Урок по К.Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: Эдвард Григ, Девочка Дагни детство природа композитор


Для оформления кабинета к уроку необходимо приготовить

географическую карту, где можно показать Норвегию.

Найти произведение Грига, его портрет. Произведения разных художников об осени.

Цель:

  • привитие любви к творчеству К. Паустовского и развитие воображения при работе с текстом.

Задачи:

  • Развивать творческое воображение.
  • Учить составлять план прочитанного произведения.
  • Учить выделять главное в содержании.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психологический настрой - у нас хорошее настроение,

мы собираемся плодотворно поработать и узнать что-то

новое или вспомнить то, что знали.

Постановка задач урока.

На доске написано:

1 К.Паустовский.

2 “Корзина с еловыми шишками”.

3 Жанр?

4 Тема?

Ребята, посмотрите внимательно на запись на доске. Подумайте и попробуйте догадаться, какое открытие мы сегодня сделаем на уроке чтения?

Ответы и предложения школьников.

- Знакомство с писателем.

- Открытие тайн данного произведения.

- Определение жанра и темы.

- Учиться понимать текст, видеть в нем главную мысль, чему-то учиться.

- Сделать для себя открытие чего-то нового.

II. Подготовка к восприятию текста.

1. Вопросы к детям.

- Что вы больше всего любите читать- стихи, рассказы, сказки?

- Вспомните, что такое рассказ? Ответы детей.

На доске вписываем возле слова жанр- рассказ.

Мы с вами познакомимся с рассказом К. Паустовского.

- Ребята, а о чем пишет К.Паустовский?

Ответы детей. О природе.

2. Сейчас по названию рассказа мы попытаемся догадаться о чем будем читать.

Ответы детей.

- О шишках.

- О природе.

Спасибо! А кто из вас знает, как выглядит еловая шишка?

Варианты ответов детей. Показ шишки, если есть, рисунка.

3. Работа с иллюстрацией из учебника.

Страница 122. Как вы считаете, кто еще будет встречаться рассказе?

Ответы учеников.

– Девочка.

– Мужчина.

– Осень. (На вопрос - что?).

Завершение подготовительного этапа и предположения содержания текста.

Ф-и-з-м-и-н-у-т-к-а под музыку.

4.Чтение 1 части.

Перед чтением минутный настрой.

Мы попадаем в удивительный мир, который поможет нам лучше понять происходящие в жизни события и задуматься о тех людях, которые

находятся рядом с нами.

Читают дети в классе по переменки.

III. Работа с прочитанной частью из рассказа.

Мы познакомились с содержанием 1 части. Действительно, в ней встретилось многое, о чем мы и предполагали.

1. А что нового мы узнали из части?

Ответы детей.

- Главные персонажи - Дагни и Э.Григ.

- Композитор Норвегии.

- Описание красоты природы.

Здесь показываю портрет композитора, на карте находим Норвегию, определяем о чем больше писал музыку композитор. если он жил на берегу моря.

- О чем произошел диалог между Дагни и Григом?

- А почему Григ заговорил именно о подарке с девочкой?

- Почему Дагни говорила именно о кукле и о дедушке?

- Что самое главное в 1 части?

IV. Давайте озаглавим эту часть. Варианты детей.

Встреча. Подарок. Беседа.

Запись на доске.

Как вы считаете, что будет дальше?

Ответы детей.

- Напишет музыку.

- Они встретятся...

Хотите узнать? Тогда читаем дальше.

1. Чтение 2 части цепочкой.

Что же узнали нового?

Ответы детей.

- Григ пишет музыку.

- Мечтает.

- Зима.

- Мечты о встрече с девушкой.

2. Озаглавим 2 часть. Мечта. Написание музыки.

Запись выбранного детьми заголовка на доске.

Прослушивание произведения композитора Грига.

- Какое у вас настроение после услышанной мелодии?

- Какой фрагмент из рассказа вы вспоминаете? Почему? Объясните.

- Что мы можем рассказать о характере Грига?

3. Каждый человек талантлив по-своему, многим людям хочется поделиться своим состоянием души с другими: радостью, горем, тоской. И появляются на свет замечательные шедевры, созданные талантливыми создателями.

- Ребята, как вы думаете, какие это работы?

Ответы и мысли в слух.

Да, словом владеет поэт и писатель, красками и кистью - поэт, а композитор - звуками....

V. Давайте мы все вместе подведем итог того, что мы сегодня узнали на занятии.

Смогли ли мы с вами выполнить задачу, которую поставили в начале урока?

Отвечаем по плану на доске.

Ответы и впечатления детей.

Что больше понравилось? Почему?

А вы хотите узнать, чем же закончилась эта история?

VI. Дома: Дочитать рассказ до конца и озаглавить части.

Кто хочет, может нарисовать рисунок к произведению.