Лесные пожары

Разделы: ОБЖ, Начальная школа


  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

а) Отгадав загадки, мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока.

Зимой и летом
одним цветом. (Ель, сосна).

Никто не пугает,
а вся дрожит. (Осина).

Не портной,
а всю жизнь с
иголками ходит. (Еж).

На припеке у пеньков
много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
держит алый огонек.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки. (Земляника).

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница).

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березы).

В шубе – летом,
А зимой – раздетый. (Лес).

Учитель: Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Дети: О лесе.

Учитель: Да, сегодня мы будем говорить о лесе и не только! Но прежде, чем мы узнаем, о чем мы еще будем говорить сегодня мы должны проверить домашнее задание. (Учитель объясняет как правильно заполнить карту).

б) Тест: “Природная зона лесов”.

1. Природная зона лесов состоит из…

а) пяти частей; б) двух частей;
в) трех частей; г) одной части.

 2. Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса; б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.

 3. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

4. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) дубы, сосны, ели;

в) березы, липы, лиственницы.

5. Лесным исполином называют:

а) благородного оленя;

б) лося;

в) медведя.

6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б) краснозобая казарка, кречет, стерх;

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

7. Экологические проблемы лесной зоны связаны:

а) с неумерной охотой и браконьерством, вырубкой;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

8. Охрана лесов – это:

а) обязанность государства;

б) обязанность государства и долг каждого гражданина;

в) забота самих обитателей леса.

 (Заполнив карту провести проверку правильности выполнения теста.)

3.Сообщение темы урока.

Учитель: Чтобы узнать тему урока, нам необходимо отгадать еще несколько загадок.

С языком – не лает,
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
Шипит и злится, а воды боится. (Огонь).

Без рук, без ног к небу ползет. (Дым).

Кто опасен всей округе
Знойным днем , в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый! (Пожар).

(По мере отгадывания всех загадок на доске должен появиться лес, объятый пламенем).

Учитель: О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети: О лесе и о пожаре.

Учитель: Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Дети: Лесные пожары.

4.Знакомство с новым материалом.

“Сказка об огне”.

(Материал подготовленный учениками)

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

- Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!

- А какая может прийти беда?

- Пожар.

- А что мы называем пожаром?

(Объяснение учащихся).

- А теперь прочитаем, что такое пожар на “Раздаточных листах” (раздаточные листы розданы заранее).

Учитель: Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины из-за которых возникают лесные пожары. (Причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет ответы детей.)

- брошенная горящая спичка, окурок;

- непогашенный костер;

- тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;

- люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

- осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

- хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).

- при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;

- выжигание сухой прошлогодней травы.

Учитель: Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же виноват, бывает чаще всего?

Дети: Человек.

Учитель: Мы с вами говорили о разных науках - психология, зоология, биология, а еще существует наука изучающая лесные пожары и называется она ПИРОЛОГИЯ.

Учитель: Когда начинается сезон лесных пожаров?

(Ответы детей.)

Учитель: Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.

В 1990 году первый пожар был обнаружен в январе на юге страны, а последний удалось потушить в конце ноября в Новосибирской области. Всего за этот год произошло около 32 тысяч лесных пожаров.

Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – Зоной бедствия. (карточка крепится на доску).

- Почему?

(Объяснения детей).

5. Физминутка. “Игра с искоркой”.

6. Какие бывают лесные пожары?

(На доске три рисунка, дети должны самостоятельно работая с “Раздаточными листами” определить на каком рисунке, какой пожар изображен).

Учитель: По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.

(Учитель рассказывает, а дети читают на “Раздаточных листах”).

7. Что делать, если вы попали в зону пожара?

а) учащиеся знакомятся с памяткой;

б) учитель объясняет по схеме, как правильно выйти из опасной зоны.

 8. Как спасать лес от пожара

В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01 (номер называют дети), сообщить точно адрес пожара и свою фамилию.

Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.

Охрана лесов от пожаров проводится как на земле, так и с воздуха (фотография), а еще для определения точного места и границ пожара используют космические спутники. Хотя Россия занимает первое место в мире по количеству лесов, необходимо ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану для этого надо прикладывать, большие усилия и нужна помощь всего населения.

9. Закрепление и проверка полученных знаний.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Давайте проверим, как мы все это запомнили.

Тест.

1. Как называется наука о лесных пожарах

а) экология;

б) прирология;

в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

4. Как тушат только что начавшийся пожар

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

 (Проверка по окончанию выполнения теста).

10. Домашнее задание и оценивание учащихся.

 Раздаточный лист.

Пожаром – называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.

Пирология- наука о лесных пожарах. (Записать в тетрадь).

Какие бывают пожары?

При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 м/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло-серого цвета.

Беглый пожар, особенно в начале, можно остановить захлестыванием ветвями.

При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2-5 км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь.

При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.

Слабые пожары – скорость 1 м/мин. и высота пламени не более 1.5 метров.

Средние пожары – скорость до 3 м/мин. и высота пламени 1.5 метров.

Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин. и высота пламени более 1.5 метров.