Автор учебника Соловейчик Т. М. 2 класс.
Цели:
- закрепить умение строить, выделять и оформлять предложения;
- расширять речевой опыт учащихся;
- формировать пунктуационную зоркость.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Разминка рук.
Этот палец большой.
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал.
Этот палец суп варил,
Этот палец печь топил.
Полетели гуси в рот,
А оттуда и в живот. Вот!
- Запишите число. Обозначьте все орфограммы.
- Над изучением какой темы мы работаем вот уже несколько уроков?
Д. – Мы учимся выражать свои мысли и чувства. Учимся строить предложения.
- При помощи чего выражают мысли?
Д. – Мы выражаем свои мысли при помощи предложений.
- О каких правилах надо помнить при построении предложений?
Д. – Слова должны быть связаны между собой так, чтобы было понятно: о чем и что мы хотим сказать. В предложении должна быть выражена мысль.
Д. – Когда составляем предложение, то сначала думаем, о чем и что хотим сказать, а потом подбираем слова, расставляем их в нужном порядке и связываем между собой.
Проверка домашнего задания. Дети должны были придумать и записать одно–два предложения-картинки про предмет, о котором бы им захотелось нам рассказать.
- Оцените, получилась ли картинка, о чем поведал автор, предложение ли это, четко ли автор произносил слова, рисовал ли голосом?
2. Минутка чистописания.
– Ребята, вы все правильно сказали, но надо не только уметь составлять предложения, но и уметь красиво их оформлять на письме. Давайте потренируемся в записи букв.
- Назовите парные согласные звуки в слове октябрь.
Д. – Это звуки – к, т, б.
- Назовите парный звонкий согласный звук. Какой буквой он обозначается?
Б
- Дайте характеристику букве.Д. – Буква Бэ обозначается звуками твердым б, мягким б,. Эти звуки согласные, звонкие, парные, значит на конце слова и перед глухим согласным будут вызывать опасность.
Я пишу соединения на доске, а дети одновременно со мной в воздухе.
Бб // бб // биб // - Записать этот набор букв в тетради и повторить его до конца строки.
3. Словарная работа.
- Подберите слова, которые имеют такие сочетания букв.
Д. – Суббота, библия, библиотека.
- Мне понравилось слово библиотека. Что это такое?
- Давайте запишем это слово. Что необходимо сделать?
(Делим слово на слоги, ставим ударение.)
- Запишем, оставляя задачи на месте опасных букв.
Б . бл . . тека
- Так оставить слово нельзя. Надо решить задачи. Как?
Д. – Надо посмотреть в словарик, но там этого слова нет. Можно спросить у учителя, а еще нам может помочь справочное бюро.
- Давайте обратимся в справочное бюро. (Эти слова написаны в углу доски)
Вы видите 2 слова: одно написано правильно и грамотно (библиотека), а другое зашифровано (рисунок 1).
- Какие буквы зашифрованы? (и, и, о)
- Что подскажет нам шифр из этого слова?
Д. – Шифр поможет решить задачи в слове библиотека.
(Задачи решили, и слово еще раз почитали, чтобы проконтролировать правильность написанного, а также для запоминания нового слова.)
- Давайте познакомимся с семьей нашего слова. Найдите родственное слово в стихотворении (стихотворение написано на карточке и читает его ученик класса).
Каких профессий только в мире нет.
Художник, повар и шофер,
Учитель, доктор и аптекарь,
Но есть еще библиотекарь!
- Как раз сегодня отмечается профессиональный праздник библиотекарей. После урока можете пойти и поздравить наших библиотекарей с их профессиональным праздником.
Давайте запишем это слово, оставляя задачи. Можем ли мы решить задачи.
Д. – Да. Ведь мы знаем, как пишется слово библиотека.
Аналогично работаем со словом библиотечный.
4. Работа над предложением.
Можно ли сказать, что мы записали предложение? Почему?
Д. – Нет. Это отдельные слова. Они не связаны между собой по смыслу.
Как составить предложение о библиотеке?
Д. – Мы сначала думаем, о том, что хотим сказать о библиотеке, потом подбираем слова, расставляем их в нужном порядке и связываем между собой.
Д. – В библиотеке есть много интересных книг. Я взяла в библиотеке интересную книгу о пиратах.
- Давайте посмотрим упражнение 206 в учебнике.
В этом доме ж . ву . не люд . , а книг . это библиотека в ней можно найти много интересного.
Постарайтесь прочитать с интонацией конца мысли. Сколько предложений вы можете насчитать? Как на письме показать конец предложения?
