Открытый урок во 2-м классе по теме: "Тундра"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с расположением тундр на карте приходных зон мира, с особенностями климата тундры, ее растительным и животным миром.
  • Развить умение находить общие свойства экосистемы.

Оборудование:

  • Глобус Земли, карта природных зон мира, гербарий, рисунки животных, растений тундры, атлас “Мир и человек”, схемы.

Ход урока

I. Организационный момент /психологический настрой/.

П. Введение.

- Как называется планета, на которой мы с вами живем? /Земля/.

- На уроках окружающего мира мы… /путешествуем по нашей планете, изучаем явления природы./

- Это важно, т.к. вы сможете не только понимать окружающий нас мир и свое место в нем, но и предсказывать то, что будет происходить в нем, учиться правильно вести себя в этом мире.

Сегодня отправляемся в очередное путешествие за знаниями.

III. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

1)  Представьте ситуацию: ученики нашего класса Ксения и Саша отправляются в путешествие из нашего города Саяногорска: Ксения – на север, Саша – на юг. Одинаковую или разную природу увидят дети?

2)  Для ответа на вопрос вспомните, пожалуйста:

  • Что такое экватор? /Самая большая параллель, она делит земной шар на Северное и Южное полушария/.
  • Полюс? /Их два, это крайние точки на воображаемой земной оси/.
  • Почему на различные участки земли падает разное количество солнечных лучей? /Земля - шар./
  • Какой закон природы позволяет объяснить, почему на одном участке Земли живут белые медведи, а на другом - жирафы, слоны? (На доске: рисунки животных).
  • А в результате? /Температура воздуха - разная, климат разный./

Вывод: вслед за изменением климата, меняются и живые обитатели климатических поясов. Значит, Ксения попадет в холодный климатический пояс, а Саша окажется в жарком климатическом поясе - они увидят разную природу.

IV. Совместное “открытие” знаний.

  • Путешествуем на север планеты. В какой природной зоне оказались? / “Тундра” /

План на доске. Ваша задача: выяснить особенности климата тундры.

2. Как обитатели тундр приспособились к условиям жизни?

  • Работа по карте природных зон (учебник стр. 119).

Каким цветом на карте обозначена зона тундр?

В какой части Европы и Азии расположена тундра? (Вдоль побережья северных морей.) Слово “тундра” в переводе с финского языка значит: “бесплодная, враждебная”.

  • Каков климат в тундре?

Чтение текста по учебнику - стр. 64.

  • Почему на полюс зимой не попадают солнечные лучи? /В это время Солнце освещает южную часть полушария./ (На доске открывается плакат “Солнечные лучи скользят по поверхности Земли.”)
  • Какая полярная зима? (Долгая, t°= -50°С) Северное сияние. (Рисунок учебника.)

Есть слой вечной мерзлоты, оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 50 см. (На доске: картина “Тундра зимой”.) Талые воды не просачиваются, поэтому в тундре много болот. /Открываются схемы — плакаты - лето, зима, болота, указываются связи./

V. Объяснение нового материала.

1) Почва есть. Чему она дает жизнь? /Растительности/ (работа с атласом “Мир и человек”). Какие растения вам уже знакомы?

Физ. минутка .

2) Работа с гербарием (работа в парах).

Отгадайте:

  • Без корней, растущее в сырых местах. /Мох — показать, рассказ учителя/.
  • Болотные растения со съедобными ягодами, которые похожи на малину /Морошка/.
  • Вид лишайника, которым питаются олени. /Ягелъ - рассказ о нем/.
  • О каком растении расскажет Настя? /Карликовая береза/.

Вывод: Что общего у всех этих растений? (Короткие корни, низкорастущие, стелющиеся, мелкие листья).

Почему? Их роль в экосистеме? /Кормильцы./

3) Назовите животных тундры.

Какие раньше не были вам знакомы?

Игра “Исключи лишнее.”

(На доске карточки с изображением животных зоны тундр и других зон.)

Дополни группу (1—2 животных).

Вывод: Как приспособились животные? /Белая, светлая окраска, пух, густая шерсть, толстый слой подкожного жира/.

4) Самостоятельная работа (учебник стр.66).

Цепи питания.

VI. Творческое задание.

“Оказывается, что в тундрах ...” - продолжите (работа в группах).

(Рефлексия - вернуться к задачам уроке.)

VII. О ком еще, живущих в тундре, мы не говорили? /О человеке./ В тундре огромные запасы природных богатств.

Нарушается равновесие в экосистеме. Международный союз охраны природы и природных ресурсов - в целях сохранения редких и исчезающих видов животных и растений, принял решение - издать особую книгу - “Красную” книгу. Попавшие в нее обитатели, находятся под охраной закона. (Зачитать об охраняемых обитателях тундры). Прочитайте стихотворение, автор П. Гвездоелов.

Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
к красоте можно только сердцем.

VIII. Итог урока.

IX. Домашнее задание:

Учебник стр. 63-66, тетрадь задание 81, 82, составить кроссворд по теме “Тундра”.