ТИП: Урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ:
- Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе произведений: рассказа “Старый повар” К.Паустовского и музыкальной пьесы “Фантазия” В. Моцарта;
- Активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей;
- Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в музыке;
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Портреты В. Моцарта,
- К. Паустовского,
- раздаточный материал,
- проигрыватель,
- фонохрестоматия,
- доска,
- мел.
СТРУКТУРА
- Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
- Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
- Ознакомление с новым материалом;
- Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
- Подведение итогов урока;
- Постановка задания на дом;
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
- Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и с сегодняшнего урока ушли с новыми впечатлениями и открытиями.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
- Верите ли вы в счастье?
- А по-вашему, что такое счастье?
- Приведите примеры посетившего вас счастья?
(Дети приводят примеры)
- А для меня будет счастьем спеть любимую песню. А вы любите песни? Любите петь? Я предлагаю исполнить 1 куплет песни “Иногда” из репертуара Алсу.
(Исполнение 1 куплета песни)
- Знаете, ребята, я вас тоже давно ищу, чтобы с вами быть счастливой. Видеть ваши умные глаза и добрые лица. Для меня это тоже счастье.
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности:
Учитель зачитывает эпиграф:
А ведь: Каждый счастье понимает по-своему.
У каждого оно свое. Но есть вещи,
которые вызывают подьем и чувство счастья.
- Какие?
- Ну, хотя бы музыка. Или картины.
К. Паустовский. “Фенино счастье”.
- Чьи это слова? А кто такой К. Паустовский? (Писатель) А какие слова являются главными в эпиграфе? (Счастье, музыка – вывешиваются на доске) Мы к ним ещё вернёмся в конце урока.
Тема нашего сегодняшнего урока — “Музыка в …………….. ”. Необходимо заполнить пропуск в теме урока. (Музыка в рассказах). К.Паустовского называют “музыкальным советским писателем” Почему? (Потому что музыка часто звучит в его рассказах).
- Мы послушаем произведение из рассказа “Старый повар”. А вы, послушав его, ответьте на вопрос. Можно ли увидеть, услышать или почувствовать счастье?
(После прослушивания)
- Кто увидел счастье? Кто услышал счастье? Кто почувствовал счастье?
(Ответы детей)
Ознакомление с новым материалом
Вот краткое изложение рассказа “Старый повар” К. Паустовского. “Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: “Я всегда не любил священником и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет”.
Мария накинула платок, побежала в сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. “Говорите! - сказал он. — Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души”. И старый повар рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела, и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, - он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его и продал. “Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать это от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола”.
Старик заплакал: “Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!”. “То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь расскажите мне вашу последнюю волю”.
“Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!” — “Я сделаю это. А еще чего вы хотите?” Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: “Я хотел бы увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова”.
“Хорошо, - сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, повторил он. — Слушайте и смотрите”. И он заиграл. (Звучит “Фантазия” В.А.Моцарта)
Незнакомец перестал играть. Он сидел перед клавесином, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: “Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав... имя. Имя!”
“Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт”, - ответил незнакомец...”
Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
- Каких героев вы запомнили из этих произведений? А тогда какую роль сыграла музыка в рассказе?
- А можно ли ее назвать главным героем?
- Я вас попрошу еще раз мысленно вспомнить музыку. Закроем глаза, попробуем увидеть, услышать, почувствовать образ счастья.
- А помогает ли музыка быть счастливым?
(Ответы детей)
- Мы сейчас это проверим, выполнив задание по группам.
Задание 1 группе:
1. Дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе К.Паустовского “Старый повар”.
2. Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой на обороте. (На обороте задания предложены несколько вариантов названия произведений: “Мелодия”, “Счастье”, “Фантазия”, “Пробуждение чувств”. Дети доказывают, почему выбрали данное название).
Задание 2 группе:
1. Нарисуйте образ счастья, услышанного в музыке.
(Работа коллективная на 1/4 ватмана)
Задание З группе:
По картам настроений выберите ту, которая соответствует эмоциональному состоянию повара и услышанному произведению. Докажи. (Карта прилагается)
(После ответов детей и работы в группах)
- Музыка помогает стать счастливым?
- Вы любите чудеса? Любите превращения? Я сейчас вместе с вами превращусь в повара. А какими словами необходимо совершить превращение? (Крибле, Крабле, Бумс!)
- Встанем, закроем глаза и говорим заветные слова вслух, дружно: “Крибле, Крабле, Бумс!”.
(Открыли глаза)
- Мы с вами в рассказе “Старый повар”. Какое желание было у старика?
(“Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной”). Одно-единственное желание было у старика. А у нас есть возможность загадать еще одно от имени повара. Нам в этом помогут карты-пожелания “Я очень хочу”. (Карточки прилагаются)
(Выполняют задание, делятся впечатлениями):
- Остальные пустые шары пусть дома, после вашего рассказа об этом уроке, заполнят ваши родители (мама, папа). А еще одним домашним заданием будет вот что: вы напишите письмо с благодарностью Моцарту за музыку, которая сделала старика счастливым, как много лет назад.
- Все свои пожелания и письма вы мне пришлете, а я их отправлю в музей на родину Моцарта.
- А кто захочет еще поделиться своими ощущениями, то может взять дополнительное задание. Вот оно:
“Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до счастья?” (Карточки прилагаются)
ИТОГ УРОКА
1. Прочитайте еще раз эпиграф. Отражает ли он то, о чем мы говорили на уроке? А почему вы так думаете?
2. А кто помог увидеть, услышать, почувствовать счастье? (Паустовский, Моцарт)
З. А за что они вас бы похвалили?
4. А как бы оценили вашу работу писатель, композитор? От имени Моцарта, Паустовского поставьте себе оценки.
5. Кому В. Моцарт и К.Паустовский поставили “5”, “4”, “3”? Почему? (Дети комментируют оценки)
Рефлексия
У вас осталось на парте солнышко. Я еще раз включаю “Фантазию” Моцарта, а вы под ее звуки изобразите условно ваше настроение от урока.
Дорисуйте очертания рта: | ||
радость | грусть | безразличие |
Ребята, вы любите подарки?
В подарок от меня песня “Дом”, музыка и слова неизвестного автора. А вы мне можете подпевать. (Тексты у ребят на парте)
Спасибо за урок! До свидания.