В современном мире, где люди получают огромное количество информации, где компьютерная грамотность - необходимое условие для того, чтобы не потеряться в быстром темпе сегодняшней жизни, меняется и роль преподавателя. В веке деятельность ради деятельности устраивает немногих. Что такое современный выпускник 11 класса? Это человек, который умеет самостоятельно поставить цель, выбрать метод её достижения и построить свою деятельность, исходя из ожидаемого результата.
Какой вклад в формирование современного выпускника можем внести мы, учителя начальной школы? Оказывается, очень значительный! Мы - “строители”, но только нам приходится иметь дело не с бетоном, а с людьми. И ответственность, поэтому, на нас лежит немалая.
С этой точки зрения, очень хорошим способом развития учащихся является увлечение ребят проектной деятельностью. Учитель в этом процессе выполняет роль консультанта: направляет, поправляет и контролирует. А вся деятельность принадлежит ученикам.
Как же выбрать интересную тему для проекта? Можно насчитать немного видов занятий, интерес к которым с годами не становится меньше. Несомненно, к их числу можно отнести разгадывание кроссвордов.
Однажды я показала ребятам, что использование кроссвордов в учебном процессе разнообразит обучение, делает его более интересным и увлекательным. Ребята очень активно заинтересовались не только проблемой разгадывания готовых работ, но и созданием собственных. Это многим показалось гораздо более увлекательным занятием. И началось систематическое и достаточно продолжительное исследование истории создания кроссвордов.
Сначала решалась задача познакомить учащихся с историей возникновения кроссвордов. Ребята с удивлением обнаружили, что первые известные кроссворды для взрослых были настолько несложны и примитивны, что сегодня с ними мог бы легко справиться даже первоклассник.
На следующем этапе исследования учащиеся узнали о разнообразии видов кроссвордов: чайнворды, сканворды, филворды, кроссворды - филворды. Познакомившись с принципами составления различных кроссвордов, ребята попытались создавать свои. Первые кроссворды моих учеников были универсальными, т. е. не были объединены какой-либо общей темой. По мере усвоения универсальных кроссвордов, я поставила более сложную задачу: создание кроссвордов тематических. Таким образом, в нашем классе появилось достаточно много сложных и увлекательных заданий, которые нашли своё применение на самых различных уроках: математике, уроках русского языка, чтения, природоведения, москвоведения и даже на уроках труда, от чего все они более живыми и интересными.
Так, с помощью кроссвордов, ребятам легче удалось освоить такие темы русского языка: “Словарные слова”, “Слова с безударными гласными в корне слова”, “Слова с непроизносимыми согласными”. Некоторые учащиеся составили кроссворды для уроков английского языка, чем очень удивили своих учителей, преподающих этот предмет.
На следующем этапе ребятам захотелось придать своим работам не только интересное содержание, но и оригинальную форму. Таким образом у нас появились кроссворды: “Совёнок” по природоведению, “Число 13” по математике, новогодний кроссворд “Пингвин”.
Последним и самым серьёзным этапом нашей исследовательской деятельности стало составление коллективных кроссвордов - работ, в процессе создания которых принимали участие несколько учащихся. В результате дети , объединённые общей целью, научились быть более организованными, стали дружнее, что также положительно сказалось на всём учебном процессе.
А чтобы результатами нашего творчества могли воспользоваться учащиеся и других классов, мы создали альбом “Кроссворды - это интересно!” ,куда вошли лучшие работы, отобранные на конкурсе кроссвордов, проведённом в нашем классе.
Также результатом нашего творчества стало создание фотоархива.
В процессе работы над проектом “Кроссворды - это интересно!” подтвердилось предположение, что изучение литературы по теме исследования в сочетании с практической деятельностью учеников позволит им научиться созданию собственных кроссвордов - интересных по содержанию и оригинальных по форме, которые найдут практическое применение в учебном процессе. В результате использования кроссвордов на различных уроках повысилась успеваемость учащихся, для некоторых ребят изучение ряда тем стало значительно проще, многие ученики стали активнее и увереннее в себе, а класс в целом стал собраннее и дружнее.
Мы очень благодарны нашим родителям, которых нам также удалось включить в эту увлекательную работу. Они поддерживали нас и помогали на всех этапах нашего исследования. Мы считаем, что именно поэтому результаты нашей деятельности оказались настолько плодотворными.
Хотим предложить вам несколько лучших кроссвордов учеников 3 класса, чтобы вы получили полное представление о нашей работе.
Кроссворд “Писатели и поэты” по чтению.
Задание : замените номера букв в русском алфавите самими буквами. Из букв в выделенных клетках составьте слово.
Задания кроссворда.
1. Музей-заповедник на юге Москвы.
2. Основатель Москвы.
3. Художник-иллюстратор, чей дом-музей находится по адресу : переулок Васнецова, 13.
4. Мэр Москвы.
5. Одно из высотных зданий Москвы, высшее учебное заведение.
6. Самый знаменитый московский театр.
7. Русский адмирал, в честь которого названа одна из станций московского метрополитена.
8. Красно-кирпичный символ Москвы.
9. Автомобильное “кольцо” Москвы.
10. До какой станции метро нужно доехать, чтобы попасть в Малый театр.
11. Великий клоун и артист, чьё имя носит один из московских цирков.
12. Памятник какому поэту стоит напротив кинотеатра “Пушкинский” ?
13. Самый быстрый вид транспорта в Москве.
Задания филворда.
Найди в филворде слова.
1. Математическое действие, обратное делению.
2. Что измеряется в квадратных единицах ?
3. Действие первой ступени.
4. Результат сложения.
5. Геометрическая фигура, которая может быть тупой, прямой и острой.
6. Результат вычитания.
7. Число, которое ничего не обозначает.
8. Название одного из компонентов вычитания.
Задания чайнворда.
1. Самый известный русский поэт.
2. Кто написал сказку “Ашик-Кериб”?
3. Известная детская поэтесса.
4. Отгадай ребус: марш + як я = а
5. Кто написал рассказ “Степь весной” ?
6. Самый известный русский баснописец.
7. Русский поэт, которого звали также, как и Пушкина.