В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки.
Научно-методический обзор
В музыкальном образовании имеет место некоторое противостояние подходов в обучении: развитие общих принципов дидактики на уроках музыки и принципов художественной дидактики. В этом плане дополняют и развивают тематическую основу традиционной программы Д.Б. Кабалевского (выстроенной по пути развивающей дидактики) программа “Искусство слышать” В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр, (группа авторов). Дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества. Несколько шире, с учётом изменившихся социокультурных условий деятельности современных образовательных учреждений, потребностей педагогов – музыкантов и обновления содержания технологий массового музыкального воспитания, выстроена программа Е.Д. Критской. Музыкальное искусство открывается перед ребёнком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идёт опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д
Таким образом, на примере создания новых методических комплектов мы видим усложнение, качественное изменение педагогических методик, видим попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения, стремление научить ребёнка вслушиваться в самого себя, “осознать, связать динамику звукового движения с динамикой движений психических” и таким образом влиять на процесс формирования человека. Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, я имею в виду в первую очередь информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объём знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в то же время, обогащая опыт, расширяя кругозор, направляет на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, учебно–воспитательный процесс не мыслим без формирования определённого объёма знаний. В ходе рассматривания данной проблемы остановимся на принципе научности в образовании В.Давыдов указывает, что он “…в традиционной дидактике понимается в узко эмпирическом, а не в подлинно диалектическом значении, т.е. не в значении особого способа мыслительного отражения действительности, восхождения от абстрактного к конкретному. Подлинная реализация принципа научности обучения связана с изменением типа мышления, проектируемого всей системы образования, т.е. с переходом к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления, которая лежит в фундаменте творческого отношения человека к действительности”. В современных программах по музыке нет речи о формировании какого–либо типа мышления, не говоря о теоретическом уровне, к чему собственно и обязывает принцип “научности”. Попытку связать программу по музыке с этим уровнем мышления, а не выводить в обучении систему содержательных обобщений теоретического уровня я и решила предпринять. По моему мнению, именно развитие музыкально-сенсорных способностей, практических навыков, психо–эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, гармоничный охват широкого культурологического пространства даёт мощный толчок для развития теоретического мышления. Методы работы педагога-музыканта идут параллельно с общедидактическими методами, но в то же время специфика деятельности имеет место. Базой для работы в преподавании музыки в школе является не терминологическое оформление художественно-педагогического процесса, а принципы, которые целиком и полностью вытекали бы из природы искусства – целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность.
Механизмы использования информационных технологий на уроке музыки
В своей работе я имею возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Заинтересовавшись этим материалом, я предложила его детям для изучения сначала после уроков в свободной деятельности, а затем стала вводить на уроках. В основном это были ученики 3-х, 5-х, 7-х классов, умеющие хорошо читать, владеющие компьютером. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсии, получили живой отклик в детской аудитории.
Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делаю акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Например, переходя к теме “Три кита ведут нас в широкий мир балета”, задача формулируется достаточно сложная: найти в справочнике термин “балет”, его характеристики и, вспомнив ранее прослушанные музыкальные произведения, найти этот фрагмент в каталоге, рассказать о нём, выразить наиболее яркие впечатления, пережитые во время прослушивания.
Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева, дети находят в мультимедийной энциклопедии историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.
Выразительно и ярко проходят уроки по теме “Природа в музыке” (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Так я получаю результат – самостоятельное выведение знаний. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение. Далее пытаюсь вывести детей на иной путь реализации практических навыков – творческий. Результаты своей работы отслеживаю в диагностических картах, где отмечаю различный уровень развития музыкальных способностей.
С формированием научного типа мышления связываю развитие “перцептивного” компонента музыкального мышления – неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов “слышания”, развитие ассоциативного мышления, внутреннего слуха, зрения, чувствительность к интонации. Отмечаю высокий, средний, низкий уровень. Анализируя результаты, корректирую не только содержание учебного процесса, но и методы.
Предлагаемая методика, безусловно, рассчитана на продвинутого ребёнка. Во всяком случае, дети должны быть готовы к изучению темы с помощью информационной технологии. Отсюда вывела требования к работе с информационными технологиями: глубокое знание первичного программного материала, знание компьютера, умение работать в данной программе, их общая подготовленность (развитие познавательных процессов, качеств личности).
Кроме субъективных проблем есть и сугубо объективные: неадаптированность компьютерных музыкальных программ для начальной школы не позволяет использовать их более широко. Работая над формированием всесторонне развитой личности, вижу необходимость привлечения специалистов к созданию современного программно-методического обеспечения музыкального образования. В сегодняшних условий, когда учитель не имеет возможности применять готовые программные материалы, одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы “Опера” можно использовать видеофрагмент (П.И.Чайовский “Евгений Онегин”). Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные экскурсии с использованием программы “Энциклопедия зарубежного классического искусства”, “Шедевры музыки” (<Рисунок1>) знакомят детей с музыкальными инструментами древнего мира и помогают услышать их звучание (<Рисунок2>), с историческим памятникам древнего мира и современного искусства (<Рисунок3>). Презентации могут широко использоваться на уроках музыки в 5-9-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Тема “Опера” (5 класс) Лекция учителя сопровождается показом презентации. В данном слайде рассматриваются фрагменты из опер русских композиторов XIX века (М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский и пр.), <Рисунок4>).
Рисунок 4
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.
При изучении темы “М.П. Мусоргский. Оперное творчество композитора. Разбор оперы "Борис Годунов” (7-й класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить либретто оперы и изучить состав (разобрать её на оперные формы). Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания (<Рисунок5>).
Рисунок 5
При первичном контроле в теме “Венская классическая школа” на уроке “В.А. Моцарт. Оперное творчество композитора” ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. При проведении школьного праздника, посвященного Великой Победе, была создана презентация с использованием фрагментов кинохроники времен Великой Отечественной войны, фотографий, песен, плакатов. Это позволило погрузить участников праздника в атмосферу эпохи военных лет, значительно усилило эмоциональное восприятие трудностей войны и значение победы.
Результативность предложенной методики
Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует
- личностному развитие учащихся;
- повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;
- росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
- изменению самооценки учащихся;
- воспитанию активности и самостоятельности;
- формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
- развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
- овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
- созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.
Заключение
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Есть ещё одна опасность, о которой следует сказать в данной работе. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видеометода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.
Список литературы
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Народное образование, 1998.
Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992 г.
Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973 г.
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.
Выготский Л.С. Психология искусства.
Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.
Лыс Л.И. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей. г.Киев., “Музыкальная Украина” ., 1989г.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996 г.
Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.
Шиянов Е.А., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., “Академия”, 2000 г.