Дети читают ее вслух.

Закрываем учебники.

ФИЗМИНУТКА.

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.

Этап четвертый “Реши орфографические задачи”

Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи прямо в задачнике!

- Находим упражнение № 410.

- Как будешь действовать, вставляя нужную букву? (Буду объяснять значение слова!!!!!)

Карандаш к работе готов?

КОГДА ТАК ГОВОРЯТ?

КОГДА ТАК НАЗЫВАЮТ?

КОГО ИЛИ ЧТО ТАК НАЗЫВАЮТ?

- Вывод: Что помогало нам решать орфографические задачи?

(ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ)

- Почему? (Указать на правило и зачитываем его вместе из рамочки на доске)

- Потому, что объяснение значения слова – это способ проверки корней.

Этап пятый “Проблемная ситуация”

Мальчик-иностранец в сомнении. Ему встретились слова с одинаковыми по звучанию корнями. Он не может без вашей помощи решить орфографические задачи. Помогите ему!!! Что ему посоветуете?(Рисунок 3)

(НАДО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ И ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ).

- Раск.лоть дрова, зак.литься на солнце.

- Пол.скать белье, пол.скать щенка.

- Зап.вать песню, зап.вать лекарство.

- Устно ребята доказывают выбор букв, а письменно записывают ту пару сочетаний, которая понравилась.

- Взаимопроверка в парах. Проверь только это задание. Чей сосед не справился?

- Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней – это объяснение значения слова.

Этап шестой “Работа корректора”.

На этом этапе вам предстоит править ошибки. В упражнении 411 задачника слова написаны с ошибками.

Ваша задача записать слова правильно, перед каждым - устно доказывать выбор, решение.

- Самостоятельная работа в течение пяти минут. (Оценки по ходу работы комментирую ученикам).

- Проверяем! Два ученика зачитывают и доказывают вслух свой выбор.

Этап седьмой “Итог исследования”.

Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему?

Правило!!!

- Это и есть еще одна открытая нами тайна!!!

- А для закрепления знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю домашнее задание.

Для ребят, у которых на парте лежат красные жетоны - упражнение 409.

Задание - Ты, наверное, догадаешься почему люди дали такие названия. А если поймешь это, то правильно напиши корни слов и устно объясни выбор букв.

Р_ка (В, в)_ртушинка

Оз_ро (З,з)м_инка

Д._еревня (С,с)_сновка

Яичница-гл_зунья

Шапка-нев_димка

К_фейник

Остальные учащиеся выполнят упражнение 408.

Задание – Что делают люди этих профессий, где работают? Объясни значение слов, а потом запиши их.

В_дитель

Стр_итель

П_сатель

Ч_ртёжник

П_чтальон

Л_сник

Итог урока.

- Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. Большое спасибо за это автору учебника Марине Сергеевне Соловейчик, толковым словарям. А ребятам – спасибо за урок!!!