В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” осуществляется постепенный переход от унитарной школы к вариативному образованию. При этом приоритетными целями общего среднего образования становятся: формирование и свободное всестороннее развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. На достижение этих целей должна быть ориентирована и система современного школьного образования. Наряду с усвоением основ базовой науки, включающих важнейшие факты, понятия, теории и законы, язык науки, доступные обобщения мировоззренческого характера, обучение должно способствовать: развитию и интеллектуальному совершенствованию личности; формированию у обучающихся целесообразного поведения, разумного отношения к себе, людям, окружающей природной среде; выработке понимания общественной потребности в развитии наук, формированию у учащихся отношения к предметам как возможной области будущей практической деятельности Анализируя качество знаний учащихся за полный период обучения, пришли к выводу о его снижении в 9, 10 классах. Поэтому возникла необходимость создания условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся.
Под руководством профессора ИПК и ПРНО МО Б.В.Горячева был разработан цикл учебного процесса: цель - деятельность преподавания - средства преподавания и учения - деятельность учения – результат. Это требует пересмотра технологии обучения, рассчитанные на активизацию деятельности ученика, исследовательский подход. Нами были определены направления деятельности:
- Пропедевтическое изучение химии в 7 классе по авторской программе.
- Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.
- Организация исследовательской деятельности учащихся.
- Осуществление контактов с представителями науки, общественных организаций, других образовательных учреждений города и страны.
- Распространение и пропаганда материалов о своей деятельности, обмен опытом.
Программа рассчитана на несколько лет.
Предлагаем вам опыт нашей работы. В статье выделены основные проводимые мероприятия, в которых приняли участие учителя и учащиеся школы.
Тема 1
“Процесс обучения как целостная динамическая система”
Девиз: Завтра будет лучше, чем вчера.
Основные задачи: совершенствование методической оснащенности учителя, разработка программы систематического пропедевтического курса химии 7 класса.
Методическое совещание “Некоторые вопросы технологии урока”.
Административное совещание “Методическое обеспечение новых курсов”.
Педсовет “Основные направления развития инновационных процессов в школе и их научно-методическое обеспечение”.
Тема 2
“Приемы активизации учебной деятельности учащихся на уроке”
Основные задачи: Создание дидактического материала по методической теме, материала по гуманизации и гуманитаризации обучения.
Семинар для учителей района “Развитие учебной технологии в условиях современной школы”.
Методическое совещание “Эффективность урока - результат организации активной деятельности школьников”.
Фейерверк идей учителя по активизации учебной деятельности учащихся на уроке.
“Как побороть собственное однообразие”.
Педагогическая дискуссия “Понятие профессионализма, мастерства и творчества педагога”.
Тема 3
“Игры для интенсивного обучения”
Девиз:
Когда я слышу -я забываю.
Когда я вижу - я запоминаю.
Когда я делаю - я изучаю. Кити Долан.
Основные задачи:
- Сбор материала интегрированного межпредметного характера, разработка технологии игр для интенсивного обучения.
- Семинар для учителей района “Контроль знаний учащихся в условиях дифференцированного обучения”.
- Аукцион идей “Творческая лаборатория учителя”.
- “День любимого предмета”.
Тема 4
“Личностно-ориентированное обучение на уроке”
Основные задачи:
- с оздание комфортной, доброжелательной атмосферы во время занятий,
- создание эффективного и бесконфликтного общения учащихся друг с другом, отдельного учащегося с группой, учащегося с учителем, группы учащихся с учителем.
Педсовет “Учитель как демократ, творец, эрудит. Насколько это возможно и реально сегодня в школе?”.
Методическое совещание “Как заинтересовать тех, кто не хочет учиться?”
Тематический методический день “Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся”.
Цель: ознакомить учителей с инновационной системой контроля ЗУН учащихся на примере урока, с теоретическими аспектами проблемы.
Научно-методический совет “Деятельность учителя-путь к личности ученика”.
Тема 5
“Адаптивная система обучения”
Девиз: Знать – хорошо, но уметь - лучше. Гейбель.
Основные задачи:
“Гибкая, органично приспособленная” во всех своих компонентах к условиям максимального развития личности школьника, а в связи с этим обоснованность каждого элемента педагогического процесса, обеспечение контролируемости результатов учебной деятельности различными способами.
Эссе на тему “Моя педагогическая философия”.
Проверка журналов: состояние опроса, работа с учащимися разной учебной подготовки.
Тематический методический день “Творческая лаборатория учителя”.
Цель: показать на примере опыта работы учителя его систему.
Тема 6
“Развитие интереса учащихся средствами предмета”
Основные задачи: развитие познавательного интереса учащихся к предмету через продуманную организацию учебного процесса на уроках и во внеклассной работе.
Предметный конкурс для учащихся 7-11 классов “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.
Работа предметных клубов учащихся по интересам.
Методическое совещание “Формы и методы планирования и организации внеклассной работы по предмету”.
Методическая копилка “Открывая занавес урока”.
Открытый урок химии в 11 классе “Рынок глазами химика”.
“Приглашение-визит” на открытое мероприятие (для учителей и родителей).
Педсовет “Интеллектуальные ОУУН и их влияние на развитие творческой и познавательной активности учащихся”.
Школа педагогического опыта “Эффективность и качество внеклассных мероприятий, их влияние на успешное решение проблемы ОУУН”.
Тема 7
“Организация проектно-созидательной формы обучения”
Основные задачи: создание реально действующей системы межпредметных связей и комфортной образовательной среды для развития творческой индивидуальности школьников.
Работа над проектами монопредметными, межпредметными, надпредметными.
Участие в Российских конкурсах “Эко”, “Вода на Земле”, “Человек на Земле”.
Методическая оперативка “Досуг как средство развития личности”.
Круглый стол на тему “Школа и мое развитие”.
Тема 8
“Исследовательский подход в процессе обучения”
Основные задачи: 1. Разработать систему занятий по развитию и совершенствованию сложных учебных и исследовательских умений учащихся.
Специальные задания, направленные на реализацию проектных целей обучения.
На основе отбора и конструирования дидактического материала подготовить систему творческих заданий от исполнительского до исследовательского творчества.
Обмен творческими любезностями с другими школами на основе совместной программы творческо-экспериментальной деятельности.
Создание разновозрастных объединений по форме: учащиеся +учителя + родители +ученые для реализации научных исследований.
Методическая оперативка “Как подготовить учащихся к занятиям учебно-исследовательского характера”.
Презентация творческих мастерских интеллектуально-познавательной игры “Шаг в ХХI век”.
Выставка-отчет о системе работы творческих объединений школьников.
Цель: показать результат отдельного детского творчества и стимулирование его развития у всех учащихся.
Педсовет - творческий отчет “Владение педагогическими технологиями и методиками как показатель мастерства учителя”.
Цель: представить опыт работы учителей, владеющих навыками педагогических технологий и методиками.
Научно-практическая конференция в школе, районе, области.
Переписка с другими школами, организациями, СМИ.
Круглый стол на тему “Наша школа, какая она есть, какую мы хотим построить”.
Обобщение опыта работы учителей через “творческие портреты учеников”.
Участие в конкурсах исследовательского характера, научно-практических конференциях.
Предлагаемый опыт работы ни в коей мере не претендует на исключительность. Каждый руководитель-практик может использовать ее по своему усмотрению и разумно сочетать с традиционными методами своей работы.