Спишите эти предложения, показывая границы и решая задачи. Какое новое слово встретилось? Спишите его особенно внимательно.
– Давайте проверим, как вы решили задачи?
– Дома вы аналогично выполните упражнение 202.
5. Физминутка.
6. - Придумайте несколько предложений по картинке. О ком будем говорить? Что о ней будем говорить?
( Можно предложить любые картинки. У меня была картинка с пчелкой, собирающей нектар с цветов. )
7. - Антон – первоклассник тоже придумал предложения, но случайно стер некоторые слова, а теперь не может вспомнить какие.
Прочитайте текст.
… сыпле. золотые монетки. … засыпае. дорожки узкими лодоч?ками. … роняе . ж . лтые, красные звезд. .
- Можно ли назвать написанное - предложениями?
Д. – Нет, потому что не хватает некоторых слов, и нет смысла.
- О каких деревьях идет речь? (Рисунки березы, клена, плакучей ивы помогут догадаться, о каких деревьях говорится в тексте.).
- Что происходит с деревьями осенью?
- Вам понравились предложения, которые придумал Антон? Почему? Как он говорит о листьях березы, клена, ивы? Как они падают? С чем сравнивает листья? Почему именно такое сравнение подобрал Антон?
- Как на письме надо выделить предложение?
- Прочитать с интонацией конца мысли.
- Какие еще знаки видите в предложениях? Почему они там написаны?
Д. – Запятые стоят, потому что перечисляем без слов помощников.
- Списать предложение, в котором есть перечисление. Решить задачи.
- Давайте проверим, как вы записали предложение, как решили задачи..
8. Сейчас особенно важный момент на уроке! Мы откроем новую тайну!
Упражнение 204 учебника.
Прочитайте. Сравните записи. Попробуйте найти опечатку.
- Доченька, посмотри чайник. - Мама булькает! |
Сравни: Мама, булькает! |
- Почему вы смеетесь? Какую из записей быстрее понимаешь? Почему?
Сравните интонацию (Я читаю).
Какой серьезный вывод помогает сделать смешная опечатка? Какую же тайну мы открыли?
Д. – Когда обращаешься к кому-либо, надо выделить это слово интонацией, сделать паузу, чтобы было понятно, к кому вы обращаетесь. А при письме надо поставить запятую, чтобы выделить обращение.
Стр. 72 – правило о правописании обращений.
Придумайте предложения
, в которых вы будете обращаться к кому-либо, а на письме надо будет поставить запятую.9. - Прочитайте с интонацией конца мысли.
(Текст написан на карточке и читает его ученик класса).
- Подумайте, сколько в тексте предложений?
Осень. Денис, а ты видел, когда исчезли стрижи? Они всегда отправляются в путь первыми. Последними улетают грачи, жаворонки, скворцы, утки, чайки.
Что интересного заметили в предложениях? Как обращение, перечисление покажем на письме?
10. Разминка глаз.
Не двигая головой, а только глазами, посмотреть в верхний левый угол, в верхний правый угол, в нижний левый угол, в нижний правый угол. Поморгали, поморгали, поморгали. Зажмурили, широко раскрыли. Посмотрели на доску, на носик, на доску, на носик.(Выполнить несколько раз).
11. Упражнения на закрепление и релаксацию.
Упражнение 207. (Выполняется устно).
Прочитайте. Вы что-нибудь понимаете? Почему?
1 | 4 | 4 | |
Ехал | кактус | на окне, | |
2 | 3 | 2 | |
Вел | старушку | на ремне, | |
3 | 2 | 3 | 3 |
А | собачка | в это | время |
4 | 1 | 1 | |
Мыла | Ваню | на коне. |
Можно ли так соединить слова? А как надо?
12. Прочитайте текст, который переписал наш иностранный друг Чарли. Что он забыл сделать?
Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят.
- Как правильно расставить точки? Какой текст получился теперь? Прочитайте с интонацией конца мысли.
- Какой вывод можем сделать на нашем уроке?
Д. – Нужно правильно ставить знаки не только в конце предложения, но и в середине. Они помогают правильно понимать смысл и передавать его при чтении.
Д. – При составлении предложений, нужно не просто приставлять слова друг к другу, а сначала думать: о чем и что я хочу сказать, как лучше расположить слова.
Стр. 73 – правило.
13. Итог. Рефлексия.
С какой тайной нашего языка мы познакомились, с каким словом?
На что надо обращать внимание при чтении и записи предложений?
За что ты можешь себя похвалить? На что необходимо обратить внимание? Что надо учесть на будущее?
Нравится ли вам открывать тайны нашего языка? Какое личико вы выберете?