Урок-соната

Разделы: Музыка

Класс: 5

Ключевые слова: современные технологии обучения, музыка, музыкально-художественная технология


Кажется неправдоподобным (!), когда школьники в течение одного урока музыки “проживают” путь творца при создании таких крупных сочинений как, предположим, сюита, соната, или симфония. Спрашивается, а для чего это нужно? Не проще ли обучать их пению, игре; выучить с ними ноты; добиваться, чтобы они знали произведения и композиторов…

Но может ли ребенок при таком беспроблемном, упрощенном преподавании искусства состояться как личность, как музыкант? Удастся ли ему решить для себя: “что значит творить (сочинять, исполнять, слушать) музыку, и зачем человек это делает?” и “что такое прожить жизнь в музыке?”, можно ли при этом “услышать музыкальную “партитуру Мира” и в ней различить свой собственный голос?” [1, С.121]

Именно для становления в ученике музыкальной культуры как неотъемлемой части его духовной культуры (то есть личностного становления ребенка) школьные учителя музыки и предпринимают решительные шаги, которые непременно приводят их к необходимости повышения своей методологической и методической культуры. При этом качество ее во многом зависит как от уровня осмысления, так и практического воплощения продуманного, связанного с преобразованиями уроков музыки, которые становятся не только уроками искусства, но и уроками духовности, и уроками культуры [2, С.59]. Использование возможностей музыкального искусства в “формировании духовной культуры личности” ученика становится здесь важной и первоочередной образовательной и воспитательной задачей; что, как известно, закрепилось в современных требованиях к выпускнику школы, который, считается, должен “знать/понимать” не только, скажем, “специфику музыки как вида искусства”, но и “возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни”, таких, например, как “войны и мира”, “личности и общества” и др. [3, С.18]

Поэтому, если учитель в своем методологическом продвижении сосредоточивает свои поиски и усилия на обеспечении “гуманитарного познания”, то есть не точности познания, а глубины проникновения (по М.М. Бахтину), а в методическом – на “освоении искусства”, его переживании, достижение которого возможно лишь через постижение “методов, вытекающих из природы самого искусства” (по Л.В. Школяр); то в постановке сверхзадач школьных занятий музыкой, их практическом воплощении, направленность остается прежней (которая была выдвинута еще в 70-е годы Д.Б. Кабалевским) – на “связи музыки с жизнью”.

При реализации этой главной темы школьных занятий, следует заметить, что педагог не может, конечно, не использовать включение (при освоении содержания музыкального образования) так называемого “местного” (то есть регионального) материала. Но как показывает практика, освоение “регионального компонента” (изучение которого предусмотрено государственным стандартом общего образования) продуктивнее проходит лишь тогда, когда “местный” материал представляется во взаимосвязи с тематическим построением урока, а не традиционно иллюстративно (скажем, через ознакомление с творчеством какого-либо “регионального” композитора или исполнителя). Это позволяет учащимся осознать не только взаимопроникновение культур, выявить, к примеру, общее в сюжетах, темах, образах изучаемых произведений, но и приблизить искусство к звучанию своего духовного (то есть внутреннего) мира, обеспечивающего реализацию собственной генетической потребности, связанной с возникновением искусства. А это, как мы знаем, главное: чтоб музыка зазвучала в ребенке, а ребенок – в музыке!

Как же может происходить такое нравственное культуроосвоение искусства (например, с помощью методов и приемов “здоровьетворящего” (авторского) [4,5] освоения музыки)/?

Так, предположим, на одном из уроков ваши пятиклассники пытаются осознать, что сюжеты, темы, образы музыки и литературы имеют общий источник – окружающую нас реальную жизнь. При освоении данной темы занятия ваши рассуждения с учащимися, вероятно, начнутся с того, что “если продолжить осмысление: “что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?” и “что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?”, – то непременно стоит задуматься: а “что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений?” и “что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов?”. Попутно, думается, следует выяснить у детей: “может ли устремленность самовыразиться через искусство стать источником вдохновения обычных людей (в том числе – и нас)?”. А для нахождения ключа к пониманию: “что же роднит музыку с литературой?” и “что является единым стержнем этих искусств?” – (в нашем случае) задания будут следующими.

Задания и вопросы (из партитуры “урока-сонаты”)

Задание № 1 (из “экспозиционной” части урока)

- Прочитай воспоминание ветерана. Составь краткий план пересказа. Попытайся запомнить чувства, которые возникают у тебя, когда ты мысленно, образами (как при просмотре фильма) пытаешься воспроизвести по плану события, происшедшие с героем. Как бы ты назвал свой будущий фильм?

В боях за Кубань

У каждого из нас, фронтовиков, своя судьба. Нелегко сложилась она и у меня. В пять лет остался сиротой. Рано начал зарабатывать на кусок хлеба.

После освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков добровольцем ушел на фронт. Уже в марте 1943-го вместе с другими молодыми бойцами 317-й стрелковой дивизии участвовал в боях в районе Голубой линии. Ходил в атаки, вел огонь по вражеским самолетам. Потом был контужен…

Когда лежал в окопе с оставшимися в живых бойцами и командиром, то пел песню: “Ты ждешь, Лизавета…”

Домой вернулся из госпиталя в августе 1945-го. Врачи признали меня нетрудоспособным. Но несмотря на полученные увечья (будучи совершенно глухим и ослепшим на один глаз) вырастил детей, трудился в колхозе. Мой производственный стаж – 60 лет. Награжден орденом Отечественной войны, медалями “За отвагу”, “За победу над Германией” и другими.

Наши судьбы сложились по-разному, но все мы были едины одной целью – спасти Родину от коричневой чумы. Вынесли многие тяготы. Но с честью пронесли знамя победы над миром.

С. Родионенко, ветеран, инвалид войны первой группы (“Степные зори” 30.10.04.).

Методические пояснения

Считая уместным изложить (в качестве примера) используемый на уроке “литературный источник”, хотелось бы обратить внимание на то, что “заметку” подобного рода (в редактируемом варианте) любой учитель может использовать на своем уроке, найдя соответствующий материал в публикациях своих местных газет и журналов. Хорошо, конечно, если этот материал будет представлять собой еще и художественную ценность. Хотя (по вполне понятным причинам) он может и уступать в этом, скажем, такому произведению как “Повесть о настоящем человеке”, так как далеко не всем (ныне живущим) ветеранам посчастливилось встретить на своем жизненном пути такого писателя как Бориса Полевого. С точки же зрения постановки учебно-воспитательных задач урока (воспитания любви к своей малой Родине, уважительного отношения к ветеранам войны, к их заслугам перед Отечеством; побуждений к творческой устремленности; освоения языка искусства: сюиты, сонаты, симфонии и др.) – ваш выбор будет оправданным.

При выполнении первого задания учитель иллюстрирует на экране наиболее удачные высказывания учащихся (делая при необходимости соответствующие обобщения), систематизируя их в специальной таблице, которая и становится темой обсуждения при выполнении следующего задания.

Задание № 2 (из “экспозиционной” части урока)

- Если бы тебе предложили быть режиссером музыкального фильма (которому ты дал условное название “Судьба ветерана”), что (в представленной на экране таблице) ты отнес бы к построению (форме) музыкальных иллюстраций, а что к содержанию либретто, то есть к сюжетному плану (схеме сценария)? Что в этом сценарии соотносится к темам сюжета, а что – к образам? Могут ли темы сюжета быть обобщенными образами? Может ли получившееся построение быть двухчастным? Как тогда оно могло бы называться: сонатой или “неоконченной” симфонией? А может ли получившееся построение быть многочастным (например, четырехчастным)? Как тогда оно могло бы называться: сюитой или музыкальными иллюстрациями? Может ли стать конкретный образ ветерана обобщенным (то есть похожа ли судьба нашего “героя фильма” на судьбы других известных тебе фронтовиков)?

? ?
? ?
I

часть

Нелёгкое детство - переживания, одиночества, сострадания…
2

часть

Лихолетье войны - войны, доблести, сражения…

- утрат, лишений (жестокости судьбы)…

- добротолюбия (веры, надежды, любви)…

3

часть

Созидание - доброделания, то есть стремления “быть нужным людям” (трудоспособным) и “семье” (воспитывать детей)…
4

часть

Торжество единства - единения людей (братства, счастья, свободы, победы сил добра над злом)…

Задание № 3 (из “экспозиционной” части урока)

- К какой части (формы), теме (сюжета) и образу соотносится каждый цвет в изображенной “линии жизни” фронтовика? Является ли такой путь смыслом жизни человека и общества? Что в нем – не приемлемо?

Примечание: При ответе используй психологическую трактовку (по Иоханну Иттену) духовной выразительности цвета.

ЦВЕТ: “линия жизни” Фиолетовый красный коричневый синий зеленый желтый
ТРАКТОВКА одиночества воинственно-агрессивный угрожающе-мрачный небесно-возвышенный созидающе-весенний сияюще-тёплый

Методические пояснения

Данное задание используется с целью “зрительной проекции” (в сознании ученика) музыкальной интонации; выявления сходства “звука” с “цветом” (для последующего выяснения близости “музыкального искусства” с “изобразительным искусством”); для обогащения интонационного словаря школьника (то есть пополнения словарного запаса в выражении художественных образов); обобщенно-образного представления языка сюиты, сонаты и симфонии (как “представителях” музыкального жанра, способных отобразить людские судьбы и судьбы человечества).

Небесполезной здесь будет и следующая информация, касающаяся высказывания замечательного русского композитора Сергея Ивановича Танеева, который однажды сказал, что если бы на Земле появились жители других планет, которым следовало бы за один час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Бетховена.

Попытки объяснить это примечательное высказывание и станут плавным переходом для выполнения следующего задания.

Задание № 4 (из “разработочной” части урока)

- Если бы тебе предложили быть музыкальным редактором, то фрагментами какой музыки ты проиллюстрировал бы фильм “Судьба ветерана”? К какой части построения (формы) сценария они бы относились?

