Составление повествовательного рассказа по картине "Белые медведи летом"

Разделы: Начальная школа


Логопед (Л): Сегодня мы будем составлять рассказ по картине “Белые медведи летом”. (Рисунок 1)

1. Выделение частей картины.

Л: Сначала выделим части картины. Назовите, что вы видите.

Дети (Д) называют части картины, логопед записывает их на доске.

Д:

медведица первый медвежонок второй медвежонок
море берег

льдины

небо

облака

камни

цветы

 2. Подбор образных характеристик.

Л: Давайте подберём характеристики к каждому выделенному вами объекту.

Л: Какая медведица?

Д: Белая, заботливая, большая, ласковая.

Л: Какие медвежата?

Д: Маленькие, неуклюжие, несмышлёные, проворные, быстрые.

Л: Какое море?

Д: Холодное, соленое, серое.

Л: Какие скалы?

Д: Голые, серые, острые, большие, высокие.

Л: Какие льдины?

Д: Снежные, ледяные, толстые, белые, большие.

Л: Какое небо?

Д: Серое, низкое, дымчатое.

Л: Какие облака?

Д:Белые, пушистые, перистые.

Л: Какой берег?

Д: Морской, каменистый, мокрый.

Л: Какие Камни?

Д: Большие, тяжелые, покрытые мхом, холодные.

Л: Какие цветы?

Д: Белые, мелкие, северные, нежные.

 3. Работа со словарем и установление связей между объектами.

Л: Прочитаем в словаре определение слова “валун”. “Валун- огромный камень, покрытый мхом”. Можно ли сказать, что берег покрыт валунами?

Д: Да. Берег покрыт скользкими, холодными валунами. Можно еще сказать, что морской берег усыпан большими, покрытыми мхом камнями.

Л: Это вы объединили берег и камни. А что еще можно объединить?

Д: Первый медвежонок и льдина. Проворный медвежонок уже стоит на льдине и ждет брата.

Второй медвежонок и море. Второй медвежонок вылезает из моря на льдину.

Небо и облака. По серому низкому небу плывут белые пушистые облака.

Небо и море. Над холодным северным морем нависло дымчатое небо.

Берег и цветы. На каменистом берегу растут мелкие белые цветы.

4.Физминутка.

Встали быстро по порядку,
Как медведи на зарядку.
Лапы в стороны,
Согнули,
Вверх подняли,
Помахали.
На носочки поднялись,
Опустились,
Лапы вниз.
встали, руки вдоль туловища
руки в стороны
руки к плечам
руки вверх
машем кистями
встали на носки
опустились
руки опустили вниз.

 5. Составление загадок.

Л: А теперь давайте составим загадку про медведицу по схеме:

На что похоже? Чем отличается?
Д:
Как бурый медведь, но белая.
Как ком ваты, но живая.
Как созвездие, но живет во льдах.

 Л: составим загадку про облако по другой схеме.

Какой? Что такое же?
Д:
легкое как пух
белое как снег
пушистое как медвежонок.

 6.Выстраивание временной последовательности, составление рассказа.

Л: Что было с семьей медведей до того, как они пришли к морю?

Д: Медведица с медвежатами проснулись утром. Стояло короткое северное лето, и медведям было жарко. Поэтому они решили искупаться и отправились к морю.

Л: Что же они там увидели?

Д: Берег моря был усеян скользкими валунами, покрытыми мхом. Между камней росли мелкие северные цветы. Над холодным морем нависло серое небо, по которому плыли белые пушистые облака.

Л: И что же стали делать медведи?

Д: Маленькие медвежата первые залезли в воду. Они стали весело резвиться. Наплававшись, они вылезли на большую заснеженную льдину и стали ждать мать.

Медведица нырнула в море и поплыла к медвежатам.

Л: Как вы думаете, что медведи стали делать потом.

Д: Они проголодались и медведица стала ловить рыбу, чтобы накормить медвежат.

7. В конце занятия дети придумывают свои рассказы по картине.

На дом даётся задание нарисовать медведицу с медвежатами.

На следующем занятии рассказы можно записать и присоединить к детским рисункам.