Для оформления кабинета к уроку необходимо приготовить
географическую карту, где можно показать Норвегию.
Найти произведение Грига, его портрет. Произведения разных художников об осени.
Цель:
- привитие любви к творчеству К. Паустовского и развитие воображения при работе с текстом.
Задачи:
- Развивать творческое воображение.
- Учить составлять план прочитанного произведения.
- Учить выделять главное в содержании.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой - у нас хорошее настроение,
мы собираемся плодотворно поработать и узнать что-то
новое или вспомнить то, что знали.
Постановка задач урока.
На доске написано:
1 К.Паустовский.
2 “Корзина с еловыми шишками”.
3 Жанр?
4 Тема?
Ребята, посмотрите внимательно на запись на доске. Подумайте и попробуйте догадаться, какое открытие мы сегодня сделаем на уроке чтения?
Ответы и предложения школьников.
- Знакомство с писателем.
- Открытие тайн данного произведения.
- Определение жанра и темы.
- Учиться понимать текст, видеть в нем главную мысль, чему-то учиться.
- Сделать для себя открытие чего-то нового.
II. Подготовка к восприятию текста.
1. Вопросы к детям.
- Что вы больше всего любите читать- стихи, рассказы, сказки?
- Вспомните, что такое рассказ? Ответы детей.
На доске вписываем возле слова жанр- рассказ.
Мы с вами познакомимся с рассказом К. Паустовского.
- Ребята, а о чем пишет К.Паустовский?
Ответы детей. О природе.
2. Сейчас по названию рассказа мы попытаемся догадаться о чем будем читать.
Ответы детей.
- О шишках.
- О природе.
Спасибо! А кто из вас знает, как выглядит еловая шишка?
Варианты ответов детей. Показ шишки, если есть, рисунка.
3. Работа с иллюстрацией из учебника.
Страница 122. Как вы считаете, кто еще будет встречаться рассказе?
Ответы учеников.
– Девочка.
– Мужчина.
– Осень. (На вопрос - что?).
Завершение подготовительного этапа и предположения содержания текста.
Ф-и-з-м-и-н-у-т-к-а под музыку.
4.Чтение 1 части.
Перед чтением минутный настрой.
Мы попадаем в удивительный мир, который поможет нам лучше понять происходящие в жизни события и задуматься о тех людях, которые
находятся рядом с нами.
Читают дети в классе по переменки.
III. Работа с прочитанной частью из рассказа.
Мы познакомились с содержанием 1 части. Действительно, в ней встретилось многое, о чем мы и предполагали.
1. А что нового мы узнали из части?
Ответы детей.
- Главные персонажи - Дагни и Э.Григ.
- Композитор Норвегии.
- Описание красоты природы.
Здесь показываю портрет композитора, на карте находим Норвегию, определяем о чем больше писал музыку композитор. если он жил на берегу моря.
- О чем произошел диалог между Дагни и Григом?
- А почему Григ заговорил именно о подарке с девочкой?
- Почему Дагни говорила именно о кукле и о дедушке?
- Что самое главное в 1 части?
IV. Давайте озаглавим эту часть. Варианты детей.
Встреча. Подарок. Беседа.
Запись на доске.
Как вы считаете, что будет дальше?
Ответы детей.
- Напишет музыку.
- Они встретятся...
Хотите узнать? Тогда читаем дальше.
1. Чтение 2 части цепочкой.
Что же узнали нового?
Ответы детей.
- Григ пишет музыку.
- Мечтает.
- Зима.
- Мечты о встрече с девушкой.
2. Озаглавим 2 часть. Мечта. Написание музыки.
Запись выбранного детьми заголовка на доске.
Прослушивание произведения композитора Грига.
- Какое у вас настроение после услышанной мелодии?
- Какой фрагмент из рассказа вы вспоминаете? Почему? Объясните.
- Что мы можем рассказать о характере Грига?
3. Каждый человек талантлив по-своему, многим людям хочется поделиться своим состоянием души с другими: радостью, горем, тоской. И появляются на свет замечательные шедевры, созданные талантливыми создателями.
- Ребята, как вы думаете, какие это работы?
Ответы и мысли в слух.
Да, словом владеет поэт и писатель, красками и кистью - поэт, а композитор - звуками....
V. Давайте мы все вместе подведем итог того, что мы сегодня узнали на занятии.
Смогли ли мы с вами выполнить задачу, которую поставили в начале урока?
Отвечаем по плану на доске.
Ответы и впечатления детей.
Что больше понравилось? Почему?
А вы хотите узнать, чем же закончилась эта история?
VI. Дома: Дочитать рассказ до конца и озаглавить части.
Кто хочет, может нарисовать рисунок к произведению.