Примечание: Прежде чем выполнить задание, послушай предлагаемую тобой музыку и спой знакомые мелодии песен и произведений. Подумай, вокальную или инструментальную музыку ты отберешь или это будет музыка разных жанров?


п/п
Предлагаемые (детьми) фрагменты сочинений Изучались
(класс)
Выбор
(на уроке)
Звучание
1. Вокализ. С. Рахманинов. 4-й + 1,5 мин.
2. Священная война. А. Александров.      
3. “Вставайте, люди русские” С. Прокофьев. 2 – 4-й + 2 мин.
4. Симфония № 2 (“Богатырская”). А. Бородин. 1, 4-й + 0,5 мин.
5. Симфония № 5 (тема рока). Л. Бетховен. 5-й + 1 мин.
6. Мелодия (из оперы “Орфей и Эвридика”). К. Глюк. 1, 3, 5-й + 1 мин.
7. Симфония № 6 (“Пасторальная”). Л. Бетховен. 1-й + 1,5 мин.
8. День Победы. Д. Тухманов.      
9. Симфония № 9 (тема радости). Л. Бетховен. 3-й + 2,5 мин.

Задание № 5 (из “репризной” части урока)

- Послушай (из отобранных фрагментов) созданную тобой композицию (фонограмму), сопоставляя звучание с (отобранными учителем) иллюстрациями, появляющимися на экране (с одновременно воспроизводимым текстом воспоминания ветерана), и дай характеристику услышанным интонациям. Какие темы и образы ты в ней услышал? Отобразили ли они темы и образы сюжета сценария? Смог ли ты “увидеть” сегодня интонации? При выполнении какого задания это произошло?

Методические пояснения

Из предлагаемых учителем иллюстраций (желательно, достаточно известных картин) могут быть: “Тройка” В. Перов, “1941 год” З. Кимм, “Защитники Брестской крепости” П. Кривоногов, “Оборона Севастополя” А. Дейнека, “Дыхание весны” Б. Неменский, “Победа” П. Кривоногов и др.

Задание № 6 (из “кодовой” части урока)

- Если бы ты был композитором, то (по созданному сюжету) в каком жанре было бы твое сочинение: оперы, сюиты, сонаты, симфонии, концерта, музыки к кинофильму (то есть “музыкальных иллюстраций”), попурри? Поясни свой выбор.

Задание № 7 (из “кодовой” части урока)

- Сделай вывод (обобщение):

1) Что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений?

2) Что их роднит (то есть, что является стержнем этих искусств)?

3) Что является источником вдохновения при создании музыкальных и литературных сочинений?

4) С какой музыкальной формой можно было бы сравнить сегодняшний урок: одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо, вариации, сонатной?

5) Испытал ли ты сегодня творческий порыв?

Из заданий (по выбору) для выполнения в творческой тетради ученика

1. Можно ли изменять содержание литературного первоисточника при создании либретто (изменять место действия, добавлять новые сцены, вводить новых действующих лиц)? Что именно тебе хотелось бы изменить или дополнить в сценарии “Судьба ветерана”?

Примечание: Вспомни содержание былины о “Садко” и либретто к опере-былине Н.А. Римского-Корсакова “Садко”. Это поможет тебе правильно ответить на вопрос задания.

2. Попробуй создать свою художественную композицию или изобрази в цвете “линию жизни” по составленному тобой сюжету: своего жизненного пути; либо жизненного пути твоих близких, друзей, знакомых; или твоего любимого (или вымышленного) художественного героя. В какой музыкальной форме и жанре это будет изложено?

3. Какими бы красками (цветом) ты изобразил: душу возлюбленной фронтовика; фашизм; “душу” военной песни”? Что здесь общее, а в чем различие?

4. Допиши (подражая Н.А. Некрасову) строчки стихотворения “Плач детей” (от имени сироты):

“В золотую пору малолетства
Все живое – счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам (мне)…

5. К какому эпизоду жизни людей можно соотнести иллюстрации картин “Победа” П. Кривоногова и “Цветы победы” М. Сарьяна? Что общего и в чем различие этих картин? С какой музыкой они созвучны?

6. В чем величие славы защитников Отечества, Родины и мира? Какие памятники культуры в твоем районе отражают эту славу?

7. Какой музыкой тебе хотелось бы самовыразиться? Какая музыка наполняет твои жизненные силы? В чем ты находишь источник вдохновения и энергии? Для чего человеку, людям нужно искусство? Помогает ли оно тебе или служит средством развлечения?

Литература

1. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М., 2001.

2. Модернизация художественного образования. Материалы Международной конференции “Д.Б. Кабалевский – композитор, ученый, педагог”. – М., 2004.

3. Сборник нормативных документов “Искусство”. – М., 2004.

4. Кустов В.В. Здоровьетворящее искусство (“Народное образование” № 2, 2002).

5. Кустов В.В. Уроки музыки – уроки искусства (“Искусство” № 12, 2004).

6. Сергеева Г.П. Музыка (учебник). 5 класс. – М., 2003.

7. Иоханнес Иттен. Искусство цвета. – М., 2004.