Логопед (Л): Сегодня мы будем составлять рассказ по картине “Белые медведи летом”. (Рисунок 1)
1. Выделение частей картины.
Л: Сначала выделим части картины. Назовите, что вы видите.
Дети (Д) называют части картины, логопед записывает их на доске.
Д:
медведица | первый медвежонок | второй медвежонок | |
море | берег | льдины |
|
небо | облака |
камни |
цветы |
2. Подбор образных характеристик.
Л: Давайте подберём характеристики к каждому выделенному вами объекту.
Л: Какая медведица?
Д: Белая, заботливая, большая, ласковая.
Л: Какие медвежата?
Д: Маленькие, неуклюжие, несмышлёные, проворные, быстрые.
Л: Какое море?
Д: Холодное, соленое, серое.
Л: Какие скалы?
Д: Голые, серые, острые, большие, высокие.
Л: Какие льдины?
Д: Снежные, ледяные, толстые, белые, большие.
Л: Какое небо?
Д: Серое, низкое, дымчатое.
Л: Какие облака?
Д:Белые, пушистые, перистые.
Л: Какой берег?
Д: Морской, каменистый, мокрый.
Л: Какие Камни?
Д: Большие, тяжелые, покрытые мхом, холодные.
Л: Какие цветы?
Д: Белые, мелкие, северные, нежные.
3. Работа со словарем и установление связей между объектами.
Л: Прочитаем в словаре определение слова “валун”. “Валун- огромный камень, покрытый мхом”. Можно ли сказать, что берег покрыт валунами?
Д: Да. Берег покрыт скользкими, холодными валунами. Можно еще сказать, что морской берег усыпан большими, покрытыми мхом камнями.
Л: Это вы объединили берег и камни. А что еще можно объединить?
Д: Первый медвежонок и льдина. Проворный медвежонок уже стоит на льдине и ждет брата.
Второй медвежонок и море. Второй медвежонок вылезает из моря на льдину.
Небо и облака. По серому низкому небу плывут белые пушистые облака.
Небо и море. Над холодным северным морем нависло дымчатое небо.
Берег и цветы. На каменистом берегу растут мелкие белые цветы.
4.Физминутка.
Встали быстро по порядку, Как медведи на зарядку. Лапы в стороны, Согнули, Вверх подняли, Помахали. На носочки поднялись, Опустились, Лапы вниз. |
встали, руки вдоль туловища руки в стороны руки к плечам руки вверх машем кистями встали на носки опустились руки опустили вниз. |
5. Составление загадок.
Л: А теперь давайте составим загадку про медведицу по схеме:
На что похоже? | Чем отличается? |
Д: | |
Как бурый медведь, | но белая. |
Как ком ваты, | но живая. |
Как созвездие, | но живет во льдах. |
Л: составим загадку про облако по другой схеме.
Какой? | Что такое же? |
Д: | |
легкое | как пух |
белое | как снег |
пушистое | как медвежонок. |
6.Выстраивание временной последовательности, составление рассказа.
Л: Что было с семьей медведей до того, как они пришли к морю?
Д: Медведица с медвежатами проснулись утром. Стояло короткое северное лето, и медведям было жарко. Поэтому они решили искупаться и отправились к морю.
Л: Что же они там увидели?
Д: Берег моря был усеян скользкими валунами, покрытыми мхом. Между камней росли мелкие северные цветы. Над холодным морем нависло серое небо, по которому плыли белые пушистые облака.
Л: И что же стали делать медведи?
Д: Маленькие медвежата первые залезли в воду. Они стали весело резвиться. Наплававшись, они вылезли на большую заснеженную льдину и стали ждать мать.
Медведица нырнула в море и поплыла к медвежатам.
Л: Как вы думаете, что медведи стали делать потом.
Д: Они проголодались и медведица стала ловить рыбу, чтобы накормить медвежат.
7. В конце занятия дети придумывают свои рассказы по картине.
На дом даётся задание нарисовать медведицу с медвежатами.
На следующем занятии рассказы можно записать и присоединить к детским рисункам.